ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО» Мы очень любим живую природу и должны заботиться о ней!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес»
ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО»:
«Мы очень любим живую природу и должны заботиться о ней!».

Разработчик:
Воспитатель:
Перепёлкина Т.В.
п. Целина.
2017 г.
Содержание:
Введение
Актуальность проекта…………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи проекта………………………………………………………...4
1.3.Контингент участников мероприятия………………………………………...4
1.4.Материально-техническое обеспечение……………………………………...4
1.5.Рекомендации по проведению мероприятия…………………………………5
2. Содержание мероприятия.
2.1 Этапы реализации проекта.……………………………………………………5
2.2 Подготовительный этап………………………..................................................5
2.3 Основной этап (Продуктивная деятельность)………………………………5
2.4.Заключительный этап…………………………………………………………..5
3. Результат проекта……………………………………………………………………19
4.Выводы о проведённом мероприятии………………………………………………20
5.Заключение …………………………………………………………………………..20
6. Список литературы………………………………………………………………….21
7. Приложения………………………………………………………………………….22
Проект:
«Мы очень любим живую природу и должны заботиться о ней!». Берегите Землю, берегите!
Мусор, где попало, не валите.
Реки и леса все берегите.
Если рубите леса, восстановите.
Новые деревья посадите.
С благодарностью Земле долги верните.
Красоту земную не губите.
Родники в лесах восстановите.
Чтобы родники везде журчали
И водой все реки наполняли.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

1.1.Актуальность:
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми подготовительной группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах , им  было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями.
Проблема:Проведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах .
Мотивация:Желание детей, познакомиться с образом жизни животных и птиц, желание родителей поучаствовать  в проектной деятельности  группы.

1.2.Задачи и Цель проекта:
Цель:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
1) Расширять и систематизировать знания детей  о диких животных и птицах, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
2) Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
4) Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
5) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
6) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, коллективная работа.
1.3.Контингент участников проекта:
Подготовительная группа «Подсолнушки», воспитатель: Перепёлкина Татьяна Васильевна.
1.4.Материально-технологическое обеспечение:
Подобран и создан интересный развивающий материал: картинки, пазлы, книги. На занятиях эффективно использовался прием наглядного моделирования. С помощью демонстрации модели успешно осуществлялось обобщение и систематизация знаний детей о природе. При изучении темы «Живая природа» дети охотно выполняли творческие задания, они с легкостью вырезали ножницами, клеили, рисовали, собирали мазайки. А в свободное время от занятий ребята обсуждали, что можно сделать, чтобы помочь природе.
1.5. Рекомендации по проведению мероприятия:
Учитывая чрезвычайно эмоциональную чувствительность малышей, преимущество предоставляется эмоционально – эстетическому восприятию природы (красиво). Разнообразие красок природы, ее загадочность, привлекает внимание детей, которые получают только эстетическое наслаждение от общения с природой, то есть удовлетворяют свои эстетические потребности, но еще не совсем понимают суть увиденного, не понимают законов природы, связей природных явлений. В этот период закладывается у детей фундамент знаний об экологии и у воспитателя возникает возможность полюбоваться окружающим миром. Со временем, используя желания детей любоваться красотою природных красок, педагог постепенно направляет работу к эстетическому восприятию, развивая наблюдательность. Очень важно создать условия, в которых бы дети смогли оценить эстетичность объекта, отметить гармонию формы и цвета, условия, которые побудили бы детей к общению с природой, через вопрос интеллектуального характера «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?», «Откуда?» и др.
2.Содержание мероприятия.
2.1.Этапы реализации проекта
Подготовительный этап;
Основной этап;
Заключительный этап.
2.2.Подготовительный этап:
- Выявление уровня представлений детей  о диких животных и птицах, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
- Составление конспектов образовательной деятельности с детьми.
2.3.    Основной этап:
Взаимодействие с детьми
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Зимуют-улетают», «Сложи картинку и угадай животного».
Решение экологических задач:«Кто где живёт?»
Экологические игры: «Мы против мусора!!!»
Настольные игры: «Разрезные картинки».
2.4.Заключительный этап .Коллективная работа ребят.
Выразительноечтение и разучивание стихов о животных.
Чтение художественной литературы.
(Приложение 5).
В.В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики»,  «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Е.Чарушин. «Лесной котенок»,  «Тюпа и Томка»;  Толстой А.Н. «Сорочьи сказки»;  М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».

