Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс ПНШ


Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 4 класс ПНШ
Проверочных работ – 9
Практических работ – 29
Проекты – 2
Тесты - 14
№ Основное содержание урока Кол-во часов Дата Примечание
История Отечества - 9 ч.
1 Древние славяне. Где и как жили славяне. Исторические картины быта, труда, традиций древних славян. Практическая работа №1 с исторической картой «Восточные славяне». 1 У. с.150-151
2 Занятия древних славян. От кого защищались древние славяне. Обожествление природы древними славянами. О чем может рассказать древний славянский календарь. 1 У.с.152
3 Древняя Русь. Объединение Новгорода и Киевского княжества. Значение богатырских застав для Руси. Великий князь Владимир Красное Солнышко и русские богатыри – Илья Муромец и Добрыня Никитич. Важнейший торговый путь «Из варяг в греки». Практическая работа №2 с исторической картой «Путь «Из варяг в греки». 1 4 Во что верили древние славяне. Почему славянская письменность названа кириллицей. Крещение Руси. Важность крещения Руси в истории нашей страны. Правление Владимира Мономаха. Почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым. Тест по теме «Крещение Руси» 1 У.с.154-155, с.156-157
5 Борьба Руси с западными завоевателями . Военные победы Александра Невского .Практическая работа №3 по карте «Невская битва» . Ледовое побоище. Тест по теме "Трудные времена на русской земле" 1 6 Возникновение Москвы. Когда была основана Москва. В какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. 1 7 Первые Московские князья. Периоды правления московских и киевских князей. Практическая работа №4 по «Ленте времени». Тест по теме: «Возникновение Москвы. Первые московские князья». 1 8 Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (Первое заседание клуба). Мировые религии. 1 9 Обобщение по теме «История Отечества». Наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Проверочная работа по теме: «История Отечества» 1 Земля – планета Солнечной системы - 3 ч.
10 Солнечная система. Возникновение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Появление високосного года. Практическая работа №5 «Выполнение модели Солнечной системы» 1 У.с.158-159
11 Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Проверочная работа по теме: «Земля – планета Солнечной системы» 1 У.с.160
12 Природа как важнейшее условие жизни человека. Природные зоны нашей страны. Причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Практическая работа с картой «Природные зоны России». 1 У.с.161-162
Путешествие по природным зонам России (13 ч.)
13 Ледяная зона (Второе заседание клуба). Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения и животные ледяной зоны. Практическая работа №6 по карте «Природные зоны России». 1 У.с.163-165, с.166-167
14 Ледяная зона (Второе заседание клуба).Арктика и человек. Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны. Заповедники ледяной зоны. Тест по теме: «Арктика». 1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
15 Тундра. Особенности неживой природы. Растения и животные тундры. Как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры. Практическая работа №7 по карте «Природные зоны России». 1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
16 Тундра. Тундра и человек. Деятельность людей в зоне тундры. Занятия жителей тундры. Охрана природной зоны. Таймырский заповедник. Тест по теме: «ТУНДРА» 1 У.с.168
17 Зона лесов . Растения зоны лесов. Основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса. Практическая работа №8 по карте «Природные зоны России». 1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
18 Животные леса. Взаимосвязь животных и растений этой зоны. Роль леса в природе и жизни человека. Охрана природной зоны. Заповедники, расположенные в лесной зоне России. Тест по теме: «Природная зона лесов». 1 У.с.169
19 Зона степей. Особенности неживой природы. . Растения и животные зоны степей. Редкие животные степей, занесенные в Красную книгу. Практическая работа №9 по карте «Природные зоны России». 1 У.с.170-172
20 Зона степей. Степи и человек. Деятельность человека в степи. Заповедники и охранная деятельность человека в зоне степей. Тест по теме: «ЗОНА СТЕПЕЙ»
1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
21 Зона пустынь. Особенности неживой природы. Растения и животные зоны пустынь. Цепи питания между обитателями зоны пустынь. Практическая работа №10 по карте «Природные зоны России». 1 У.с.173-176
22 Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу полупустынь и пустынь. Тест по теме "Пустыня"
1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
23 Субтропическая зона (Третье заседание клуба). Природные условия субтропиков. Растения и животные Черноморского побережья Кавказа. Практическая работа №11 по карте «Природные зоны России». 1 У.с.177-181
24 Субтропическая зона (Третье заседание клуба) Деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Охрана природы Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. Правила поведения у моря. Тест по теме: «У ЧЁРНОГО МОРЯ»
1 Подготовка к защите проекта «Секреты природных зон»
25 Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Готовимся к школьной олимпиаде. Защита проекта «Секреты природных зон». Проверочная работа по теме: «Природные зоны России» 1 Родной край – часть великой России - 9 ч.
26 Твой родной край. Родной край – частица России. Родной город, регион: название. Границы родного края. Особенности труда людей родного края. Святыни родного края. Практическая работа №12 по карте «Тульская область» 1 27 Московское время. Часовые пояса. Практическая работа №13 по карте «Часовые пояса России».
1 28 Карта твоего края. Положение родного края на карте России. Поверхность и водоемы твоего края. «Холмистая» и «плоская» равнина . «Искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).А что можешь сделать ты? Правила поведения по охране поверхности земли. Практическая работа №14 по физической карте России. 1 29 Полезные ископаемые твоего края. Понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Практическая работа №15 по карте «Полезные ископаемые» 1 30 Растения твоего края. Отрасли растениеводства. «Учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. 1 31 Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.
