Методические указания к выполнению практических работ по русскому языку для специальности ИСОГД
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Забайкальский государственный колледж»
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания и задания
к практической работе
по дисциплине «Русский язык и литература (Русский язык)»
для студентов очного обучения специальности
21.02.06 «Информационные системы обеспечения
градостроительной деятельности»
Чита 2015
Автор: И. А.Симонова
Преподаватель ГОУ СПО
«Забайкальский государственный колледж»
Рецензент:
Л.П. Каминская
Преподаватель колледжа Агробизнеса Заб АИ
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный
аграрный университет имени А.А. Ежевского»
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания и задания
к контрольной работе
по дисциплине «Русский язык»
для студентов очного обучения
специальности 21.02.06
«Информационные системы обеспечения
градостроительной деятельности»
Рассмотрена
на заседании предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №1
«__»__________2014
Методические указания и задания для студентов очного отделения по выполнению самостоятельной работы.
Чита 2015
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальности 21.02.06 «Информационные системы обеспечения
градостроительной деятельности»
Целью данных указаний является – проверить знания студентов по курсу дисциплины «Русский язык», привлечь их к изучению дисциплины, научить пользоваться дополнительной литературой, научить самостоятельно работать.
Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: Официально- деловой стиль речи, его признаки, назначение.
Цель: Научить составлять основные документы: заявление, доверенность, расписку, объяснительную, докладную записки, автобиографию, резюме.
Задачи:
1 Формировать знания об официально – деловом стиле речи.
2 Определить особенности стилей речи, взаимодействие функциональных стилей речи
3 Расширить словарный запас.
4 Научить анализировать свою речь с точки зрения принадлежности к стилю речи.
5 Формировать интерес к русскому языку.
Задание
1 Определить ключевые слова для каждого документа
2 Назвать части речи, характерные для каждого документа
3 Написать по образцу заявление
4 Написать план автобиографии
5 Написать доверенность
6 Исправить ошибки в написанном заявлении в учебнике Власенковой и Рыбченкова упр №
7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Публицистический стиль речи, его назначение.
Задачи:
1 Формировать знания публицистическом стилях речи.
2 Определить особенности стилей речи, взаимодействие функциональных стилей речи
3 Расширить словарный запас.
4 Научить анализировать свою речь с точки зрения принадлежности к стилю речи.
5 Формировать интерес к русскому языку.
Задание
1 Распределите слова-термины на две группы: а) лингвистические, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно их произнесите и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы.
2 Подберите и запишите примеры текстов: из газеты, из речи дикторов ТВ.
3 Из текста в учебнике выпишите 10 слов общеупотребительных (разных частей речи) и 10 слов специальных сочетаний. Подготовьтесь к объяснению значения выписанных примеров специальной лексики. Составьте и запишите словосочетания с выбранными из текста терминами.
4 Напишите заметку о своей профессии.
5 Выберите и охарактеризуйте слова, относящиеся к публицистическому стилю речи из следующего текста:
Лучшие учителя Забайкалья получили премии
5 октября 27 лучших учителей и преподавателей Забайкалья получили денежные премии. Торжественная церемония награждения прошла в актовом зале Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
С приветственным словом к собравшимся обратились министр образования
региона Константин Карасев, заместитель председателя Законодательного собрания
Виктор Дибирдеев, председатель Комитета по социальной, молодежной политике
и трудовым отношениям Законодательного собрания Забайкальского края Лариса Аникина. Каждый из них вспомнил своего любимого учителя, наставника. Лариса Владимировна вполне справедливо отметила, что даже самый неинтересный предмет талантливый учитель может сделать самым любимым для учеников. 11 педагогов согласно определенной для края квоте стали обладателями президентских грантов. Вот уже на протяжении 7 лет в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводится всероссийский конкурс лучших учителей. Педагоги, ставшие его победителями, получили сертификаты на 200 тысяч рублей. В конкурсном отборе принимали участие учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения. Все победители разработали и внедрили инновационные программы обучения, нашли нестандартный подход к ученикам, разработали необычные и результативные методики. Кроме того, награжденные педагоги неоднократно участвовали в профессиональных конкурсах, их ученики побеждают на предметных олимпиадах, получают высокие баллы на ЕГЭ. За шесть прошедших лет лауреатами премии в крае стали около 500 человек.
С 2010 года, который был объявлен Годом учителя, практику вручения грантов лучшим учителям и преподавателям поддержали и на региональном уровне. В День учителя 6 педагогов получили по 100 тысяч рублей от губернатора Забайкальского края.