Продуктивная деятельность:
Настольная игра : «Собери разрезанную картинку»

- рисование птиц различными изобразительными материалами, с использованием различных техник т.п., (простой карандаш и гуаш).


-552456153150-Аппликация «Лебедь»: (Приложение 1):

- Дидактическая игра «Назови кто, чем питается?» : (приложение 3):


Дидактическая игра на развитие внимания: «Угадай и собери мозаику по описанию»: ( Приложение 4).


Игра : «Кто где зимует?» (приложение 2).

Экологическая игра : «Мы против мусора!!!»
Люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов, в парке, на берегах рек. Маленькая кучка мусора кажется незначительной, но, соединяясь с другими - становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. Накапливается огромное количество твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета, люди чаще болеют.
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т. е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. Но, приходя с детьми на лесную поляну, на берег реки, мы видим бутылки и пакеты, след от кострища. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.
Каждый раз у дошкольников возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему». В один прекрасный солнечный денек ,дети с удовольствием взяли в руки веники и корзины и былареализована интересная игра для детей . Мы понимали, что если мы, воспитатели будем уделять больше внимания на такие вопросы , то и у детей будем воспитывать интерес к родному краю, стремление к поддержанию чистоты на улицах и во дворах, к соблюдению правил поведения на природе. Мы уверены, что своим примером сможем донести до детей важность проблемы содержания окружающей природы в чистоте

2.4.Заключительный этап.
Ребята,на плакате создали большой цветок при помощи своих ладошек.Тем самым показав,что мы в ответе за чистоту на нашей планете Земля!!!

