Внеклассное мероприятие ,,Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ” 8 класс


Внеклассное мероприятие
,,Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ”
(Национальная химическая лига)
Цель. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, заключение и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определении типов химических реакций, определение кислот, солей, оснований, оксидов(кислотных и основных), их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умение работать в группе.
Оборудование и материалы. Описаны в опытах.
Структура мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
3. Проникнемся «духом химии» - демонстрация опытов.
4. Открытие чемпионата НХЛ.
5. Состязания.
6. Подведение итогов и награждение.
7. Посвящение в Национальную химическую лигу.
8. Фейерверк в честь химиков.
9. Закрытие чемпионата НХЛ.
Вводное слово учителя.
Мы – химики, а химия это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребёнок – химик!». И это счастье, и это жизнь! Вы хотите спросить, почему становятся химиками? Да потому, что химия это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребёнок – химик!». И это счастье, и это жизнь!
Проникнемся духом химии – демонстрация опытов.
Наука из которой выросла химия, - алхимия, алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они так же занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них.
Опыт №1
Я могу зажечь спиртовку без спичек.(приготовить смесь к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)Опыт №2
У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! (смочить платок в воде затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает платок остаётся невредимым.)
Опыт №3
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня. (В один стакан налить на дно раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканы отверстиями поднести друг к другу, пойдёт «белый дым».)Открытие чемпионата НХЛ.
«Национальная химическая лига объявляется открытой! Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиками сражаются следующие команды…»
Класс делится на команды, выбирается капитана команды.
Состязания:
Состязание первое. Разминка. По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.
Для первой команды:
24 49 12 49 63 16 19 49 63 ч 88 63 18 19 52 49 74 11 18
ыПравильный ответ:
24 49 12 49 63 16 19 49 63 х и м и ч е с к и е 88 63 18 19 52 49 74 11 18
р е а к т и в ына
Для второй команды:
74 19 16 84 88 76 5 76 74
у 18 52 11 63 3 79 ь ь я !
Правильный ответ:
74 19 16 84 88 76 5 76 74
в к у с про б о в
18 52 11 63 3 79 а т ь н е л ь зя !
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
В то время, пока четверо учащиеся расшифровывают послание агента 007, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам: 1. Какой элемент всегда рад?(Радон, радий)
2. Какой газ утверждает , что он – это не он?(Неон)
3. Какой элемент является лесом?(Бор)
4. Какой элемент состоит из двух животных?(Мышьяк)
5. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца?(Уран, Нептун)
6. Какой элемент является настоящим «Гигантом»?(Титан)
7. Название какого металла несёт в себе волшебника?(Магний)
8. Какой элемент утверждает что может воду родить?(Водород)
9.Какой элемент утверждает что может кислоту родить?(Кислород)
Состязание второе. Эстафета.
На доске написано по 5 уравнений для каждой команды. Задача участников – по очереди расставить коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. Последним идет капитан, проверяя все уравнения.
1-я команда:
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
CaO + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
Na + H2O → NaOH + H2
P + O2 → P2O5
KOH + ZnCl2 → KCl + Zn(OH)2
2-я команда:
Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O
Fe2O3 + H2 → Fe + H2O
Mg + HCl → MgCl2 + H2
Al + O2 → Al2O3
Ba(NO3)2 +H2SO4 → BaSO4 + HNO3
Чтобы участники отдохнули, предлагается конкурс для зрителей.
В круглый аквариум наливают воды, немного фенолфталеина. В маленький химический стаканчик наливают немного щёлочи и ставят его в аквариум так, чтобы он не падал и жидкость из него не выливалась. Из зала вызывают двух участников. Им дают монеты одного достоинства и предлагают назвать все известные им металлы. В случае ошибки игрок кладёт штрафную монетку. Проигрывает тот, кто утопит стаканчик.
Состязание третье. Интеллектуальное.
Из списка веществ выбрать отдельно:
1-я команда: кислотные оксиды, основания.
2-я команда: основные оксиды, средние соли.
Свой выбор пояснить.
Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O3, As, BaO, Ba(NO3)2, H2SO3, Al2(SO4)3, N2O, KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO2, ClO3, Ag, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Br2O, Ba(OH)2.
Состязание четвертое. «Загадки и ребусы Старца из форта Баярд ».
Из меня состоит всё живое. Я – графит, антрацит и алмаз. Я – на улице, в школе и в поле, Я – в деревне и в каждом из вас. (Углерод)
Я – металл серебристый и легкий. Я зовусь «самолётный металл». И покрыт я оксидною плёнкой, Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)
Какой русский химик был знаменитым композитором? (Бородин.)
Какое молоко не пьют? (Известковое)
Какой элемент наиболее всего распространён во Вселенной? (Водород.)
Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть.)
Какой газ называется «веселящим»? (Оксид азота (I).)
Состязание пятое. Практикум.