1 32 Народные промыслы твоего края. Современные умельцы родного края. Практическая работа №16 по карте «Народные промыслы». 1 33 Дарвинский заповедник. Заповедные места твоего края. Заповедные и охраняемые места родного края. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Правила безопасного поведения в природе. Практическая работа №17 по карте «Охраняемые территории». 1 34 Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». Достопримечательности родного края. Олимпиадные задания. Проверочная работа по теме: «Родной край – часть великой России» 1 Человеческий организм - 13 ч.
35 Письмо руководителей клуба школьникам. Забота о здоровье. Как устроен организм человека. Понятия «орган», «система органов». Общее представление о строении и основных функциях организма человека. 1 36 Путешествие мир клеток. Понятие «ткань». Сравнение внешнего вида ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. 1 У.с.118-121
37 Самый большой орган чувств. Термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Значение кожи для организма человека. Практическая работа № 18 по теме : «Строение кожи». 1 У.с.122-123
38 Как человек двигается? Термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Части скелета (череп, позвоночник), назначение костей скелета человека. Значение мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя. Строение костей. Значение правильной осанки при сидении и ходьбе. 1 У.с.124-130
39 Пищеварительная система. Понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Процесс пищеварения. 1 У.с.131-132
40 Пищеварительная система. Необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). Правила питания. Тест по теме: «Пищеварительная система». 1 41 Система кровообращения. Органы кровеносной системы. Строение и работа сердца. Циркуляция крови по организму. 1 У.с.133-137
42 Система кровообращения. Состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма). Тест по теме: «Система кровообращения». 1 43 Познакомимся с дыхательной системой. Всё о вдохе и выдохе. Понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Путешествие воздуха в организме человека. Практическая работа № 19 по теме: «Путешествие воздуха в организме человека». 1 44 Береги свои легкие. Работа голосовых связок. О вреде курения. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Тест по теме: « Дыхательная система». 1 У. 138-142
45 Как почки удаляют из организма вредные вещества. Строение мочевой системы. Органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена). Основное назначение почек. 1 46 Нервная система человека. Особенности строения нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы. Защитные рефлексы организма. Тест по теме: «Нервная система».
1 У.с.142-144
47 Обобщение по теме «Человеческий организм». Проверочная работа по теме «Человеческий организм» 1 Изучаем органы чувств - 7 ч.
48 Как мы воспринимаем окружающий мир (Четвертое заседание клуба). Спроси у носа; что такое запах. Общее понятие об органах чувств. Нос – орган обоняния. Строение и значение носа. Правила ухода за органом обоняния. Практическая работа № 20 по теме: «Нос – орган обоняния». 1 49 Высуни язык и скажи: «А». Язык-орган вкуса. Строение и значение языка. Правила ухода за зубами и языком. Практическая работа № 21 по теме: «Язык-орган вкуса». 1 50 «Взгляд» на глаз. Строение и значение глаза. Береги зрение. Правила ухода за глазами. Практическая работа № 22 по теме: «Глаз – орган зрения». 1 51 Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Строение уха. Значение органа слуха.
Практическая работа № 23 по теме: «Ухо не только орган слуха». 1 52 Ухо – орган равновесия. Правила ухода за органом слуха. Практическая работа № 24 по теме: «Ухо – орган равновесия». 1 53 Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Строение кожи. Значение органа осязания. Правила ухода за органом осязания. 1 54 Советы школьного врача. Как помочь человеку до приезда врача. Игры детей и дорожная безопасность. Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. Проверочная работа по теме «Органы чувств» 1 Путешествие по странам мира - 6 ч.
55 Границы России. Введение понятия «государство». Соседние государства и их столицы. Основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.
Практическая работа № 25 с политической картой мира (западные соседи). 1 56 Границы России. Соседние государства и их столицы. Исторические памятники соседних с Россией государств. Практическая работа № 26 с политической картой мира (восточные и южные соседи) Тест по теме: « Границы России». 1 57 Соединенные штаты Америки. История и культура США. Главные города и столица США. Основные достопримечательности, исторические памятники США. Терроризм – международное зло. Практическая работа № 27 с политической картой мира. 1 58 Великобритания. История и культура Великобритании. Главные города и столица Великобритании. Основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании. Практическая работа № 28 с политической картой мира. 1 59 Франция. История и культура Франции. Главные города и столица Франции. Основные достопримечательности, исторические памятники Франции. Практическая работа № 29 с политической картой мира. 1 60 Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Сухопутные границы России с шестнадцатью государствами. Проверочная работа по теме «Страны мира». Проект по теме: «Путешественники и славные исследователи северных берегов Азии XVII века» 1 Москва как летопись истории России - 4 ч.
61 День народного единства. История памятника Минину и Пожарскому в Москве. Победы московских князей над иноземными захватчиками. 1 У.с.145-147
62 Москва: память о войне 1812 года. История создания памятника «Триумфальные ворота». Значение войны 1812 года. Памятники, посвящённые войне 1812 года. 1 У.с.148-151
63 Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Причины возникновения Великой Отечественной войны 1941 -1945. Хронологические рамки и итоги войны. 1 У.с.152-155
64 Памятники Москвы покорителям космоса. Первый космонавт –Ю.А. Гагарин. История освоения космоса. Достижения России в освоении космоса. Проверочная работа по теме: «Москва как летопись истории России». 1 Мы – граждане России - 4 ч.
65 Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация. Все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия). Исторические столицы России. Государственные символы России. 1 66 Основной закон страны – Конституция России. Понятия «федерация», «республика». Права и обязанности граждан России. Охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан. 1 67 Президент России .Правительство страны. Главная задача парламента – принятие законов, регулирующих жизнь страны..1 68 Подведение итогов года. Основные элементы Государственной символики России. Историческое значение и основные достопримечательности родного города. Проверочная работа по теме «Мы – граждане России». 1