Научно-практическая конференция Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях Скитальца


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.М.Потапова с.Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области
Научная конференция

Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях Скитальца.
Секция «Литература»
Выполнила: Фомина Александра Сергеевна
ученица 9 класса
ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………. …….3
Глава I. Теоретические основы изобразительно-выразительных средств языка в литературных произведениях Скитальца
1.1.Изобразительно-выразительные средства………………………5
1.2. Скиталец — поэт моего края……………………………………7
Глава II. Научно-исследовательская работа по изобразительно-выразительным средствам языка в произведения Скитальца
2.1. Анализ прочитанных произведений Скитальца………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………..19
Введение
Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
А.Н.Радищев
Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая их произведения, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и. подчас забываем, что литература - это искусство слова.
Выбирая тему для своей научно-исследовательской работы, я обратила внимание на писателей Горьковского периода. Один из таких писателей жил в моей области. Это Скиталец. Мне очень понравилось его творчество, особенно изобразительно-выразительные средства языка в его произведениях. И именно это повлияло на мою тему для научно-исследовательской работы.
Актуальность.
В современном мире большую популярность набирают изобразительно-выразительные средства русского языка. Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приемами и средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь и готовит нас к сдаче ЕГЭ, на котором проверяются умения распознавать и применять эти средства.
Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.
Цель исследования: теоретически обосновать изобразительно-выразительные средства в литературных произведениях, показать их уникальность.
Задачи исследования:
1.На основе теоретического анализа методической литературы по изобразительно-выразительным средствам в литературных произведениях отобрать ключевые понятия и структурировать их.
2.Раскрыть сущность изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях Скитальца как проблему.
3.Выявить сущность изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях Скитальца.
4. Провести сравнительный анализ исследовательской работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, изучение произведения Скитальца, сравнение результатов.
Гипотеза исследования:
- раскрыта сущность изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях Скитальца как проблему.
-выявлена сущность изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях Скитальца.
- проведен сравнительный анализ исследовательской работы.
Объект исследования: изобразительно-выразительные средства
Предмет исследования: изобразительно-выразительные средства в произведениях Скитальца.
Глава I. Теоретические основы изобразительно-выразительных средств языка в литературных произведениях Скитальца
1.1. Изобразительно-выразительные средства языка.
Как один из видов искусства, литература обладает собственными художественными приемами, основанными на возможностях языка и речи. Их обобщенно именуют термином «изобразительные средства в литературе», или тропы. Задача этих средств – предельно выразительно описать изображаемую действительность и передать смысл, художественную идею произведения, а также создать определенное настроение. Уникальная способность литературы – рисовать словами.
Тропы и фигуры
Выразительно-изобразительные средства языка – это разнообразные тропы и фигуры речи. Слово «троп» в переводе с греческого означает «оборот», то есть это какое-то выражение или слово, употребленное в переносном значении. Троп как изобразительно-выразительное средство в литературе автор использует для большей образности. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие художественные приемы относятся к тропам. Фигуры речи – это речевые обороты, усиливающие эмоциональный тон произведения. Антитеза, эпифора, инверсия и многие другие – это изобразительные средства в литературе, относящиеся к стилистическому приему под общим наименованием «фигуры речи». Теперь рассмотрим их подробнее.
Эпитеты
Самый распространенный литературный прием – это использование эпитетов, то есть образных, нередко метафоричных, слов, живописно характеризующих описываемый объект. Эпитеты мы встретим в рассказах Скитальца «Миньона», «Полевой суд» и др. Чем выразительней эпитет, тем эмоциональней и ярче образ, создаваемый художником слова.
Метафоры
Термин «метафора» пришел к нам из греческого языка, как и обозначение большинства тропов. Он буквально означает «переносное значение». Если автор уподобляет капельку росы крупинке бриллианта, а багряную гроздь рябины костру, то речь идет именно о метафоре.
Оксюморон
Изобразительно-выразительное средство в литературе – это также и оксюморон. Стилистическая фигура, которая может оказаться и стилистической ошибкой – объединение несовместимого, в дословном переводе это греческое слово звучит как «остроумно-глупое». Примеры оксюморона – названия рассказов «Кузнец», «Икар», «Октава»
Инверсия
Какие изобразительные средства в художественной речи могут встретиться еще? Инверсия. Термин произошел от латинского слова и переводится как «перестановка, переворачивание». В литературе инверсией называют перестановку слов или частей предложения с обычного на обратный порядок. Делается это для того, чтобы высказывание выглядело более значительным, хлестким или красочным: «Многострадальный наш народ!», «Век безумный, ошалевший».
