Внеклассное мероприятие Сохраним живую природу

Наследственная изменчивость человека
Обобщающий урок-презентация в 10 классе

Аймуханова Г.К., учитель биологии
Бестамакской средней школы Алгинского района Актюбинской области

Цели и задачи урока:
Закрепить и обобщить знания, полученные по разделу; продолжить формирование навыков самостоятельной работы; умение делать логические выводы, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и к живой природе; научиться бороться с возникновением клеток человека различных мутаций; воспитывать чувство любви и уважения к родному краю

«Сегодня на уроке»
Что изучает наука генетика?
Кто является основоположником генетики?
Как называется и как читается Первый закон Г.Менделя?
Как называется и как читается Второй закон Г.Менделя?
Как называется и как читается Третий закон Г.Менделя?
Что называется фенотипом?
Что такое генотип?
Что называется наследственностью?
Что называется изменчивостью?
Что такое явление доминирования?
Что называется моногибридным скрещиванием?
Какое скрещивание называют дигибридным?
Что такое полигибридное скрещивание?
Какие особи являются гомозиготными?
Какие особи гетерозиготные?
Что такое аллельные гены?
Что называется геном?
Какие признаки являются альтернативными?
Кто является основоположником хромосомной теории наследственности?
Как читается закон Моргана

Докончи предложение.
Объектом своих исследований Г.Мендель выбрал ____________________________________
Тип опыления у гороха ___________________________________________________________
Аллельные гены – это ___________________________________________________________
Гетерозигота обозначается _________
Гомозиготы обозначаются __________
Ген, контролирующий преобладающий признак _________________________________
Ген, контролирующий подавляемый признак __________________________________________
Ген – это ________________________________________________________________________

Тест по генетике.
1. Сколько признаков участвуют при моногибридном скрещивании?
А – один
В – три
Б – два
Г – четыре
2. Метод, изучающий нарушение обмена веществ:
А – цитогенетический
Б – биохимический
В –генеалогический
Г – близнецовый

3. Организм, благодаря которому открыто сцепленное наследование генов
А – горох
Б – бобы
В – дрозофила
Г – человек
4. Основоположник хромосомной теории наследственности
А – Г.Мендель
Б – Н.И.Вавилов
В – Т.Морган
Г – Ч.Дарвин
5. Дрозофила – идеальный объект для исследования
А – плодовита
Б – имеет 8 хромосом
В – быстро размножается
Г – все ответы верны
6. Какие гаметы образуются у гетерозигот
А – одинаковые
В – большие
Б – разные
Г – маленькие
7. При каком скрещивание происходит расщепление признаков 9:3:3:1
А – моногибридное
Б – дигибридное
В – полигибридное
Г – сцепленное
8. Почему гибридологический метод не применим к человеку?
А – позднее половое созревание
Б – малочисленное потомство
В – невозможность свободного скрещивания
Г – все ответы верны
9. Ненаследственная изменчивость
А – модификационная
Б – мутационная
В – модификационная и мутационная
Г – комбинативная

Ключ к тесту
1. Сколько признаков участвуют при моногибридном скрещивании?
А – один
2. Метод, изучающий нарушение обмена веществ:
Б – биохимический
3. Организм, благодаря которому открыто сцепленное наследование генов
В – дрозофила
4. Основоположник хромосомной теории наследственности
В – Т.Морган
5. Дрозофила – идеальный объект для исследования
Г – все ответы верны
6. Какие гаметы образуются у гетерозигот
Б – разные
7. При каком скрещивание происходит расщепление признаков 9:3:3:1
Б – дигибридное
8. Почему гибридологический метод не применим к человеку?
Г – все ответы верны
9. Ненаследственная изменчивость
А – модификационная



Задачи
Задача 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. Известно, что у гетерозигот волосы волнистые. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, родился ребенок с прямыми как у матери волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми? С мелковьющимися волосами?
Задача 2. Гомозиготное по обоим признакам гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С) скрестили с морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Гены указанных признаков (форма семян и наличие или отсутствие усиков) локализованы в разных парах хромосом. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произойдет расщепление в F2.
Задача 3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной на основе полученных данных.

Вопросы
Почему у гениального человека, дети не всегда гениальны?
Почему одни люди рождаются талантливыми, а другие едва осваивают школьную программу?
Чем обусловлены наследственные болезни человека?
Почему среди более 6 млрд.жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей?

