Урок литературного чтения Весна в произведениях русских поэтов А. Плещеева и А. Майкова для 1 класса


Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Весна в произведениях русских поэтов А. Плещеева и А. Майкова».

Цели: создать условия для знакомства с произведениями, их авторами; для развития умения сравнивать поэтические произведения; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, объяснять смысл названия произведения, сравнивать литературные произведения.
Личностные: уметь опираться на личные переживания и впечатления в процессе размышлений над стихотворением.
Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения заданий, уметь находить в стихотворении слова, выражения, которые передают настроение автора, описание природы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, учебный диалог, методы проблемного обучения.
Образовательные ресурсы: презентация, «Времена года» П.И. Чайковского, карточки с заданиями.



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечание

I
Организационный этап
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Я хочу вас попросить, чтобы вы не волновались, не стеснялись отвечать, меня внимательно слушали, активно работали.
- Помните, вы и ваша работа на уроке – самое главное!
- Дети слушают.


II
Определение темы урока.
Целеполагание.
- Ребята, отгадайте загадку:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла

- Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой загадки?


- Вы совершенно правы. Послушайте, как звучит весна.

- Ребята, мы сегодня начинаем работу над новым разделом. А над каким, вы должны узнать сами.
- Это задание вы будете выполнять в группах.


- На голубых листочках записаны названия нескольких разделов учебника.
- Как вы думаете, какое задание будете выполнять?
Вы должны определить раздел, над которым мы будем работать.



- К какому выводу вы пришли?



- Как вы рассуждали?

- А что такое капель?

- У вас на парте лежит словарик. Найдите это слово и его прочитайте значение.




- Итак, раздел называется «Апрель, апрель! Звенит капель»

- Ребята, что вы хотите узнать?




- Мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов о весне, о природе.

- Чему вы хотите научиться?


- Мы научимся читать с выражением стихотворения, будем учиться сравнивать стихотворения разных поэтов, будем учиться слушать их звучание.

Дети слушают.







Весна.

- Потому что наступила весна.
- Потому что мы, наверное, будем читать произведения о весне.





Дети садятся в группы и слушают задание.

Выполняют задание.

Высказывают предположение.





Выступает представитель одной группы, а остальные соглашаются или нет.

-Апрель – это весенний месяц.
- Капель бывает только весной.
Высказывают своё мнение.

Берут словарик и читают вслух: «капель» - падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и с деревьев; сами такие капли.

Дети открывают учебники на с.63


- Мы хотим узнать, какие поэты писали о весне?
- В каких произведениях говорится о весне.




- Я хочу научиться хорошо читать









Слайд №1
Весна




«Времена года» запись






1. «О братьях наших меньших».
2. «Апрель, апрель! Звенит капель»
3. «Я и мои друзья»

















Слайд №2
Апрель, апрель! Звенит капель

III
Планирование работы
- Ребята, сначала мы познакомимся со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась». Затем со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка». Сравним стихотворения этих авторов.





- Ребята, свою работу на уроке будете оценивать сами.
У вас на парте лежит листок с изображением жёлтого круга. Ваша задача превратить его в солнышко
- Что для этого надо сделать?

- Лучи можно нарисовать только тогда, когда вы выполните задание. Длинные лучи – поработал успешно, короткие лучи – не совсем успешно.

Дети слушают и смотрят.









Находят листок.

- Надо нарисовать лучи.
Вывешиваются карточки:
1. А.Майков «Ласточка примчалась»
2. А.Плещеев «Сельская песенка»
3. Сравнение стихотворений.

Карточки с жёлтым кругом.

IV
Знакомство со стихотворением «Ласточка примчалась» А. Майкова
- Это портрет А. Майкова.
- Послушайте стихотворение. Учитель читает наизусть.

- Понравилось ли оно вам? Почему? ОЦЕНКА.


- О чём говорится в стихотворении? ОЦЕНКА.




- Ребята, а вы сможете узнать ласточку среди других птиц? ОЦЕНКА.

- Приготовили Памятки.
- Как читаем первый раз?

- Я нашла в этом тексте трудные слова: при-мча-лась, хмурь-ся.
- Как мы над ними будем работать?


- А какие слова нашли вы? ОЦЕНКА.


- Теперь как надо прочитать стихотворение? ОЦЕНКА.



