Разработка урока по профориентационной подготовке учащихся 9 класса. «Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии».


МБОУ «Сонская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по профориентационной подготовке
учащихся 9 класса.
«Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии».
Педагог – психолог: Пухова С.А.
Тема: «Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии».
Цель:
повышение интереса членов группы к самим себе, анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.
Задачи:
Дать учащимся алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;
Показать ученикам необходимость самоанализа при принятии серьёзных решений.
Необходимое оборудование: ручки и тетради.
Ход занятия:
Педагог- психолог:
Сегодня мы поговорим о способностях. Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определённой деятельности.
Таких условий и особенностей у каждого человека множество. У разных людей они могут быть неодинаковыми. Следовательно, встаёт вопрос, о каком – то описании, упорядочении, классификации этих особенностей. Кроме того, рано или поздно возникает необходимость сравнения успешности отдельных людей, выяснение причин, влияющих, например, на успешность той или иной деятельности, следовательно, измерения способностей.
Попробуем во всем разобраться. Грубо говоря, сколько видов деятельности, столько и способностей. Из этого огромного моря можно выделить общие способности, т.е. необходимые для многих видов деятельности, такие, как способность решать интеллектуальные задачи; способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт; способность к сопереживании; способность к сосредоточению, распределению внимания; способность к воображению, представлению и т.д.
Способность обнаруживается только в деятельности. О том человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говоря, что он способный.
Кроме общих, обычно говорят и о специальных способностях- психологических особенностях человека, помогающих ему успешно выполнить определённый вид деятельности.
У каждого из нас существует какой –то идеальный образ набора способностей, которыми мы хотели бы обладать. Бесталанных людей нет. Самый страшный упрёк, который может быть брошен человеку – это обвинение его в бесталанности. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком – то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых мы более способны. Каждый человек должен быть на своём месте.
Грамотная оценка своих способностей – залог психического здоровья и правильного решения своих проблем, а также субъективной успешности человека в жизни.
Техника на самоописание.
Задание: Каждому ученику надо написать в тетради:
А) 5 способностей, которые развиты наиболее сильно, 5 видов деятельности (дел), которые более всего получаются;Б) 5 способностей, которые наименее развиты, 5 видов деятельности, которые получаются хуже всего;
В) 5 способностей, которыми хотели бы обладать в идеале, 5 видов деятельности, которые хотелось ба качественно выполнять.
Оценка способностей
№ Способности развиты наиболее сильно Способности наименее развиты Способности, которыми хочу обладать в идеале
1 2 3 4 5 Оценка видов деятельности
№ Виды дея-ти, развиты наиболее сильно Виды дея-ти наименее развиты Виды дея-ти, которые хочу выполнять качественно
1 2 3 4 5 Обсуждение. В ходе обсуждения каждый из учеников зачитывает самоописание. Ученики задают вопросы друг другу и учителю. При этом необходимо выяснить:
- Кому было легче ответить на пункт «а»?
- Кому – на пункт «б» или «в»
- К чему ближе то, что написано в пункте «в», - к пункту «а» или «б»?
- Кто не смог выполнить задание до конца? С чем это связано?
- Как вообще связана профессия с тем, что содержит самоописание?
Связь идеала с тем, что написано в пункте «б», говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе. В этом случае необходимо помочь человеку наметить конкретные шаги в достижении идеала.
Вопрос к ученикам:
- Берётся ли за основу при выборе профессии то, в чем человек достиг определённых результатов? Если нет, то почему человек поступает столь нерационально?
(Ответы учащихся).
Т.О., способности – это индивидуальные особенности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности.
Д/З: Написать список конкретных шагов в достижении своего идеала.