Олицетворение и сравнение
Живописными тропами являются сравнение и олицетворение. Эти изобразительные средства в литературе создают особую поэтику, апеллирующую к культурной эрудиции читателя. Сравнение – наиболее часто употребляемый прием, когда клубящийся вихрь снежинок у оконного стекла сравнивается, например, с роем мошкары, слетающейся на свет (Б. Пастернак).
Итак, изобразительно – выразительные средства языка создают эмоциональную окраску и определенное настроение.
1.2. Скиталец — поэт моего края. Портрет и биографическая справка.
Скиталец (Степан Гаврилович Петров) (1869–1941) родился в селе Обшаровке бывшего Самарского уезда, в семье крестьянина. Детство его было тяжелым и безрадостным. Впечатления этого периода жизни легли в основу многих автобиографических произведений Скитальца. Раннему пробуждению духовных интересов будущего писателя в немалой степени способствовала его бабушка, о которой Скиталец вспоминал с особой теплотой: «Была она талантливой сказочницей. Народных сказок знала великое множество и умела их рассказывать фантастически, великолепным сказочным языком, в лицах, с пением и прибаутками. Именно она своими сказками, кротким характером и всею своею незлобивою и благородной личностью внушила мне на всю жизнь любовь к поэзии, ко всему прекрасному и все лучшие человеческие чувства, каких потом не могли вытравить ни школа, ни люди, ни жизнь».
Благотворно повлиял на формирование будущего писателя его отец — талантливый, незаурядный человек; он прекрасно играл на гуслях, учился столярному ремеслу, токарному и резному делу, рисованию. Находясь в больнице в течение двух лет, отец Скитальца изучил арифметику, много читал книг по медицине, праву, астрономии, самоучкой постиг французский язык. Он послужил прообразом главного героя повести «Сквозь строй», рисующей годы суровой юности писателя.
После окончания начальной школы, а затем сельского двухклассного училища Скиталец в 1885 году поступил и Самарскую учительскую семинарию, но не закончил ее: и 1887 году он был исключен из последнего класса за «политическую неблагонадежность». В это время он был связан с передовой, революционно настроенной молодежью, занимался в кружке самообразования семинаристов, где читали «Капитал» Маркса. Здесь же проявились и литературные способности юного Скитальца. Им была написана большая поэма «Кабала» — о трудовой жизни его отца. Поэма была принята редакцией провинциальной газеты, но цензура запретила ее, и она распространялась в рукописных экземплярах.
«С 1893 по 1897 год, — вспоминал писатель, — путешествовал по югу России в поисках жизненного пути: работал в земстве, вращался в студенческих революционных кружках, был певцом в бродячей труппе, с которой исколесил Украину, Крым, Бессарабию, Западный край… В годы этих путешествий случайно впервые начал печататься в провинциальных газетах».
Возвратившись в Самару, Скиталец становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», пишет из номера в номер стихотворные фельетоны, рассказы, легенды, поэмы, сказки.
Случилось так, что первый свой фельетон в стихах он отнес в редакцию «Самарской газеты» без всякой подписи. «На другой день, — вспоминал писатель, — я увидел напечатанным мой фельетон за подписью «Скиталец». Когда он зашел в редакцию, его обступили сотрудники и сказали: «Посоветовались мы всем составом и по содержанию вашего фельетона решили подписать — «Скиталец»…»
Так появился его псевдоним, под которым он постоянно выступал в литературе.
Обычно в немногочисленных статьях о творчестве писателя начало литературной жизни связывают с опубликованием рассказа «Октава» (1900 г.) на страницах журнала «Жизнь». Однако большое значение имела его работа в «Самарской газете» (1897–1900 гг.). О значительности самарского периода в творчестве Скитальца говорит тот факт, что работа писателя была замечена и оценена столичной печатью, — факт по тому времени немаловажный. «Удивительное время! — отмечал в 1899 году писатель Чириков. — Как поразительно хорошо стали писать даже некоторые газетные работники. Вот, например, в «Самарской газете» пишет фельетоны некто «Скиталец». Пишет он недавно, но владеет пером так свободно, как будто занимается писательством уже десятилетия».