В этот же день наградили и победителей краевого конкурса лучших преподавателей учреждений начального и среднего профобразования, который проводится раз в два года. 10 победителям вручили премии в размере 70 тысяч рублей. Кроме того, профсоюз работников народного образования и науки за активную гражданскую позицию отметил 6 педагогов из числа профсоюзного актива.
В завершение церемонии у всех награжденных была возможность неформально пообщаться с представителями Минобразования и Законодательного собрания Забайкальского края во время чаепития.
Иван АЛЕКСАНДРОВ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Научный стиль речи.
Задачи:
1 Формировать знания о научном стиле речи.
2 Определить особенность научного стиля речи, взаимодействие функциональных стилей речи
3 Расширить словарный запас.
4 Научить анализировать свою речь с точки зрения принадлежности к стилю речи.
5 Формировать интерес к русскому языку.
Задание
1 Распределите слова-термины на две группы: а) лингвистические, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно их произнесите и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы.
Антон..м, орф..эпия, б..лада, г.пербола, м..н..лог, графика, д..ктиль, ди..лог, стих..сложение, комп..зиция, лекс..ка, лир..ка, м..тафора, морф..логия, не..логизм, перс..наж, префикс.
2 Подберите и запишите примеры терминов: а) математических; б) физических; в) исторических; г) литературоведческих. Составьте с ними словосочетания или предложения.
3 Из учебника выпишите 10 слов общеупотребительных (разных частей речи) и 10 слов специальных (терминов и терминологических сочетаний). Подготовьтесь к объяснению значения выписанных примеров специальной лексики. Составьте и запишите словосочетания с выбранными из текста терминами.
4 Проанализируйте текст по карточкам. Определите стиль речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: Художественного стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно- выразительных средств. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера применения.
Задачи:
1 Формировать знания об художественном и разговорном стилях речи.
2 Определить особенности стилей речи, взаимодействие функциональных стилей речи
3 Расширить словарный запас.
4 Научить анализировать свою речь с точки зрения принадлежности к стилю речи.
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите основные признаки художественного стиля речи
2 Проанализируйте текст стихотворения Тютчева «Весенние воды»
- Найдите слова, передающие шум воды
- Какие средства выразительности использует автор?
- Какое настроение передает поэт?
3 Проанализируйте стихотворение Пушкина «Зимний вечер»
4 Найдите слова, передающие оценку другому человеку разговорного характера.
5 Составьте диалог с другом, используя диалектные слова, жаргоны, просторечия.
6 Напишите письмо родственнику по правилам письма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Фонетические средства выразительности
Задачи:
1 Формировать знания об средствах выразительности.
2 Определить особенности фонетических средств
3 Расширить словарный запас.
4 Научить анализировать текст
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите основные средства выразительности: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, звукопись, эвфония, эвфемизм, инверсия.
2 Проанализируйте текст стихотворения Тютчева «Весенние воды»
- Найдите аллитерацию, ассонанс, анафору, эпифору
- Какие еще средства выразительности использует автор?
- Какое настроение передает поэт?
3 Проанализируйте стихотворение Есенина «Синий туман»
4 Найдите слова, передающие оценку времени года
5 Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Молитва»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: Основные принципы орфографии
Задачи:
1 Формировать знания об основных принципах орфографии.
2 Определить особенности каждого принципа
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать орфографический разбор текста
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите основные принципы орфографии
2 Запишите текст упражнения из учебника.
- Найдите в нем правила написания слов с безударными гласными
- Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова
3 Выполнить разбор текста упражнения с правилами на правописание приставок пре- при
4 Выпишите из упражнения слова с приставками на З-С
5 Выполните упражнение по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Фразеологизмы
Задачи:
1 Формировать знания о фразеологизмах, о фразеологических единицах
2 Определить происхождение фразеологизмов
3 Расширить словарный запас.
4 Научить определять значение и происхождение фразеологизмов
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение фразеологизма
2 Запишите определения фразеологических единиц.
3 Определите по смыслу фразеологизма его происхождение
4 Распределительный диктант по учебнику Дудинцева
4 Определить значение фразеологизмов по тексту на доске
5 Допишите фразеологический оборот
6 Замените определение фразеологизма оборотом
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Тема: Способы словообразования. Словообразовательные нормы
Задачи:
1 Формировать знания о способах словообразования и словообразовательных нормах
2 научить определять способы словообразования.
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать словообразовательный разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите способы словообразования и словообразовательные нормы
2 Запишите текст упражнения из учебника.
