Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе « Зимние мотивы в поэзии и живописи»
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе
« Зимние мотивы в поэзии и живописи»
Цель: пробудить интерес к русской поэзии; познакомить учащихся с поэтическими и художественными произведениями о зиме.
Задачи:
Развивать умения и навыки работы разными источниками информации на заданную тему.
Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование:
Лирические произведения А.С. Пушкина «Зимнее утро», С.Есенина « Поет зима аукает».
Портреты поэтов, художников; репродукции картин, рисунки учащихся на тему « Зима», презентация к уроку.
Толковый словарь.
Ход урока:
Слово учителя.
Родная природанеисчерпаемый источник поэзии, живописи. Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Разнообразны и выразительны образы родной природы в пейзажной лирике русских поэтов. Они посвятили природе различных времен года множество стихотворений. Сегодня у нас необычный урок. Кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову.
- Давайте представим себе, что мы сидим дома у окна и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой, тихо падают снежинки. Многие великие посвящали и посвящают свои творения зиме.
Беседа с классом.
Какими красками можно описать зиму?
- Какие звуки можно услышать зимой?
- Ребята, скажите, что такое пейзаж?
- Как описывает природу поэт?
-Как описывает природу художник?
Поэты и художники-пейзажисты находят много идей для творчества в зимней природе.
Работа с учебником.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»( Слайд 1 Портрет А.С.Пушкин)
Анализ стихотворения совместно с учащимися.
-К кому обращается лирический герой?
- Что такое «нега»? Подберите однокоренные слова.
-Как вы понимаете две последние строки первой строфы:
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Работа с толковым словарём.
Северная Аврора: Аврора- древнеримская богиня утренней зари.
Северная звезда: Венера- это древнеримская богиня любви и красоты.
-Какое настроение передает автор в первой строфе? Меняется ли оно во второй строфе?
Работа над репродукциями картин по группам.(Слайды 2 Портрет Б.В.Щербакова и репродукция картины, Слайд 3 Портрет В.Г.Цыплакова и репродукция картины))
- Посмотрите репродукции картин Бориса Валентиновича Щербакова « Зимнее утро» и В.Г.Цыплакова « Мороз и солнце».
- Что изображено на картине?
-Какие краски использовал художник?
-Какое настроение царит на картине?
Проверка домашнего задания. Несколько учащихся получили задание проиллюстрировать стихотворение.
Учащие делают промежуточные выводы. Восприятие темы зимнего утра Пушкиным, Щербаковым и Цыплаковым.
Чтение и анализ стихотворения С.Есенина « Поет зима -аукает»(Слайд4 Портрет С.Есенина)
Слово учителя.
Прекрасное стихотворение о зиме написал Сергей Есенин. Теперь подумаем над содержанием стихотворения.
- Кого напоминает зима?
- Какие слова помогают оживить предметы? Кого зима может баюкать? Как называется такой литературный приём?
-Какие слова использует поэт, описывая облака? Почему?
- Какое слово усиливает тоску?
-Чем необычен образ метелицы у поэта? Найдите метафоры.
- Есть ли в стихотворении сравнения?
- Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе?
Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель?
Знакомство с репродукцией картины художника Ивана Ивановича Шишкина « Зима».( Слайд 5 Портрет И.И.Шишкина, Слайд 6 репродукция картины «Зима»)
- Что изобразил художник?
-Что выступает фоном на картине?
- Какие краски использует художник?
Подведение итогов.( Слайд 7репродукции картин Ф.Грабаря «Февральская лазурь», Слайд 8 репродукция картины Л.Каменева «Зимняя дорога» )
Художники, поэты стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство к Родине через слова, краски. Зима привлекла их свои волшебством и необычной красотой.
Домашнее задание: Выучить стихотворение о зиме на выбор:
И.З.Суриков «Зима», И.С.Никитин « Встреча зимы», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою»
Класс и тему урока определите самостоятельно. Обоснуйте свой выбор. С этой целью в описании урока отметьте, в чем заключаются задачи использования произведений других видов искусства при изучении данной литературной темы.
Урок направлен на знакомство учащихся с пейзажной лирикой, развитие творческих способностей пятиклассников, воспитание у них чувства восхищения прекрасным. Восприятие стихотворения дается через сопоставление их с произведениями живописи, большое внимание уделяется развитию связной речи учащихся, их умения видеть и слышать красоту природы в произведениях поэтов, художников, передавать полученные настроение и чувства в собственных рисунках, позволяет учащимся убедиться в единстве различных видов искусств. Такие уроки помогают в духовном формировании человека.