3.Результат проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу;       освоили некоторые  нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
4.Выводы о проведенном мероприятии:
Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность - это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для обогащения эстетических впечатлений. Приобретённые впечатления, обогащённый опыт, дети реализуют на занятиях по аппликации, рисованию, развития речи, в дидактических играх экологической направленности. В таких играх как «Угадай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Зимуют-улетают», «Сложи картинки и угадай животного», «Кто где живет?, экологические игры «Мы против мусора», настольные игры (разрезанные картинки) и др., у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость. А важнейшим условием реализации системы экологического воспитания детей, является правильная организация развивающей предметно-пространственной для ребенка среды - создание в группе уголка живой и неживой природы, календари природы и погоды; формирование грамотного экологического поведения детей и безопасного пребывания ребенка на природе.
5.Заключение.
Главная цель экологического образования дошкольного уровня - формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.
6.Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Дагода, М.Б. Зуйкова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005
Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенов Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. Спб. : Издательство «Союз», 2003.
Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
7.Приложения:
Приложение 1:
План – конспект интегрированной НОД - объёмная аппликация из полосок бумаги «Лебедь».
О Описание: Конспект занятия ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Занятие включает в себя элементы аппликации из цветной бумаги и объёмной аппликации из полосок бумаги. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов. 
Цель: Научить детей методам и приёмам создания объёмной аппликации из полосок бумаги.
Задачи:
-обучающие. Обучение приёму изготовления «капельки» из полоски бумаги, совершенствование умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем. Обогащение и закрепление знаний детей о лебедях.
- развивающие. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с полоской бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Расширение кругозора детей и их словарного запаса.
- воспитательные.  Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с бумагой, ножницами, клеем. Воспитание интереса и желания усложнять содержание аппликации. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Предварительная работа.
Чтение сказки «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена.
Приоритетная образовательная область. Художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей. Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности. Изобразительная деятельность, конструирование из бумаги, аппликация из бумаги, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.
Материал и оборудование.
- синий картон ½ А4
- цветная бумага
- полоски белой бумаги  (длина 10,5 см, ширина 1 см)
- клей – карандаш
- ножницы
- серия картинок с изображение лебедей.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, вчера мы с Вами познакомились с новой сказкой. Кто помнит что за это за сказка?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Сказка про гадкого утёнка. А Вы помните, кто написал эту сказку, назовите имя автора.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы. Сказка «Гадкий утёнок» написана Гансом Христианом Андерсеном. Ребята, а кем стал утёнок, когда вырос?
Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, когда маленький утёнок вырос, то стал прекрасным лебедем. Посмотрите на эту картинку, узнаёте, кто это?
Воспитатель показывает ребятам картинку с изображением белого лебедя.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, эта красивая и грациозная птица – лебедь.
Лебедь одна из самых грациозных птиц, именно она держит осанку по жизни и восхищает любителей природы.  Лебеди – перелетные птицы, на зиму они улетают в тёплые края. Ранней весной, когда еще не сошел снег, а водоемы покрыты льдом, лебеди возвращаются с зимовок на родину.
У них большие и сильные крылья. В воздухе они могут находиться достаточно долго и перелетают на тысячи километров. Но, не смотря на это, их считают символом красоты, чистоты, благородства.
Окраска оперения лебедей снежно - белая, но в природе также встречаются и птицы с чёрным оперением.
Бытует мнение, что пары лебедей соединяются на всю жизнь, и они не могут жить друг без друга.
Лебеди любят устраивать гнездовья на крупных озерах, предпочитают водоемы, сильно заросшие у берегов тростником и другой водной и прибрежной растительностью. Иногда лебеди селятся и на морских побережьях, если там есть заросли тростника. В тех местах, где к этим птицам относятся почтительно и не тревожат, они гнездятся и на небольших прудах, нередко вблизи жилья человека.
Когда он плывет по водной глади, его движения размеренны и неторопливы. Ходить по суше лебеди не любят, предпочитают находиться в воде. В дикой природе эти птицы очень осторожны и стараются держаться вдали от берегов.