В лабораторном штативе свободно закреплена пластиковая бутылка вместимостью 1,5 л вверх дном, которая на треть заполнена водородом. Пробка имеет отверстие.
Вопрос: что произойдёт с бутылкой, если поджечь пробку?
Минута на обсуждение. Во время обсуждения можно спросить мнение зала.
Затем команды представляют свои версии. После этого учитель поджигает водород в бутылке и он взрывается. Жюри подводит итог этого конкурса.
1. Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и технике:
Золото платина иридий родий осмий рутений палладий серебро
2. Назовите неметаллы:
азот гелий мышьяк теллур аргон йод неон углерод астат кислород радон фосфор бор кремний селен фтор бром криптон сера хлор водород ксенон
Подведение итогов и награждение .Жюри подводит итоги состязаний и называет:
Чемпиона НХЛ.
Самого химически активного участника.
Посвящение в Национальную химическую лигу
Учитель читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют : КЛЯТВА ХИМИКА
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал еликий Менделеев.
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Фейерверк в честь химиков!
В заключение мероприятия учитель демонстрирует опыт «Фейерверк».
( Для опыта необходимо смешать разные количества перманганата калия , порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки. )Закрытие чемпионата НХЛ.
Поздравляем чемпионов НХЛ с принятием в химики! Национальная химическая лига объявлена закрытой!
Спасибо за участие!

Показательный урок
для учащихся начальной школы
«ВСТУПЛЕНИЕ В НАУКУ ХИМИЮ»
Цель: заинтересовать учащихся начальной школы наукой химией, вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления.
Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов
Оснащение и оборудование урока.
1. На доске запись: « Вступление в науку химию. Химия-наука о веществах и их превращениях».
2. Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, платочек, держалка, щипцы .3. Реактивы: карбонат кальция, соляная кислота, вода, спирт, хлорид бария, серная кислота, калий, фенолфталеин, поваренная соль .Демонстрационные опыты.
1. «Получение газированной воды» ( взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой).
2. « Несгораемый платочек» ( горение платочка, смоченного водой и спиртом).
3. « Получение молока» ( взаимодействие хлорида бария с серной кислотой).
4. « Газированная вода с сюрпризов» ( взаимодействие воды с калием в присутствии фенолфталеина).
Лабораторный опыт « Очистка поваренной соли».
Ход урока
Ведущий 1. Вас сегодня пригласили в кабинет № 10 на урок удивительной науки- химии. Это очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг6 об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества.
Посмотрите, в этой колбе - газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарство… А из вот этого куска угля, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта…
Итак ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия- это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Ведущий 2. Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Любители химии вам их покажут.
Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?
Демонстрация опыта. Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильем прозрачной бесцветной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.
От удивления вы немного, конечно вспотели. Вам нужен платочек? Мы можем вам дать волшебный несгораемый платок. (Демонстрация опыта.) Не верите, смотрите: поджигаем; горит, но не сгорает. Разве не волшебство?!
Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. ( Демонстрация опыта.)
А в заключение наших чудес получим много газированной воды с сиропом и с сюрпризом. ( Демонстрация опыта.) Возьмем воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеин) и бросим маленький твердый кусочек. Вот сироп и готов. Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвещённых людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет, о чем наука химия? ( О веществах и их превращениях.) Правильно, молодцы!
Ведущий 1. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью.
В Китае, в XIII веке, как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец- мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом- солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.
Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн тонн соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно 5000 км
Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономит.
Ведущий 2. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать?..
В очистке нам поможет химическое оборудование, оно у вас на столе. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стеклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан. Проверим, как вы запомнили название оборудования. Я буду называть различные предметы, а вы должны их поднять… Молодцы!
Выполнение лабораторного опыта. Ведущий 2. Возьмите химический стан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой с резиновым кончиком помешайте полученную смесь, пока соль не растворится, перестаньте мешать, положите палочку на стол, на свое место. Так, все растворили?
Возьмите в руки фильтр, отсоедините один лист, вставьте в центр фильтра палец, смочите фильтр, вставьте в воронку и поставьте в пробирку (стакан). Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Смотрите, не перелейте через край!
Обратите внимание: через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и глины. Где соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить ее из воды? Воду надо выпарить.
Для этого возьмите спиртовку, поставьте ее на середину стола, снимите колпачок, поправьте пластину, фитиль расправьте в виде султанчика и зажгите. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, нанесите на него полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко. Только не касайтесь фитиля: он холодный, поэтому стеклышко может лопнуть. Что вы наблюдаете? Пар. Это испаряется вода. А на стеклышке что? Белая, читая соль самого высшего качества.
Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие? ( Из грязной соли получать чистую). А как вы это делали? ( Растворяли, фильтровали, выпаривали). А пригодится ли вам это в жизни? ( Да. Если у нас будет грязная соль, мы сумеем ее очистить.)Ведущий 2. Урок наш окончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.