Программа факультативного курса «Флора и Фауна Казахстана» по предмету «Биология»
КГУ «Талицкая основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
факультативного курса «Флора и Фауна Казахстана» по предмету «Биология»
в рамках предпрофильной подготовки в 7 классе
Автор-разработчик:
Кудабаева Арайлым Бекбосыновнаучитель биологии
Талица 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования факультативные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения..
Курс «Флора и Фауна Казахстана» позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о флоре и фауне Казахстана, реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. Формирование представлений о многообразии видов основывается на знаниях, полученных учащимся при изучении биологии в 6 классах.
Преподавание факультативного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и.т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведение с учетом материального обеспечения школы и резервы времени.
Программа курса носит биолого-краеведческий характер. В ней ярко выражено стремление удивить и впечатлить ученика окружением природной среды родного края, его разнообразием. Факультативный курс рассчитан на 34 часов учебных занятий в 7 классе основной школы, 1 час неделю.
Цель курса: Формирование у учащихся научных представлений о флоре и фауне Казахстана, расширение знаний о многообразии видов и об основных представителях животного и растительного мира Казахстана.
Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания о многообразии живых организмов Казахстана.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3. Интересно и доступно дать конкретные знания о некоторых видах Млекопитающих и семействах Покрытосеменных растений.
4. Способствовать воспитанию природо-охранного, экологического сознания.
Основные методы, которые будут использованы учителем: информационно-сообщающий, объяснительно-иллюстративный, побуждающий, а для учащихся в основном практический, проблемно-творческий, поисковый методы.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-о строении и жизнедеятельности растений и животных своего региона;
-о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать наиболее распространённые виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, отделов; животных разных классов и видов, съедобные и ядовитые грибы;
-характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), приспособленность организмов к жизни в сообществе;
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
-составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание программы.
Введение.(1 час) Географическое расположение Казахстана. Климат. Условия обитания представителей фауны и флоры.
Цианобактерии. (6). Надцарство прокариоты. Царство Дробянки. Отдел цианобактерии. Места обитания. Представители цианобактерий. Микроцистис. Роль синезеленых.
Грибы. (7) Надцарство эукариоты. Класс Хитридиомицеты. Паразитические виды. Ольпидиум. Класс Базидиомицеты. Роль грибов. Образ жизни. Головневые грибы. Дождевики. Ядовитые грибы.
Царство растения. (9). Подцарство высшие растения. Отдел мохообразные, особенности и виды мхов Казахстана, Птилиум-страусово перо, дикранум метловидный, фунария. Отдел хвощеообразные, места обитания, особенности развития, роль плаунов. Отдел голосеменные, представители отдела, места обитания, их роль. Отдел покрытосеменные, семейство Нимфейные, кувшинка белая, кувшинка белоснежная особенности строения цветка, размножение, кубышка желтая, особенности корневища, роль. Семейство Сложноцветные, или Астровые, (цветки – корзинки, колосья, кисти, метелки, головки), Тысячелистник обыкновенный, особенности, роль. Растения, внесенные в Красную книгу.
Царство животные. (10 час). Тип инфузории, виды, размножение, роль. Тип кишечнополостные, гидры, место обитания, размножение, регенерация. Класс земноводные, или Амфибия, приспособления к среде обитания, виды, особенности, размножение. Класс пресмыкающиеся, или Рептилии, виды пресмыкающихся, отличительные черты, прыткая ящерица, «автономия». Класс птицы, особенности птиц, размножение птиц, места обитания, галка, роль птиц, птицы, занесённые в Красную книгу. Класс Млекопитающие, особенности, внешние признаки, экологические группы, приспособленные к определенным условиям жизни, отряд насекомоядные, ежи, крот европейский, белка-летяга, мышовка лесная, мышовка степная, семейство куньих, конкуренция видов куньих, выдра, ласка, европейская норка, куница лесная.
Заключительный урок – 1 час
Примерные темы рефератов
1. Казахстан богат растениями.
2. Мой любимец – обитатель Казахстана.
3. Растения Казахстана, подлежащие охране.
4. Растения Казахстана, внесенные в Красную книгу.
5. Животные Казахстана, внесённые в Красную книгу.
6. Природные сообщества Казахстана.
Тематическое планирование курса
№ п\п Тема урока Кол. часов Дата проведения
Планир. Фактич.
1. Введение в курс. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя… Лекция, беседа 1 2. Цианобактерии – синезеленые водоросли Казакстана. Лекция 1 3-4 Царство грибов Казахстана. Беседа 2 4-5 Родственники растения, первым совершившего полёт в космос. (Водоросли ). Лекция, презентация 2 5-6 Растения, фотосинтез которых продолжается и зимой под глубоким снегом. (Мохообразные) Беседа 2 7 Бывшие каламиты – современные травянистые растения (Хвощеобразные ) Лекция 1 8-9 Очень ценные для хозяйственной деятельности человека и для природы растения. (Голосеменные) Семинар 2 10-11 Растения, ведущие водный образ жизни. (Семейство Кувшинковые) Семинар 2 12 «Ахиллесова трава». (Семейство Астровые, Тысячелистник) Беседа 1 13-14 «Растения Казахстана, подлежащие охране», или «Растения Казахстана, внесенные в Красную книгу» Практическая работа 2 15-16 Настоечные животные (Инфузории). Вывернутая наизнанку – живет. (кишечнополостные: гидра) Беседа 2 17-18 Животные, которым установлены 2 памятника. (Лягушки и земноводные) Дискуссия 2 19-20 Животные, которые не могут одновременно бежать и дышать. (Ящерицы и пресмыкающиеся) Беседа 2 21-22-23 Самая верная птица на свете и птицы КазакстанаДискуссия 3 24-25 Животное, выносящее на поверхность за 1 год до 10 тонн земли. (Крот и насекомоядные) Семинар 2 27-28 Редкие «краснокнижные» виды и грызуны Казахстана Диспут 2 29-30. Особенности экологии куньих млекопитающих Казахстана Практическая работа 2 31-32 Природные сообщества Казахстана Семинар 2 33 Мой любимец – обитатель Казахстана конференция 1 34 Заключение. Защита своей работы. конференция 1 Ожидаемые результаты после изучения факультативного курса.
1. Уметь различать флору и фауну Казахстана.
2. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, в сети Интернет.
3. Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
4. Применение полученных навыков и знаний для дальнейшего изучения соответствующих дисциплин в высших и специальных учебных заведениях
Методическое оснащение
1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин « Животные», Дрофа 2006
2. В.В. Пасечник, А. А. Каменский « Биология», Дрофа 2006
3. В.Г. Ситдиков, Р.К. Закиев « Биологический русско-татарский толковый словарь», Магариф, 1998.
4. Б.М. Медников « Формы и уровни жизни», Просвещение 1994
5. М.Г. Левитин, Т. П. Левитина « Общая биология», Паритет 2002
6. Т.Л. Богданова , Е.А. Солодова « Биология» Справочник для старшеклассников, Москва 2006.
7. И.И.Рахимов, К.К.Ибрагимова «Растительный и животный мир Татарстана», Магариф, 2006.
Интернет сайты:
http// edu.of.ru/attach//17/7026 doc/
http/www.openclass.ru/10/11/maslak
http/www.imc-eduekb.ru/ino/el_bio.