Преследуемый по воде лебедь может развить на плаву достаточно большую скорость, если же враг не отстает, то эта птица начинает буквально разбегаться по воде, шлепая лапами и изредка тяжело взмахивая крыльями.
Эти птицы питаются водными растениями, для этого у них есть длинная гибкая шея. С её помощью они достают растения со дна водоёмов.
Лебеди - одни из прекраснейших созданий в мире птиц, они славятся своей красотой и гордостью.
Рассказ воспитателя сопровождается серией картинок. 
Воспитатель. Ребята, а Вы хотите превратиться в лебедей?
Ответы детей.
Воспитатель. Я Вам с радостью в этом помогу.
Физкультминутка «Лебеди».
Чудо – палочку возьму (воспитатель берёт в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (два взмаха)
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей! (дети в воздухе руками рисуют большой круг)
Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)
Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)
Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)
И друг другу улыбнулись! (улыбаются)
Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)
Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)
Опустились на реке (присели на корточки)
И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)
Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)
Лебединый весь народ.
И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)
Снова мы взлетели в небо! (машут руками, как крыльями)
Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму (воспитатель снова берёт «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну (два взмаха)
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей! (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель. Молодцы. А теперь, я предлагаю Вам самим создать эту прекрасную птицу, для этого нам понадобиться цветная бумага, ножницы и клей. Свои творческие работы мы будем делать в технике - аппликация. У Вас на столах есть силуэт лебедя, но какой лебедь без оперения. Перья мы с Вами будем делать в технике объёмной аппликации, используя полоски бумаги. Давайте попробуем, возьмите полоску белой бумаги и аккуратно согните её пополам, не прижимая середину, соедините её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепите клеем.
Воспитатель вместе с детьми проделывает данный этап работы.
Воспитатель. Давайте попробуем ещё раз, но уже без меня.
Дети самостоятельно проделывают данный этап работы, воспитатель наблюдает, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель. Молодцы. Вы научились делать перышки для нашего лебедя. Теперь нам нужно приклеить наши перья к лебедю.
Воспитатель показывает детям, как клеить «перья».
Воспитатель. Вам предстоит не простая творческая работа, так что нужно хорошо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лебёдушка».
Вдоль по реченьке лебедушка плывет (плавные горизонтальные движения кистей рук)
Выше бережка головушку несет (плавные вертикальные движения кистей рук)
Белым крылышком помахивает (скрещиваем кисти рук, махаем)
На цветы водицу стряхивает (встряхиваем кистями рук).
Воспитатель. Пальчики подготовили, так что не будем терять ни минуты и приступим к аппликации.
Дети приступают к аппликации. Воспитатель подходит к каждому ребенку, если возникают трудности, подсказывает, направляет.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.
Воспитатель. Молодцы, ребята, красивые лебеди. Ребята, что нового Вы сегодня узнали о лебедях?
Ответы детей.
Воспитатель. А какой новой техникой аппликации Вы сегодня воспользовались?
Ответы детей.
Воспитатель. При помощи техники объёмной аппликации из полосок бумаги мы создали таких красивых и пушистых лебедей. Давайте соединим все работы вместе, и у нас получиться настоящее большое лебединое озеро.
Приложение 2:
Конспект занятия потеме «Зимующие и перелётные птицы»
Тема: Перелетные и зимующие птицы
Задачи
Образовательные
Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.
Учить выделять характерные особенности птиц.
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц
2.Коррекционно-развивающие
Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
Воспитательные
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц), чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
I.Организационный момент.
(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Учитель:
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй,…)II. Работа по теме:
Беседа:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Учитель:
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети:
Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Учитель:
А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Учитель:
Назовите перелетных птиц?
Дети:
Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
На доске таблица «Птицы»
Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.
Ласточка — небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.
Игра «Отгадай и присядь»
(Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Демонстрация чучела птицы.
Учитель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.
Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
- Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке,
Промочили свои ножки,
Потом сели, посидели.
Смотрим: птицы полетели.
Ветер сильный вдруг подул,
Мы испугались: «Караул!» Дети бегут друг за другом.
Трясут ногами.
Приседают.
Машут руками.
Качают руками влево–вправо.
Дети убегают и садятся за столы.

