Статья по экологическому воспитанию Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности


Экологическое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности
Рощепкина Галина Викторовна
педагог дополнительного образования
МАУДО ЦДТ «Радуга»
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Что и педагог, и обучающийся являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий».
Таким образом, экологическое воспитания является составной частью общего образования и включает в себя решение задач формирования экологического мышления и экологической культуры обучающихся.
Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания обучающихся.
Помимо программ, предусмотренных учебным планом начальной школы, можно использовать возможности внеурочной деятельности, которая позволяет не только расширить и углубить знания детей в этой сфере, но также получить практические навыки и социальный опыт.
Реализация дополнительной образовательной программы «Экошкола» позволяет сформировать у детей понятие о природе как целостной саморегулирующейся системе. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.
Занятия по программе «Экошкола» требуют от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
Содержание программы выполняет ряд функций:
Просветительская функция.
Помогает ребёнку осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью её сохранения, предотвращения необратимого нарушения её целостности.
Развивающая функция.
Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
Воспитательная функция.
Формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к природе. Возникает чувство восхищения величием природы, её красотой. При этом пробуждается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности. Эта функция укрепляет патриотизм школьников.
Организующая функция.
Стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребёнка к природоохранной деятельности.
Прогностическая функция.
Развитие у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе. Предусмотреть, к чему ведёт нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе.
Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление работы (беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (природоохранные акции, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
На своих занятиях мы используем следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- Экскурсии в природу;
- Беседы, доклады, экологические праздники, акции;
- Проекты, исследовательские работы.
Снабжение учеников системой форм и методов, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.
На основании вышеизложенного, хочется сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеурочных занятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с детьми.
Используемые источники:
Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.
Землянская, Е. Н. учебные проекты младших школьников.// НШ. - 2005. - №9.
Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль «Академия развития» 1997г.
http://festival.1september.ru/articles/213264/http://www.ecosystema.ru