- Ребята, быстро мы прочитали стихотворение. Над чем надо сейчас поработать?

- Работаем по Памятке.

- С каким настроением будем читать?

- Ребята, что необычного заметили в стихотворении?


- А что услышал поэт в пении ласточки?

- Как мы ещё можем прочитать его? ОЦЕНКА.


- Как распределим роли? ОЦЕНКА.


Смотрят.
Слушают.

Высказывают свои впечатления.


- Говорится о ласточке, о том, что она прилетела из-за бела моря и запела песню.


- Да, сможем.


Открывают Памятки.
- Читаем медленно.

Читают по слогам и быстро.




Читают свои слова сначала медленно, потом быстро.

- Быстро.
Читают быстро по одному и «цепочкой»


- Над выразительностью.

- Читают выразительно.

Высказывают мнение.

- Ласточка разговаривает.


- Читают отрывок.

- По ролям.


- Автор и ласточка.

Читают по ролям.

Слайд №3
Портрет А. Майкова









На доске – изображения птиц.































Раздаются коронки «ласточка» и «автор».

V
Физминутка
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Дети выполняют движения.


VI
Знакомство со стихотворением «Сельская песенка» А. Плещеева
- Это А. Н. Плещеев. Он написал стихотворение «Сельская песенка».

- Закройте глаза и послушайте стихотворение.

- Понравилось стихотворение?

- О чём говорится в стихотворении?

- О каких приметах весны пишет поэт?


- Почему с ласточкой «солнце краше и весна милей»?




- Как вы будете работать над стихотворением: в парах, самостоятельно?

- Как вы будете читать?

- В тексте вам встретятся слова: про-ще-бечь, зе-ле-не-ет,


- Ребята, а если вы встретите незнакомое слово в тексте, как вы поступите?

- Проверим, как вы поработали.

- Читаем «цепочкой»

- Какое настроение дарит это стихотворение?

- Кто хочет прочитать выразительно?

- Ребята, а вы слышали, как щебечут ласточки?


- Ребята, а вы знаете, что ласточки могут поселиться под крышей дома? И на Руси это считалось хорошей приметой.
- Ребята, почему весной мы должны быть особенно бережными с птицами?


Дети смотрят.


Дети слушают.



- Говорится о весне.

- Солнышко блестит, травка зеленеет, прилетают птицы.

- Ласточка прилетает в конце апреля. Ей радуются и поэтому вокруг всё нравится: и солнце, и весна.

Дети делают выбор.


- Медленно и тихо.





- Мы посмотрим в словарике или спросим у учителя.



Читают «цепочкой»

- Дарит радостное стихотворение.

Читают по желанию.

Отвечают.





- Потому, что весной они выводят птенцов. Не надо разорят их гнёзда.
Слайд №4
Портрет А. Плещеева







Слайд №5
Весенний пейзаж.















Сени, милей, краше










Запись пения ласточки.

Слайд №6
Гнездо ласточки

VII
Физминутка




VIII
Сравнительный анализ стихотворений.
- Ребята, чем похожи эти стихотворения?


- Как поэты относятся к весне?

- Какие слова нам помогают это понять?

- Что нам хотел сказать А.Н. Майков?
- Что хотел сказать А.Н. Плещеев?

- А в чём отличие стихотворений?
Обращает внимание на ритм.

- Какое стихотворение понравилось и почему?

- В них говорится о ласточке, о весенних приметах.

- Они её ждут и радуются.









Читают стихотворение, которое понравилось.


IX
Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу и пришла пора подвести итоги.

- Что вы узнали нового?
- Чему вы научились?

- Продолжите фразу
- Мне понравилось
- Мне было трудно
- Теперь я могу






- Посмотрите на свои солнышки.
- Почему рисовали солнышко?
- Ребята, какое у вас настроение было на уроке?
- Если весёлое, то нарисуйте улыбку, если спокойное – солнышко без улыбки, а если грустное – солнышко грустит.

- Давайте повесим солнышки и посмотрим, у кого оно самое лучистое?

- Сегодня в центре нашего внимания была ласточка. Я вам раздам ласточек.
Если вы довольны своей работой, ваша ласточка летит высоко, если не очень довольны – низко.












Дети приклеивают ласточек.














15