МАСТЕР-КЛАСС по робототехнике на тему: «Образовательная робототехника»для профориентацииподростков и юношества


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МАСТЕР-КЛАСС
«Образовательная робототехника»

Подготовили и провели:
педагоги дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Садыков Г.Ф., Сироткин М.В.

Рузаевский МР - 2016
Тема: «Образовательная робототехника»
Место проведения: МАУ «Центр молодежной политики и туризма» Рузаевского МР, лаборатория ЦМИТ, ул. Маяковского, д.102.
Продолжительность мастер-класса: 45 минут
Цель мастер-класса: формирование профориентации подростков и юношества в процессе конструирования и программирования роботов NXT 2.0.
Задачи:
ознакомление с образовательной робототехникой;
развитие логического и алгоритмического мышления и навыков;
ознакомление с основной палитрой языка программирования NXT- G;
анализ готовой программы по поведению робота;
программирование робота на языке программирования NXT-G.
Оборудование:
Персональные компьютер (2шт), робот (2шт), собранный из деталей конструктора Lego Mindstorms 9797, поля для соревнований роботов, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал:
Роботы, собранные из деталей конструктора Lego Mindstorms 9797.
Структура мастер-класса
Оргмомент1 минута
Вводная часть
Вводная беседа 3 минуты
Презентация на тему 6 минут
Основная часть
Демонстрация готовых роботов 5 минут
Программирование (самостоятельное программирование роботов участниками мастер - класса): 20 минут
Демонстрация видеороликов с роботами, созданными в творческом объединении «LEGO – роботы» (видеоролики демонстрируются параллельно с самостоятельным программированием роботов участниками мастер - класса) 20 мин
Презентация роботов с самостоятельно написанными программами 5 минут
Заключительная часть
Подведение итогов 3 минуты
Рефлексия 2 минуты
Ход мастер-класса
Оргмомент: Приветствие, представление педагогов проводящих мастер - класс Вводная беседа: вступительное слово педагога Сироткина М.В. Презентация «Что такое робот», обзор применения и использования роботов в различных областях деятельности человека.
Садыков Г.Ф., объявление темы мастер - класса  - «Образовательная робототехника» универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в учреждениях дополнительного образования, обычных школах обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.
Робототехнику можно использовать в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования.
Одной из важных особенностей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство. Краткий рассказ о творческом объединении «LEGO – роботы» МБУ ДО «ЮНИТЭР» Рузаевского МР, краткие сведения о конструкторе Lego Mindstorms 9797
Демонстрация готовых роботов: Робот для соревнований «Траектория» (робот может двигаться вдоль черной линии по датчику освещенности), робот «Любопытный» (робот может по ультразвуковому датчику приближается к человеку, если расстояние больше 50 см и отъезжает от него при уменьшении этого расстояния), робот «Танцор» (робот с датчик ом звука – микрофоном, «танцует» совершая повороты вправо, влево, по громкому звуку), робот «Охранник» (робот с ультразвуковым датчиком – сонаром, охраняет территорию, предупреждает приближающийся объект, и стреляет из катапульты после второго предупреждения)
Программирование (самостоятельное программирование роботов участниками мастер - класса):
Участники мастер – класса выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного - по два человека на один компьютер с помощью педагога «пишут» создают простые программы для роботов:
- Робот говорит «Hello», «Lego», «Mindstorms», «Goodbye» и т.д.- Движение вперед, назад, поворот влево, вправо одним колесом, поворот по танковой схеме.
- Включить лампочку красного цвета, желтого цвета, зеленого цвета.
Каждая группа загружает созданную программу в робота и анализирует выполнение роботом программы.
Для участников мастер – класса не участвующих в программировании роботов демонстрируются видеоролики с роботами, созданными в творческом объединении «LEGO – роботы».
Афиширование - представление выполненных работ
Подведение итогов: На этом мастер – классе мы узнали, что называется роботом?, узнали область применения роботов, а самое главное мы научились самостоятельно создавать программы для роботов.
Рефлексия (Некоторые вопросы для рефлексии):
- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
- Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?
- Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? 
Заключительное слово: Благодарность всем участникам мастер – класса.
Детям, которые проявили интерес к робототехнике, сообщается адрес, по которому можно записаться в творческое объединение «LEGO – роботы»: г. Рузаевка, бульвар Школьный, д.1, телефоны руководителей творческих объединений по робототехнике.
Используемая литература и Интернет ресурсы
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей; Изд. Наука; Серия  Шаги в кибернетику; 2011г.
Козлова В.А., Робототехника в образовании [электронный ресурс] //http://lego.rkc-74.ru/index.php/ 2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011г.
Оуэн Бишоп Программирование LEGO MINDSTORMS NXT; 2008 г.
http://www. membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.
http://www. all-robots.ru Роботы и робототехника.
http://www. roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
http://www. robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
http://www. rusandroid.ru. Серийные андроидные роботы в России.