Приложение 3:
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Задача: закрепить знание детей о питании птиц.
Описание игры.
На доске расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?    Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.                                                                                     
Приложение 4:
Дидактические игры по теме «Дикие животные и птицы»
Игра «Назови по порядку»Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотриИ их запомни.Я все их уберу,Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Приложение 5:
Чтение художественной литературы:
Виталий Бианки
КТО ЧЕМ ПОЕТ.
Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.
Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
Вот послушай, чем и как моют безголосые.
Лягушки на озере начали еще с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли...
— Ква-а-а-а! — одним духом пошел из них воздух.
Услахыл их Аист из деревни, обрадовался:
— "Целый хор! Будет мне чем поживиться!"
И полетел на озеро завтракать.
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:
"Неужели я хуже лягушек? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую".
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другю, то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
"Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает".
И придумала:
"Дай-ка на воде сыграю!"
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул:
— Прумб-бу-бу-бумм!.. — словно бык проревел.
— "Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то и у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?!
Задом уперся, передом откинулся, размахнулся головой — как задоббит носом по суку! Точь-в-точь — барабанная дробь!
Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жесткая шея, - тоненький-тоненький писк послышался.
Пищит усач, а все напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил, зато сам своей песней доволен.
А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.
вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит.
Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве.
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков — длинные задние ножки коленками назад. На крыльях - зазубринки, а на лапках — зацепочки. Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает — стрекочет.
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
"Эх, — думает Долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эй! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!"
Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, повернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветер перебирает. И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.
А это Бекас. Отгадай, чем он поет?
Хвостом!
«Первая охота»
Рассказ Первая охота читать:
Надоело Щенку гонять кур по двору.
"Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами".
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: "Я его обману!"
Удод думает: "Я его удивлю!"
Вертишейка думает: "Я его напугаю!"
Ящерка думает: "Я от него вывернусь!"
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: "Мы от него спрячемся!"
"А я его прогоню!" - думает Жук-Бомбардир.
"Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!" - думают они про себя.
А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде.
"Вот я ее сейчас поймаю!" - думает Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.
А Выпь глянула на него и быстро шагнула в камыш.
Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается
    взад-вперед,
    взад-вперед.
У Щенка перед глазами желтые и коричневые полосы качаются
    взад-вперед,
    взад-вперед.
А Выпь стоит в камыше, вытянулась - тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена.
Стоит, качается
    взад-вперед,
    взад-вперед.
Щенок глаза выпучил, смотрел-смотрел - не видно Выпи в камыше.
"Ну, - думает, - обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш!
Пойду другую птицу поймаю".
Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, - то развернет, то сложит.
"Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!" - думает Щенок.
А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял.
Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.
Удивился Щенок: "Куда же Удод девался?
Неужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю".
Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка.
Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло.
"Ага! - думает Щенок. - Попалась!"
Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит.
Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял - и наутек.
А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у нее змейкой извивается полоска черных перьев.
"Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться.
Пойду лучше Ящерку поймаю".
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Тихонько к ней подкрался Щенок - прыг! - и ухватил за хвост.
А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.
Хвост в зубах у Щенка извивается.
Фыркнул Щенок, бросил хвост - и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
"Ну, - думает Щенок, - уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю".
Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают.
Бросился Щенок ловить их, и вдруг - стало кругом как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно. Спрятались все.
Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились.
Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь.
Бабочки сели на деревья, крылья сложили - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки.
Один крошечный Жук-Бомбардир идет себе по земле, никуда не прячется.
Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой - прямо в нос попал!
Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся - да через луг, да в подворотню.
Забился в конуру и нос высунуть боится.
А звери, птицы и насекомые - все опять за свои дела принялись.
Сказка Серебряное копытце
Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого, а соседи и говорят:- Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.- Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы ростить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить-то стану?Потом подумал-подумал и говорит:- Знавал я Григорья да и жену его тоже. Оба веселые да ловкие были.Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьмуее.Только пойдет ли? Соседи объясняют:- Плохое житье у нее. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка.- И то правда, - отвечает Кокованя, - уговорю как-нибудь.В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно. Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:- Это у вас григорьева-то подаренка?Хозяйка отвечает:- Она самая. Мало одной-то, так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!Кокованя и говорит:- Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет.Потом и спрашивает у сиротки:- Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить?Девчоночка удивилась:- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?- Да так, - отвечает, - само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.- Ты хоть кто? - спрашивает девчоночка.- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу.- Застрелишь его?- Нет, - отвечает Кокованя. - Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.- Тебе на что это?- А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, - ответил Кокованя.Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит - старик веселый да ласковый. Она и говорит:- Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.- Про это, - отвечает Кокованя, - что и говорить. Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:- Пр-равильно придумал. Пр-равильно.Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.Только после всякой сказки Даренка напомнит:- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.- Дедо, а он большой?Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:- Дедо, а рожки у него есть?- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.- Дедо, а он кого ест?- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.- Дедо, а шерстка у него какая?- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.- Дедо, а он душной?Кокованя даже рассердился:- Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел. Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.-А как же,-спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?- Там, - отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.Даренка опять спрашивает:- Серебряное копытце в той же стороне пасется?- Кто его знает. Может, и он там. Даренка тут и давай проситься:- Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, - я и погляжу.Старик сперва руками замахал:- Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще! осказках.ру - oskazkax.ruТолько Даренка никак не отстает:- Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею.Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:"Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится".Вот он и говорит:- Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку."Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?" Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу.Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:- Пр-равильно придумала. Пр-равильно.Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:- Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!Как стали Кокованя с Даренкой из заводу выходить, слышат - собачонки что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто зверя на улицах увидали. Оглянулись, - а это Муренка серединой улицы бежит, от собак отбивается. Муренка к той поре поправилась. Большая да здоровая стала. Собачонки к ней и подступиться не смеют.Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Муренка до лесу, да и на сосну. Пойди поймай!Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше. Глядят, - Муренка стороной бежит. Так и до балагана добралась. Вот и стало их в балагане трое.Даренка хвалится:- Веселее так-то.Кокованя поддакивает:- Известно, веселее.А кошка Муренка свернулась клубочком у печки в звонко мурлычет:- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.Козлов в ту зиму много было. Это простых-то. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили - на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! А Даренка попривыкла в лесу-то. Сама говорит старику:- Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.Кокованя даже удивился:- Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.- Чего, - отвечает, - бояться. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь. А ты поскорее ворочайся все-таки!Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал... Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит - Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Воротилась, да и говорит:- Видно, задремала я. Мне и показалось.Муренка мурлычет:- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.Легла Даренка рядом с кошкой, да и уснула до утра. Другой день прошел. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Даренке, а не плачет. Гладит Муренку да приговаривает:- Не скучай, Муренушка! Завтра дедо непременно придет.Муренка свою песенку поет:- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и думает:"Не козел ли тот вчерашний прибежал?" И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит.Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:- Ме-ка! Ме-ка!Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:- Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.Муренка, знай, свою песенку поет:- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда-же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет.А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?
Е.Чарушин.
Лесной котенок.
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.