Игра «Пирамидки»

AB
aB
AaBB

aB
Ab
AaBb

Ab
AB
AABb

Ab
ab
Aabb











Вывод:
По таблице видно, что гаметы по разному сочетаясь, образуют разные комбинации генов, а это влечет за собой разнообразие генотипа и фенотипа и поэтому в природе наблюдается разнообразие биологических видов.
Причинами такого многообразия являются
нетрудно понять с генетических позиций. Число хромосом у человека 46, если допустить, что родители отличаются по каждой паре хромосом лишь по одному гену, то общее количество возможных генетических комбинаций окажется равным 2·1023. На самом деле количество возможных наследственных комбинаций будет на много больше, ибо в нашем расчете не учтен перекрест между гомологичными хромосом. Следовательно, уже с момента зачатия каждый человек генетически уникален и неповторим.

Контрабандист
В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить из через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе хотел обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями обычные – рыжие.
Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив закона Лисляндии?


Ответ
Провести гибридологический анализ и вывести рыжих лис, гетерозиготных по аллелям окраски. Скрестить их друг с другом дома, получить расщепление по рыжей и серебристой окраске в потомстве 3:1

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушка,
А неведому зверушку.

Про Степанова Егора,
Слух разнесся очень скоро.
Мальчугану девять лет –
Не ребенок, а атлет!
Не обидишь молодца,
Он кладет на две лопатки.
В школе лучшего борца
- Как вы думаете, при каких условиях могла развиться недюжинная сила Егора?

Если вы дружны со спортом,
Бегом и прыжками,
Значит, знаете секрет,
Поделитесь с нами.
Люди верно говорят:
Не купить здоровье
Где же скрыт бесценный клад,
На каком подворье.
-Так в чем же секрет нашего здоровья?

Трудности изучения генетики человека:
Медленная смена поколений.
Потомство немногочисленно.
Сложный хромосомный набор.
Невозможно использовать гибридологический метод.

Методы изучения генетики человека:
Генеалогический
Близнецовый
Цитогенетический
Биохимический


1. Генеалогический метод
Он введен в науку в ХII веке Гальтоном. Он основан на изучении родословных и выявлении особенностей наследования каких либо признаков или болезней ряду поколений данного рода или семьи.
Так, когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, т.е. Джон Тальбот страдал симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14-ти поколениях его потомков. Так было установлено, что симфалангия наследуется, как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николая II страдал гемофилией)
(расм.табл. «Родословная рода Виктории»)


Вопросы:
Имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына испанского короля Альфонсо 12 даже умерли от этой болезни.
Сколько среди детей, внуков и правнуков Виктории было мужчин-гемофиликов и женщин-гемофиликов;
От кого матери или отца получили сыновья-гемофилики ген этой болезни
От кого получили ген этой болезни дочери – носители гемофилии;
Как королева Виктория сама смогла стать носителем гемофилии

2. Цитогенетический метод.
Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др. Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена. К таки заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия. Существовали ли наследственные болезни человека в прежние времена.
Светлый образ Орлеанской девы – Жанны д`Арк привлекает к себе внимание людей многие века. Сколько в этой личности чистоты и непорочности, невинности и бескорыстия, любви и самоотверженности, мужества и отваги, долготерпения и сострадания . Это редкий образец принесения своей личности на алтарь родины во искупления человечества.
Жана д`Арк было сожжена на костре в Руане в 19-летнем возрасте. Поразительны ее энергия, решительность, храбрость и ум, проявившиеся во время освобождения Орлеана, где она разбила отряд англичан. Находчивость и героизм, упорство, воля и здравый смысл – все это особенно проявилось во время суда над ней и последовавшей казни. Удивительным является то, что все это совершила девушка, почти ребенок. Личности ее вызывает интерес. Необразованная крестьянка влияет на массы, управляет событиями, одерживает победы, сажает на престол короля и безропотно гибнет во имя любви к Родине и во имя Господа Бога.
По мнению профессор В.П.Эфроимсона Жанна д`Арк была индивидом с синдромом Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. В результате этой нечувствительности дородовое и послеродовое развитие организма, которое обладает мужским набором хромосом и семенниками идет по женскому направлению. При рождении эта аномалия никак не проявляется, а с наступлением половой зрелости развивается превдогермафродит. Индивиды бесплодны, однако способны к сексуальной жизни и сохраняют нормальное половое влечение к мужчинам.
Гиппократ:
«Семя производит все тело. Здоровое семя производит здоровые части тела, больное – больные».

Пути профилактики наследственных болезней человека
Запрет на близкородственные браки.
Запрет на употребление алкоголя.
Борьба за чистоту окружающей среды.
Медико-генетическое консультирование.
Дородовая диагностика

Человек и окружающая среда (дополнительная информация)
Кромсая лед, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот
У самого гигантского восходы
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать не охота,
Сейчас нам не до этого пока.

Оценивание.
Ведомость учета знаний.
Задания
Оценки

Сегодня на уроке


Дополни предложения


Тест


Задачи


Методы генетики человека



Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание.




аВ

Аb

АВ



15