Конспект к уроку Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии и живописи (3 класс)

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи».

Цель урока: раскрыть образ матери в духовной жизни, изобразительном искусстве, литературе, музыке.
Задачи:
научить детей не только эмоциональному, но и осознанному восприятию музыки, живописи, литературы и их языку.
Соединить жизненные представления с духовными, слуховые представления со зрительными.
Развить ассоциативно-художествнные впечатления.
Тип урока: расширение знаний.
Вид урока: урок-диалог.
Информационно-методическое обеспечение: DVD-диск, CD-диск, 3, 4 классы, методическое пособие, музыкальный центр, телевизор, мультимедиа, учебник, тетрадь.
Содержание: Ф. Шуберт «Аве Мария», С. Рахманинов «Богородице дево радуйся», «Почаевская» Богоматерь (фильм), «Зореньки краше» В. Ермолов, Э. Колмановский «Красивые мамы».
Новые понятия: Икона, тропарь.
Виды и формы контроля:
1) наблюдение за правильностью ответа на поставленный вопрос.
2) наблюдение за реакцией на различные музыкальные фрагменты, изобразительное искусство, поэзию.
3) выполнение домашнего задания.
4) решение кроссворда.
Проблема урока: соединить образ Богородицы с образом матери через живопись, литературу, музыку, найти общее между ними.
Прогнозируемые результаты:
выявить степень понимания роли духовности в изобразительном искусстве, музыке, поэзии, жизни человека.
Приобщить детей к духовности, культуре через образ Богоматери.
Познакомить с музыкальными произведениями и песнями связанные с образом матери.
Умение находить единое в различных направлениях искуссва.
Желание принимать участие в творческом задании.
Повышенные знания: понять, что общего в образе мамы и образе Богородицы через проекцию искусства и духовности.







Ход урока.
Организационный момент.
Исполнение приветствия «Добрый день».

Работа с учебником.
Давайте вспомним, кого Афанасий Фет называл в своём стихотворении «Аве Марией» (Богородицу, мать).
Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы.

Слайд № 2.

Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение Всепетая.
Как вы понимаете это слово?
Значит образ воспет в жизни человека, художника, композитора.
Давайте послушаем музыкальное произведение С. Рахманинова «Богородице Дево радуйся».
Какое чувство у вас появилось при прослушивании произведения (чистоты, нежности, простоты, возвышенности).
С чем можно было сравнить (дыханием, спокойствием, ветерком).
А теперь давайте послушаем стихотворение А. С. Пушкина «О Богородице» (учебник «Музыка» 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) с. 43.
Какое чувство испытывал поэт при написании стихотворения? (кто сейчас из вас испытал такое же чувство при прослушивании).
Ребята, как вы считаете, удалось ли поэту изобразить образ Богоматери в этом стихотворении?

А вот когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. Но не одинаковая, а совершенно разная.
На Руси есть иконы с удивительно поэтическим названием:
3 слайд.
«Знамение»
«Целительница»
«Достойна сеть»
«Семистерльная»
«Почаевская»
Недаром Россию называют «домом» Богородицы. Мы сейчас с вами в этом убедимся, просмотрев фрагмент рассказа о «Почаевской» Божьей Матери.
4 слайд.

просмотр фильма.
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской.




5 слайд
Небесная заступница Москвы.
Эта икона величайшая святыня Москвы. В православных храмах в честь Святых праздников звучат особые песнопения. Их называют тропарь.
Прослушайте тропарь Божьей матери Владимирской.( с.45 учебник, исполнение учителем)

4.Исполнение тропаря Владимирской Божьей матери (работа над пропеванием гласных букв, распевов).

5. Работа с учебником. Ответы на вопросы.

Музыка, воспевающая Богородицу простая, величественная одновременно. А картины, а стихи?
Найди слова в учебнике на странице 45, которые передают твои чувства, когда ты слушаешь музыку, смотришь на картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери?
Достоинства, спокойствие, тишина, красота, простота, величие, благородство, радость, мир (ответы детей).
Ребята, слова которые мы сейчас произнесли, могли бы охарактеризовать вашу маму? (ответы детей).
Давайте посмотрим на образ ваших мам. (проверка домашнего задании, рисунки детей на тему: «Моя мама»). (рисунки расположить на школьной доске до начала урока).
Взглянув на ваши рисунки, можно сказать, что вы очень любите своих мам, потому что их глаза светятся счастьем.
Часто ли вы дарите подарки своим мамам? (ответы детей). А знаете ли вы, что самый лучший подарок для мамы – это песня.
Давайте исполним песню о маме. Представив, что она сейчас рядом.

6. Исполнение песни «Зореньки и краше».

7 слайд.

7. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 46, ответив на вопрос.
Как вы понимаете слова: земля, Родина, природа, красота, любовь. (ответы детей).
Каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнское. А почему? (ответы детей).
Ведь самое дорогое, родное, святое связано с мамой. И у каждого из вас мама самая красивая.
8. Разучивание песни.
Мне хочется разучить с вами песню Э Колмановского, которая так и называется «Красивые мамы».



Вокально-хоровая работа:
Работа над произношением, артикуляцией, формирование гласных и согласных букв.
Мелодичность исполнения.
Работа над фразой.
Разучивание и исполнение по группам.
9. Вопрос-ответ.
Как вы понимаете последние строчки нашей песни: «Нас всех провожают красивые мамы».
Как вы думаете, куда провожают? (ответы детей).
А много лет назад матерям пришлось провожать своих детей на войну. А самим оставаться дома в ожидании, надеже, тревоге.
8 слайд.(комментарии к слайдам)
-Такими были глаза матери, провожавшие сына на войну. И может быть видевшие его в последний раз.
9 слайд
-А такие, когда приходили письма с войны
10 слайд
-А в этих глазах и сила, и мужество, и отвага.
11слайд
-Это глаза матери потерявшей всех своих сыновей на войне. Они ослепли от слез.
12 слайд
Война закончилась. И мы видим, как глаза матери радуются, получив весточку.
13 слайд
Мамы всегда заботятся о нас. И на этом слайде мы видим тому подтверждение.
14 слайд
-А такими глазами она смотрит на нас провожая в школу или на работу и т.д.
Всмотритесь в глаза этих матерей.
Какие они?
Схожи ли их глаза с выражением глаз Богородицы? (ответы детей).
А бывает ли, у ваших мам такое выражение глаз? (ответы детей).
Давайте подведём итог нашего урока. И ещё раз перечислим выражения глаз женщин-матерей в музыке, изобразительном искусстве, поэзии, жизни.

15 слайд. Решение кроссворда.(или можно распечатать и дать, как домашнее задание)













1.

Б









2.


О











3.
Г










4.

О











5.
Р









6.


О










7.

Д








8.



И












Ц










9.

А








Ответы: 1. добрые, 2. строгие, 3. грустные, 4. скорбящие, 5. тревожные, 6. заботливые, 7. задумчивые, 8. красивые, 9. счастливые.

Вывод.
Образ Богородицы, матери един с человеком и искусством, объединяя литературу, музыку, живопись.
























Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2












Открытый урок
«Древнейшая песнь материнства.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи».














Подготовила:
Голубенко И. О.
учитель музыки







ст. Брюховецкая, 2012 г.