Решающую роль в судьбе Скитальца-писателя сыграл Горький, который помог фельетонисту «Самарской газеты» войти в «большую» литературу.
Герои многих повестей и рассказов Скитальца 900-х годов — талантливые артистические натуры, народные самородки, остро ощущавшие социальную несправедливость. Это — люди страстной мечты, высоких идеалов, утверждавшие любовь к человеку, верившие в безграничные возможности творческого духа. Атмосфера романтической приподнятости, лиризма и задушевности определялась еще и тем, что Скиталец умело вводил в художественную ткань произведения песню и музыку. Так, он находил чудесные краски для изображения процесса пения: «Этот чугунный, грохочущий голос, печальный и мрачный, был тверд и тяжел; казалось, что его можно было ощупать рукой в воздухе и что, дойдя до человека, он прижмет его к стене и раздавит… Внизу всего хора, как бы из земли, плыла густая, сочная и вкусная октава. Что-то плодородное, ароматное и девственное чувствовалось в этих ярких и цельных звуках, могучее и устойчивое. Казалось, что этот голос внес сюда всю природу, яркие солнечные лучи, их теплоту, ароматное дыхание зеленых степей, их тайны и теплый запах согретой солнцем земли…»
У Скитальца даже пейзаж озвучен, музыкален и потому особенно эмоционален: «А навстречу, подавляя своей мощной шириной, уже мчалось беспредельное море. Казалось, оно дышало. Синие тяжелые волны вздымались ленивою зыбью. Море звенело и пело. Величаво, как орган, гудело оно свою торжественную песнь. В ней говорилось о тайнах мира, о вечности неизменной природы, о непрочности людского счастья».
В период революционных событий 1905 года Скиталец продолжает сотрудничать в «Знании», выпускает несколько сборников стихотворений, а также публикует рассказы «Полевой суд», «Лес разгорался», повесть «Огарки».
Находясь многие годы в гуще литературной жизни России, Скиталец общался с выдающимися мастерами русской литературы и искусства: М. Горьким, Л. Толстым, А. Чеховым, Л. Андреевым, В. Короленко, С. Сергеевым-Ценским, А. Серафимовичем, Ф. Шаляпиным, В. Маяковским, А. Дуровым и другими. Мемуарные очерки, скромно названные автором «Встречи», воссоздают не только портреты выдающихся деятелей русского искусства, но и боевое, кипучее время, творческое горение, страстную заинтересованность их в судьбах отечественного искусства, родного русского народа. Да, это было время, как свидетельствует Скиталец, когда «отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена — с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись — с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка — с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература — с Горьким, Андреевым, Буниным.В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила сказочными, радужными снами».
Скиталец — мастер литературного портрета; немногими штрихами ему удается нарисовать запоминающийся образ великого современника.
Большая творческая дружба связывала Скитальца с Горьким и Ф. Шаляпиным. Под пером Скитальца во весь исполинский рост встают эти гиганты русского искусства, приумножившие его мировую славу. Горький — это человек, который имел необыкновенный талант «возиться» с людьми, помогать им словом и делом, мудрым советом, верил в лучшие качества человека, ободрял в минуты невзгод и сурово журил за неверные шаги и ошибки. По существу, Горький — это тип человека, писателя, трибуна, борца, вызванный к жизни новой эпохой социалистической революции. Неуемная натура, энциклопедически образованный человек, талантливый художник, несгибаемый борец — таким его рисует Скиталец в своих мемуарах. Чувство признательности и большой любви к этому человеку Скиталец пронес через всю свою трудную жизнь.
Вернувшись на родину, Скиталец в одном из писем писал Горькому: «В оргкомитете я еще не был и ни с кем не виделся, хочу прежде увидеться с Вами…
Свидание с Вами, кроме естественной радости после многих лет невольной разлуки, дорого для меня еще и потому, что, намереваясь вновь выступить в родной литературе, сильно нуждаюсь по старой памяти в Ваших добрых и мудрых советах.
Хотелось бы в конце жизни еще раз взглянуть в Ваши вдохновенные очи, услышать доброе слово, почерпнуть в них новые силы…»
С огромной душевной симпатией рассказывает Скиталец о Л. Толстом, А. Чехове, В. Короленко, Н. Златовратском.
Воспоминания Скитальца — это своеобразные картины литературной и общественной жизни России в канун революции 1905 года.