Сформулируйте ряд тем (5-8 тем) для осуществления проектной деятельности учащихся во внеурочное время с целью развития их читательских умений. Предлагаемые темы проектов должны соответствовать следующим условиям:
обеспечивать углубленную работу с текстом художественного произведения;
содействовать активизации читательской деятельности учащихся;
стимулировать творческую инициативность школьников как читателей;
способствовать воспитанию интереса к чтению и изучению конкретного художественного произведения и литературы в целом.
Темы для проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
« Образ русалки в романтической литературе 19 века» (9 класс)
« Тема Кавказа в пушкинской лирике» (9 класс)
« Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»- воспитательный потенциал народных сказок (5 класс)
« Русские поэты о родной природе» (6 класс)
« Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения» (5 класс)
Проект « Сказочная страна» (5 класс)
Краткий культурологический комментарий стихотворения Д.Б. Кедрина « Красота»
Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотящих снопы спозаранок.
У вихрастых мальчишек, что ловят грачей
И несут в рукаве полушубка отцова,
Я видал эти синие звезды очей,
Что глядят с вдохновенных картин Васнецова.
С большака перешли на отрезок холста
Бурлаков этих репинских ноги босые
Я теперь понимаю, что вся красота
Только луч того солнца, чье имя Россия!
Стихотворение «Красота» Д. Б. Кедрин написал в 1942 году. В годы войны он заявляет себя как крупный поэт – лирик. Само слово «красота» в его обычном, обыденном понимании могло бы показаться неуместным и бестактным. Но у Кедрина оно не категория эстетического учения, а «луч того солнца, чьё имя Россия». А тема России, её настоящего, прошлого и будущего была в ту пору главной. Красота раскрывается как восклицание, а в прямом и непосредственном соприкосновении с трудом. Красота по Кедрину сродни рабочей, творческой, созидательной жизни народа. Стихотворение перекликается с теми произведениями отечественной литературы, в которых красота сопряжена с трудом и творчеством.
Обыкновенное основа для необыкновенного. Красота рождается в самой жизни, самой жизнью, а не противостоит ей или отделена от неё, как небо от земли. Если же красота и противостоит жизни, то только в случае, когда сама жизнь уродлива и грязна.
Красота не существует для себя самой. В истинной красоте всегда есть обращенность к людям.
Для того чтобы красота существовала, она должна восприниматься, ею должны любоваться, над ней должны думать. Она невозможна без встречного чувства. При этом она не дана, как некая неподвижность, как некое раз навсегда предложенное качество. Красота раскрывается в деянии, в процессе познания мира, в труде и творчестве, в любви и дружбе.
Кедрин вглядывается в мир и открывает в нём красоту разнохарактерную и неисчерпаемую.Такому пониманию Кедриным красоты очень способствовало и помогало глубокое знание многих важнейших сторон исторической жизни русского народа, его обычаев, нравов. Хорошо изученная Кедриным история понята им и воплощена в его произведениях как история трудовых масс, жизнь народная.
Разработайте систему вопросов и заданий для анализа предлагаемого художественного произведения на уроках литературы. Предварительно определите наиболее адекватный путь анализа.
Система вопросов и заданий для анализа повести Н.М.Карамзина « Бедная Лиза»
-Каков жанр произведения? Какой целью задавался автор, создавая образы Лизы и Эраста? Для какого литературного направления характерна такая цель автора?
-Каково социальное положение героев? С какой целью оно дается?
-Что говорит автор о характере Лизы? В чем противоречивость характера Эраста?
-Почему такое внимание к внутренней душевной жизни героев?
-Как зарождается и развивается любовь Лизы? Какие чувства переполняют ее душу?
-Какие намерения у Эраста? Лжет ли Эраст, когда признается Лизе в любви?
–Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
-Как мотивирует автор отказ Эраста от любви и слова?
-Считает ли писатель Эраста виновным в гибели Лизы?
-Почему Карамзин не проклинает своего героя?
11. -Зачем в конце произведения говорится, что изложенные события сообщены самим Эрастом?
12. - Каков был образ жизни светского молодого человека?
13. Назовите произведения европейских авторов, оказавшие влияние на Карамзина.
14.Насколько способствуют пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
15. Найдите в «Истории изобразительного искусства» или в работах, посвященных творчеству художников второй половины XVIII века, изображение костюмов, в которых появляются перед зрителем персонажи «Бедной Лизы».
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 115