Толстой А.Н.
«Сорочьи сказки».
СОРОЧЬИ СКАЗКИ
СОРОКА

Сорока
За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.
Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.
Раз спрашивает сороку синичка-птичка:
— Откуда, тётенька, ты пряники с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.
— А у чёрта на кулижках, — отвечала сорока-белобока, обманула синичку.
— Неправду ты говоришь, тётенька, — пискнула синичка-птичка, — у чёрта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи — всё равно выслежу.
Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, всё дочиста.
И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…
— Что с тобой, тётенька? — спрашивает синичкаптичка. — Или болит чего?
— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.
— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.
— А где Сандрит-трава растёт? — взмолилась Сорока-белобока.
— А у чёрта на кулижках, — ответила синичкаптичка, крылышками детей закрыла и заснула.
«У чёрта на кулижке одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.
И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока — голобока.
От жадности.
МЫШКА
Сорочьи сказки читать
Мышка
По чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали.
Мышка ничего не думает, потому что в голове у неё мозгу — меньше горошины.
Увидела мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребёт и всё чёрным глазом поглядывает — нет ли хоря.
А злой хорь по мышиным следам полает, красным хвостом снег метёт.
Рот разинул — вот-вот на мышь кинется… Вдруг мышка царапнула нос о шишку, да с перепугу — нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет её.
Хорь даже зубами скрипнул — вот досада. И побрёл, побрёл хорь по белому снегу. Злющий, голодный — лучше не попадайся.
А мышка так ничего и не подумала об этом случае, потому что в голове мышиной мозгу меньше горошины. Так-то.
 
 
КОЗЁЛ
Сорочьи сказки читать
Козел
В поле — тын, под тыном — собачья голова, в голове толстый жук сидит с одним рогом посреди лба.
Шёл мимо козёл, увидал тын, — разбежался да как хватит в тын головой, — тын закряхтел, рог у козла отлетел.
— То-то, — жук сказал, — с одним-то рогом сподручнее, иди ко мне жить.
Полез козёл в собачью голову, только морду ободрал.
— Ты и лазить-то не умеешь, — сказал жук, крылья раскрыл и полетел.
Прыгнул козёл за ним на тын, сорвался и повис на тыну.
Шли бабы мимо тына — бельё полоскать, сняли козла и вальками отлупили.
Пошёл козёл домой без рога, с драной мордой, с помятыми боками.
Шёл — молчал Смехота, да и только.
 
 
ЁЖ
Сорочьи сказки читать
Ёж
Телёнок увидал ежа и говорит:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
— Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый телоног, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и псбежал к корове-матери, жалуется.
— Ёж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.
— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.
 