В 1934 году в Москве, накануне открытия I съезда писателей, Скиталец включился в напряженную творческую работу над новыми произведениями и главным образом над романом «Кандалы».
Писатель принял активное участие в работе съезда. В своей речи он сказал: «Величие наших дней заключается в решающей роли трудящихся масс, в развившейся в них гигантской энергии, направляемой твердой рукой сорганизованного монолитного авангарда…
Наша эпоха — эпоха героизма. В настоящее время, наблюдая кругом кипение бурной жизни, испытываешь бодрое и радостное чувство веры в лучезарное будущее. Когда видишь человеческие массы, организованно идущие историческим путем, сердце невольно бьется в такт молодым шагам, колеблющим старую землю…»
Лучшие произведения Скитальца по праву занимают видное место в творческом наследии писателей-демократов, вступивших в литературу на заре двадцатого века.
Глава II. Научно-исследовательская работа по изобразительно-выразительным средствам языка в произведения Скитальца
2.1. Анализ прочитанных произведений Скитальца
Своеобразие творчества Скитальца состоит в том, что он всю свою жизнь работал параллельно в двух жанрах — в поэзии и прозе.
Обогащенный опытом революционной борьбы, Скиталец наряду со стихами публикует и новые прозаические произведения — рассказы «Кузнец» (1903), «Икар» (1904), «Лес разгорался» (1905), «Полевой суд» (1905), повесть «Огарки» (1906).
Уже дореволюционные критики отмечали особенности в идейно-художественном содержании ранних стихов и прозы Скитальца: «... песни Скитальца не кованые,- писал критик «Русской мысли», - а звучные, сильные, оригинальные по размеру и настроению, и если в них слышится правда, много возмущения и гнева, то его рассказы не дышат местью и проклятием, не дики они и суровы, и не груб его голос, не чужд он словам любви...»
Герои ранних повестей и рассказов — это талантливые артистические натуры, народные самородки, остро ощущавшие социальную несправедливость. Это — люди странной мечты, высоких идеалов, утверждавшие любовь к человеку и верившие в безграничные возможности человеческого духа.
Весь подтекст ранних повестей и рассказов приводил читателя к мысли о несовершенстве социального устройства жизни. О ее враждебности миру подлинной красоты и возвышенных духовных интересов. В силу своей исключительности, определявшей талантом понимания красоты. Эти герои Скитальца особенно трагично переживали « гримассы жизни».
Октава
«На краю захолустного уездного города плотники строили двухэтажный деревянный дом. Весеннее солнце ослепительно сияло в голубом небе, и городишко, затерянный среди широкой зеленой степи, мирно дремал, пригретый жаркими лучами. На далеком степном горизонте серебряной рекой струилось марево, в город прилетал теплый ветер, пропитанный запахом степных трав. Улица около постройки сплошь заросла травой; окна домов были закрыты от солнца ставнями; кругом веяло тишиной и ленью, и спокойствие городка нарушала только плотничья песня, звучно и весело разливавшаяся в воздухе. Разделившись на две кучки, плотники стояли на верхних венцах сруба, высоко над землей, и тащили балку. Фигуры плотников в разноцветных рубашках и черных картузах отчетливо вырезались на нежном фоне голубого неба. На одном с ними уровне, как бы мимо них и рядом с ними, плыли причудливые серебристые облака...»
В рассказах Скитальца русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж его лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа дана в богатстве ее красок, звуков и запахов; изображение пейзажа насыщено тропами.
Большое место в поэтическом творчестве Скитальца занимают метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, метонимии. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство её красок, внешние портретные черты героев.
Метафоры, которые использует поэт в своих произведениях, всегда необычны, оригинальны, украшают речь и делают её богатой:
Воткнул топор носом в бревно…
Томился в жизненной пещере…
Плыли ленивые плоты…
В поэзии Скитальца можно выделить ещё одно часто используемое выразительное средство — олицетворение. Сущность олицетворения как художественного феномена заключается в формировании особого «гибридного» понятия, совмещающего признаки предмета и человека. Это понятие отображает особую художественно-поэтическую «реальность», создаваемую воображением автора:
Тебя тоски терзали звери…
Для создания картин природы Скиталец в своем творчестве использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых - чувство, а не образ: Причудливые облака, Под молочным светом луны…С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина, создаётся определенное настроение и эмоциональная окраска произведения. Конструкция эпитета обычно проста. Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни. Обилие цветовых прилагательных делает пейзаж Скиальца ощутимым, видимым. «Зеленым изумрудом, Шелковистый мох…»
Скиталец изображает природу правдиво. На основе выбора писателем цветовых прилагательных, эпитетов читатель может определить, какое время суток изображено.
