Рабочая программа по Лего-конструированию для 1 классов


РАССМОТРЕНО:
Заседание НМС
Протокол № от
УТВЕРЖДЕНО:
Директор

Приказ № от



«______» «________________» г.
«______» «_
________________» г










Рабочая программа по ЛЕГО - конструированию
для учащихся 1-х классов
на учебный год


Количество часов: 1
Программа: Примерная программа внеурочной деятельности по ЛЕГО – конструированию.
ЛЕГО-лаборатория, Рыкова Е.А. Учебно-методическое пособие -СПб, 2001,-59 С.

Руководитель:  Канаева Елена Владимировна





Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни.
Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «ЛЕГО - конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов ЛЕГО, позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Различают три основных вида конструирования:
по образцу
по условиям
по замыслу.
Конструирование по образцу. Ребёнок выполняет задание по готовой модели (изображение или схема).
Конструирование по условиям. При конструировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим).
Конструирование по замыслу. Данный вид конструирования предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Общая характеристика курса

Программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия ЛЕГО - конструирования главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение, к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

Цель курса:
Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:
Ознакомление с основными принципами механики;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических ( текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Развитие речи детей;
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Методическая основа курса:

Деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Методическое обеспечение образовательного процесса:
Конструктор Лего «Дом» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Технические машины» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Город» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Рабочие и служащие» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Общественный и муниципальный транспорт» - 18 шт.;
Компьютер;
Схемы сборки моделей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения курса «ЛЕГО - конструирование» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «ЛЕГО - конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;


Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «ЛЕГО - конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.

Результаты изучения учебного курса:
Умение работать в группе;
Решать задачи практического содержания;
Моделировать и исследовать процессы;
Переходить от обучения к учению;
Роль учителя меняется от наставника-тренера, к союзнику-помощнику.



Календарно-тематическое планирование по предмету «ЛЕГО-конструирование» в 1 классе


Неделя
Тема
Количество часов
Деятельность учащегося на уроке

1 неделя
Знакомство с ЛЕГО конструктором. Техника безопасности.

1
Познакомиться с конструктором «Lego». Знать и выполнять правила техники безопасности при работе с конструктором

2 неделя
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей
1
Создавать различные конструкции по схеме или по вымыслу.

3 неделя
Волшебные кирпичики.
1
Уметь работать по предложенным инструкциям. Научиться работать в паре и в коллективе. Реализовывать творческий замысел.

4 неделя
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.
1
Определять, различать и называть детали конструктора.

5 неделя
Конструкция. Строительство домов по схеме «Наш дом»
1
Создавать различные конструкции по схеме. Анализировать, планировать предстоящую практическую работу.

6 неделя
Конструкция. Строительство домов по схеме «Наш дом»
1
Создавать различные конструкции по схеме. Анализировать проделанную работу.

7 неделя
Строительство домов по схеме «Дом бабушки и дедушки»
1
Определять, различать и называть детали конструктора.

8 неделя
Строительство домов по схеме «Дом бабушки и дедушки»
1
Создавать различные конструкции по схеме. Анализировать, планировать предстоящую практическую работу.

9 неделя
Конструкция. Строительство домов и придомовой территории.
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

10неделя
Проектное занятие: «Дом моей мечты»
1
Создавать различные конструкции по схеме. Анализировать, планировать предстоящую практическую работу. Уметь работать в команде.

11неделя
Проектное занятие: «Дом моей мечты»
1
Создавать различные конструкции по схеме. Анализировать, планировать предстоящую практическую работу. Уметь работать в команде. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

12неделя
Знакомство с техническими машинами.

1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

13неделя
Конструкция. Сборка машин категории «Земля».
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

14
неделя
Сборка машин категории «Космос»
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

15
неделя
Сборка машин категории «Космос» и «Земля»
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

16
неделя
Проектное занятие. Технические машины
1
Уметь работать над проектом в команде или в паре, эффективно распределять обязанности. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций «Технические машины»

17 неделя
Проектное занятие. Технические машины
1
Уметь работать над проектом в команде или в паре, эффективно распределять обязанности. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций «Технические машины». Анализировать проделанную работу.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

18 неделя
Проектное занятие: «Гость из космоса»
1
Уметь работать над проектом в паре или индивидуально. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Земля, Космос».

19 неделя
Проектное занятие: «Гость из космоса»
1
Уметь работать над проектом в паре или индивидуально. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Земля, Космос». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

20
неделя
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором «Рабочие и служащие»
1
Познакомиться с конструктором «Lego». Знать и выполнять правила техники безопасности при работе с конструктором

21
неделя
Работа с мелкими деталями. «Люди вокруг нас».
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

22 неделя
Работа с мелкими деталями. «Люди вокруг нас».
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

23
неделя
Проектное занятие: «Гость из космоса»
1
Уметь работать над проектом в паре или индивидуально. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Земля, Космос». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

24
неделя
Работа по группам. «Люди разных профессий».
1
Уметь работать над проектом в паре или индивидуально. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Люди разных профессий». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

25
неделя
Работа по группам. «Люди разных профессий».
1
Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Люди разных профессий». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

26
неделя
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором «Город»
1
Познакомиться с конструктором «Lego». Знать и выполнять правила техники безопасности при работе с конструктором

27
неделя
Работа с конструктором «Город»
1
Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Город». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

28
неделя
Работа с мелкими деталями. Здания нашего города. Построение по схеме
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

29
неделя
Работа с мелкими деталями. Здания нашего города. Построение по схеме
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

30
неделя
Здания нашего города. Построение по схеме
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

31
неделя
Здания нашего города. Построение по схеме.
1
Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

32 неделя
Построение зданий по заданным условиям
1
Определять, различать и называть детали конструктора. Уметь работать по предложенным инструкциям.

33
неделя
Коллективная работа. Проектное занятие «Наш город»
1
Уметь работать над проектом в паре или индивидуально. Уметь распределять обязанности между собой. Знать технологическую последовательность изготовления конструкций категории «Люди разных профессий». Анализировать проделанную работу. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета ЛЕГО-конструирование:

1. ЛЕГО-лаборатория, Рыкова Е.А. Учебно-методическое пособие -СПб, 2001,-59 С.
Конструктор Лего «Дом» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Технические машины» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Город» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Рабочие и служащие» - 18 шт.;
Конструктор Лего «Общественный и муниципальный транспорт» - 18 шт.
Компьютер;
Схемы сборки моделей.

15