 
ЛИСА
Сорочьи сказки читать
Лиса
Под осиной спала лиса и видела воровские сны.
Спит лиса, не спит ли — всё равно нет от неё житья зверям.
И ополчились на лису — ёж, дятел да ворона Дятел и ворона вперёд полетели, а ёж следом покатился.
Дятел да ворона сели на осину.
— Тук-тук-ту-к, — застучал дятел клювом по коре.
И лиса увидела сон — будто страшный мужик топором машет, к ней подбирается.
Ёж к сосне подбегает, и кричит ему ворона:
— Карр ёж!.. Карр ёж!..
«Кур ешь, — думает ворона, — догадался проклятый мужик».
А за ежом ежиха да ежата катятся, пыхтят, переваливаются…
— Карр ежи! — заорала ворона.
«Караул, вяжи!» — подумала лиса, да как спросонок вскочит, а ежи её иголками в нос…
— Отрубили мой нос, смерть пришла, — ахнула лиса и — бежать.
Прыгнул на неё дятел и давай долбить лисе голову. А ворона вдогонку: «Карр».
С тех пор лиса больше в лес не ходила, не воровала.
Выжили душегуба.
 
 
ЗАЯЦ
Сорочьи сказки читать
Заяц
Летит по снегу позёмка, метёт сугроб на сугроб… На кургане поскрипывает сосна:
— Ох, ох, кости мои старые, ноченька-то разыгралась, ох, ох…
Под сосной, насторожив уши, сидит заяц.
— Что ты сидишь, — стонет сосна, — съест тебя волк. — убежал бы.
— Куда мне бежать, кругом бело, все кустики замело, есть нечего…
— А ты порой, поскреби.
— Нечего искать, — сказал заяц и опустил уши.
— Ох, старые глаза мои, — закряхтела сосна, — бежит кто-то, должно быть, волк, — волк и есть.
Заяц заметался.
— Спрячь меня, бабушка…
— Ох, ох, ну, прыгай в дупло, косой.
Прыгнул заяц в дупло, а волк подбегает и кричит сосне:
— Сказывай, старуха, где косой?
— Почём я знаю, разбойник, не стерегу я зайца, вон ветер как разгулялся, ох, ох…
Метнул волк серым хвостом, лёг у корней, голову на лапы положил. А ветер свистит в сучьях, крепчает…
— Не вытерплю, не вытерплю, — скрипит сосна.
Снег гуще повалил, налетел лохматый буран, подхватил белые сугробы, кинул их на сосну.
Напружилась сосна, крякнула и сломалась… Серого волка, падая, до смерти зашибла…
Замело их бураном обоих. А заяц из дупла выскочил и запрыгал куда глаза глядят.
«Сирота я, — думал заяц, — была у меня бабушкасосна, да и ту замело…»
И капали в снег пустяковые заячьи слёзы.
М.Пришвин: 
Рассказ Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Рассказ Золотой луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Приложение 6:
Отзывы о проведенном мероприятии:
1.
Я, Лукьянова Елена, мама Шкуринского Ильи, хочу сказать, что Татьяна Васильевна относится к той категории творческих педагогов, которые находятся в постоянном поиске новых форм и идей воспитания детей. Татьяна Васильевна талантливый педагог. На её занятиях дети с большим интересом читают, пишут, рисуют, играют и т.д. Она расширяет их кругозор. Учит жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее. И все это, конечно, через сказку и игру. Дети с удовольствием работали вместе с Татьяной Васильевной над проектом .Шкуринская Елена.
(2.12.16г.)
____________________

Приложение 6:
Отзывы о проведенном мероприятии:
2.
Я, мама Воронина Владимира. Хочу поблагодарить Татьяну Васильевну за хорошую работу с нашими детьми.
Для меня очень важно, что мой ребенок получает знания об окружающей природе. Вова с восхищением рассказывал нам дома об образе жизни , повадках, питании, жилищах диких животных и птицах , ему было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями?? .
20.10.16.
Воронина Татьяна._____________________
Приложение 7:
Информация о мероприятии на сайте
(16293.maam.ru/maps/news/162333.html)