Не меньшую роль играет и сравнение. Чаще всего в произведениях идет сравнение людей и животных или людей и окружающих предметов:
«Как челнок без паруса, полон я страдания
Там, где Волга тихо льется-
Деревушка между гор,
Словно странница, плетется
На пологий косогор».
Или: «Волга лежала между этими грудами роз, словно спящая красавица…»
Также поэзии Скитальца характерно употребление гиперболы — стилистической фигуры явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанного:
Я ею жил…
Плещется Волга и разливается, как море…
В произведениях Скитальца иногда встречается оксюморон — соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга:
Горы, словно тучи…
Кроме того, поэт, описывая какое-либо явление в своём стихотворении, может называть его по-разному, так как умеет находить причинные связи между предметами. Такой приём называется метонимией:
Кров, очаг - дом.
В художественных текстах поэта можно выделить олицетворение:
Будут песни распевать кругом над ней седые вьюги…
Таким образом, в произведениях Скитальца мы увидели различные фигуры речи, речевые обороты, усиливающие эмоциональный тон произведения. Они используются как в прозаических произведениях, так и в лирических стихотворениях.
Заключение
Проанализировав рассказы и стихи Скитальца, приходишь к выводу, что автор не может равнодушно говорить о природе родного края, о простых людях и их песнях, которые поются с особенной зазывной удалью и волжское происхождение которых он всегда умеет оттенить яркими певучими словами, умело используя эпитеты-определения, метафоры, сравнения и другие изобразительно-выразительные средства языка. Своими произведениями Степан Гаврилович учит не только любить родную природу, но и видеть её. Своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.
Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Скиталец никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.
Исследуя творчество Скитальца, я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову.
«Где сказом, а где показом» - была такая поговорка на старой Руси. Невольно вспоминаешь её, когда задумываешься о работе писателя над словом. Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова - великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее отвлечённых рассуждений.
И в заключении мне хочется привести отрывок из стихотворения «Волжские легенды», в котором писатель воспевает родной край:
Прекрасны были Жигули:
Бежала Волга, ярко, смело
Блестя на солнце, а вдали
Цепь гор лесистых зеленела.
Казался берег меловой
Серебряным и снежно чистым;
А лес казался муравой
Иль только мохом шелковистым.
Так величаво все кругом:
Река и горы — словно в сказке.
И мощь, и лень была во всем,
И разноцветны были краски.
Река звучала, как струна,
Горя серебряной дорогой,
И золотистая волна
Ложилась на берег отлогий.
Старик рыбак, мой друг седой,
Ровесник сказочным курганам,
Был волжским бардом и баяном
И знал преданий целый рой.
Он говорил: «Зачем ты мне
Твердишь всегда о теплом море,
О чужедальней стороне,
Где окончанья нет весне,
Где нет ни холода, ни горя?..
Я там бы до смерти скучал,
Там круглый год одно и то же:
Зима на лето там похожа,
Нет берегов, все вал да вал!..
Нет лучше волжской стороны!
Не надоест и Волга взгляду —
Дивятся все ее наряду,
Когда придет пора весны!..
Как разодеты берега,
Каким зеленым изумрудом!
Она зальет леса, луга,
И нет конца ее причудам!..
Весна пройдет — и уж опять
Она не та, опять другая,
Между песков приляжет спать —
И будет грустная такая!..
Зимой оденется кругом
В холодный лед зелено-синий,
Покрывшись снега серебром,
А на лесах повиснет иней.
И будут песни распевать
Кругом над ней седые вьюги,
И будешь все ты тосковать
О ней, как будто о подруге.
Список использованной литературы
1.http://www.e-reading.club/chapter.php/1032954/1/Skitalec_-_Povesti_i_rasskazy._Vospominaniya.html
2.http://nauchforum.ru/node/6393
3.http://fb.ru/article/156415/vyirazitelno-izobrazitelnyie-sredstva-v-literature
4.Скиталец «Избранное»/ Издательство «Советская Россия» /Москва 1977г.
5.Скиталец «Рассказы и повести»/ Свердловское книжное издательство 1956г.