- Найдите в нем слова, образованные разными способами словообразования
- Выпишите слова, образованные способом сложения
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Выпишите из упражнения слова однокоренные, составьте словообразовательную цепочку
5 Выполните упражнение по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Тема: Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных
Задачи:
1 Формировать знания о категориях имени существительного
2 Научить определять род, падеж число у существительных несклоняемых
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать морфологический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите несклоняемые существительные, определите род
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите род несклоняемых существительных
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Выпишите из упражнения несклоняемые существительные, обозначающие имена
5 Выполните упражнение по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема: Имя числительное
Задачи:
1 Формировать знания о категориях имени числительного
2 Научить определять разряд
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать морфологический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение числительного, разряды
2 Просклоняйте числительные количественные и порядковые
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите разряд числительного
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова на собирательные числительные
4 Выполните математические действия, записав правильно ответ числительными
5 Выпишите из упражнения порядковые числительные
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
Тема: Употребление глаголов одного времени вместо другого
Задачи:
1 Формировать знания о категориях глагола
2 Научить определять вид, спряжение, форму глагола
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать морфологический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение глагола
2 Определить вид глагола в упражнении
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите лицо, число и время
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Выполните упражнение на правописание глаголов
5 Выполнить упражнения
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
Тема: Причастие как особая форма глагола
Задачи:
1 Формировать знания о категориях причастия
2 Научить определять разряд причастия
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать морфологический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение причастия
2 Определить разряд причастия в упражнении
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите разряд
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Выполните упражнение на правописание суффиксов страдательных причастий
5 Выполнить упражнения
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
Тема: Деепричастие как особая форма глагола
Задачи:
1 Формировать знания о категориях деепричастия
2 Научить определять разряд деепричастия
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать морфологический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение деепричастия
2 Определить разряд деепричастия в упражнении
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите разряд
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Вставить деепричастия в предложения
5 Выполнить упражнения по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Тема: Типы простых предложений
Задачи:
1 Формировать знания о типах простых предложений
2 Научить определять тип простого предложения
3 Расширить словарный запас.
4 Научить делать синтаксический разбор
5 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение двусоставного и односоставного предложений
2 Определить тип предложения в упражнении
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите тип предложения, найдите грамматическую основу.
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Составить предложения разного типа
5 Выполнить упражнения по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16
Тема: Способы передачи чужой речи
Задачи:
1 Формировать знания о предложениях с прямой и косвенной речью, диалоге, цитатах
2 Научить определять предложения с прямой речью
3 Расширить словарный запас.
4 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение прямой речи
2 Определить отличие предложений с прямой и косвенной речью, Определите постановку знаков препинания.
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите тип предложения, найдите грамматическую основу.
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Составить предложения разного типа
5 Выполнить упражнения по карточкам
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Задачи:
1 Формировать знания о бессоюзных сложных предложениях
2 Научить определять бессоюзные сложные предложения
3 Расширить словарный запас.
4 Формировать интерес к русскому языку
Задание
1 Запишите определение бессоюзного предложения
2 Определить отличие предложений бессоюзных от союзных. Определите постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
2 Запишите текст упражнения из учебника. Определите тип предложения, найдите грамматическую основу.
3 Выполнить упражнение из учебника Дудникова
4 Составить предложения разного типа
5 Выполнить упражнения по карточкам
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дунев А.И., Ефремов В.А., Сергеева Е.В., Черник В.Д. Русский язык и культура речи: учебник / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черник; под ред. В.Д. Черник.-Спб.,М.: САГА: ФОРУМ, 2010,365 с, (Профессиональное образование)
2 Введенская Л.А. Русский язык и культура речи./ учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова .- Изд.11-е_ Ростов н/Д: Феникс. 2011- 380 с,
3 Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник/ Н.В. Кузнецова. 3-е изд.,: М.ФОРУМ: ИНФРА-М.2011.368 с.
4 Руднев В.Н. Русский язык и кльтура речи: учебное пособие/ В.Н. Руднев.- 3-е изд., -М.:КНОРУС, 2012, -256 с.
5 Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей. _ Ростов Н/Р: Феникс, 2012.- 412, с,
Дополнительная литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2011.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 20ёё.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2012.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2015.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011..
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2012.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2013.
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2011.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2014.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2012.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2014.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2012.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2012.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2011.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2010.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2014.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2015.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2014.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2014.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2010.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2012.
Дополнительные источники
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2011.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2013.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2012.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2012.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2012.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2012.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2011.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2010.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2012.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.
Заголовок 515