Исследовательская работа по литературе на тему Любовь в творчестве Эриха Марии Ремарка
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
«Литературоведение» Литература ХХ века.
Тема: «Любовь в творчестве Эриха Марии Ремарка»
Автор работы:
Вержбицкая Анастасия, 10 кл.,
МБОУ Чалтырская СОШ №1
С.Чалтырь, Мясниковский Район, Ростовская область
Руководитель:
Барнагян Эмма Агоповна ,Учитель русского языка и литературы,
МБОУ Чалтырская СОШ №1
С.Чалтырь, Мясниковский район, Ростовская область.
с.Чалтырь
2016 год
Оглавление:
1.Введение……………………………………………………………………………………….……...3
1.1 Биографические сведения о Э.М Ремарке ………………………………..........3
1.2 Основные темы произведений Э.М Ремарка…………………………………….3
2. Основная часть...................................................................................4
2.1 Сведения о романе «Приют грез».........................................................4
2.2 Сведения о романе «Черный обелиск»…………………………………….….…...4
2.3 Сведения о романе «Жизнь взаймы»………………………………………….……..4
2.4 Сведения о романе «Три товарища»………………………………………………....5
3. Заключение……………………………………………………………………………………….6
4. Литература ............................................................................................7
Любовь в творчестве
Э.М Ремарка.
«Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука».
Эрих Мария Ремарк - видный немецкий писатель XX века, который не только принес в литературу понятие «потерянное поколение», но и прославился мелодичностью и одновременно парадоксальностью своих произведений о войне и любви.
Судьба писателя складывалась не просто, но именно благодаря этим трудностям весь мир увидел величайшие произведения Ремарка.
Основные темы, о которых он пишет — это любовь и война. Любовь в его романах — страстная, всепоглощающая и пронизывающая всю жизнь целиком. Война — страшная, ломающая волю, веру и судьбу человека. Он писал о потерянном поколении, которому нет места среди людей, не переживших ужасы войны.
Будучи еще совсем молодым Э.М Ремарк был отправлен на фронт, где столкнулся с огромной и абсолютной жестокостью. Его рукописи сжигали, а его любовь всегда была отчаянной и захватывающей.
Каждый образ и персонаж в книгах писателя был не просто выдумкой, каждые эмоции и чувства были не просто плодом воображения, это были реальные люди и действительные события, которые Ремарку удавалось видеть. Его книги пронизаны легким шармом любви, которая живет, не смотря на то, что творится за окном, не смотря на то, что за этим окном война.
Герои его романов— ровесники писателя, отчаявшиеся в своей стране и в жизни в целом, но которые все же еще верят, что любовь и дружба сильнее смерти. Что сквозь всю грязь их жизни, можно разглядеть еле заметные лучики солнца, дарящие веру в настоящую любовь.
Жизнь героев Ремарка может показаться бессмысленной и праздной, но в этом и есть смысл всех его произведений. Писатель не хочет докучать читателю наставлениями и осмыслением каждого слова и действия, он хочет показать жизнь, как она есть, и просит любить людей такими, какие они есть. Ремарк предстает в своих произведениях, как лояльный наблюдатель. Он прощает своим героям их постоянное пьянство, неразборчивое поведение и цинизм.
Первым произведением писателя стал роман «Приют грез». Он был плохо воспринят публикой, и именно из - за него сложилось впечатление о Ремарке, как о слишком высокопарном и сентиментальном прозаике.
Книга повествует о молодых и прекрасных людях, живших в оскверненной Германии в доме одного художника. Через какое-то время они переживают расставание и измену. Затем, вновь возвращаются к любимым. Перед смертью старый художник завещал им любовь к жизни и живописи.
Роман пропитан сентиментальностью и нежностью. За слишком возвышенными чувствами на самом деле скрывается страдание, а за душещипательными обсуждениями любви - наслаждение эмоциями и чувствами. Он заставляет задуматься и переосмыслить всю свою жизнь.
Сам переживший несколько бурных и страстных романов, Ремарк писал о любви, как о возвышенном, но не вечном чувстве. Невозможность удержать любовь в сердце, а человека рядом - одна из главных идей его любовных произведений.
Еще одним важнейшим произведением Э.М Ремарка является «Черный обелиск». Этот роман был написан в непростое время для автора. Писателя беспокоила болезнь Меньера, но это не стало поводом для прекращения работы. Ремарка поддерживала его возлюбленная Полетт Годдар.
Эта книга помогает окунуться в мир, который окружал Ремарка. Позволяет погрузиться в мысли и размышления писателя о любви и о Боге.
"Любовь - вопрос чувства, не вопрос морали. Но чувство не знает предательства. Оно растет, исчезает, меняется - где же тут предательство? Это ведь не контракт."Еще одним величайшим произведением Ремарка по праву можно считать роман «Жизнь взаймы». Данный роман впервые был опубликован в 1959 году в Гамбурге . В нем писатель предстает в роли опытного философа и психолога, раскрывающего вечные темы всех времен и народов, в особенности тему любви. В отличие от других романов автора «Жизнь взаймы» не несет в себе тягостные политические обсуждения, а ее лейтмотивом является любовь и свобода.
«...Лилиан стояла у окна в своей комнате. За окном было озеро. Ночь. Ветер. Весна шумела в платанах на площади и в облаках. Вошел Клерфэ. Он обнял ее. Она обернулась и посмотрела на него.
-Ты не боишься? - спросила она
-Чего?
-Того, что я больна.
-Я боюсь совсем другого: во время гонок при скорости двести километров у меня может лопнуть покрышка переднего колеса - сказал он
Лилиан вдруг поняла, чем они похожи друг на друга. Они оба люди без будущего. Будущее Клерфэ простиралось до следующих гонок, а ее - до следующего кровотечения...»
Война в Европе закончилась, люди вернулись к своему обычному существованию, и только ее тяжелые отблески в виде смертельных болезней и отрешенности от жизни легли тяжким грузом на плечи тех, кто пережил это страшное время, на плечи тех, кто готов отдать свою жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего.
Главные герои романа – больная туберкулезом бельгийка Лилиан Дюнкерки и постоянно рискующий своей жизнью автогонщик Клерфэ – строят свою любовь на схожем отношении к бытию. Они оба свободны, независимы и не имеют будущего . Различия между героями заключаются в том, что Лилиан, в отличие от Клерфэ, острее ощущает жизнь, так как смерть для нее – вполне осязаемая реалия, оседающая на носовом платке в виде кровавых пятен. Автогонщик же сам управляет своей жизнью и может в любой момент остановить бешеный полет по трассе или вовсе уйти из рискованного бизнеса, став добропорядочным семьянином и продавцом машин. Вся беда Клерфэ в том, что он слишком погружен в жизнь: если он участвует в гонках, то обязательно хочет быть первым, если он любит, то стремится полностью подчинить своей заботе любимое существо. Как только Лилиан понимает, что любовь Клерфэ становится для нее темницей, она решает уйти, но не успевает – смерть забирает автогонщика раньше нее, показывая девушке всю нелепость и величие жизни.
Жизнь взаймы. Это - любовь на грани обреченности. Это – роскошь на грани разорения. Это – веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего – нет. Смерть –не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!
Следующий роман немецкого прозаика, который бы мне хотелось выделить – это «Три товарища». Именно для меня– это не просто книга, это роман, который пронзил мое сердце своей глубиной и чувственностью. После прочтения мною обширного ряда книг, «Три товарища» стали глотком свежего воздуха.
Книга о дружбе и любви. Книга о единении и преданности. Книга о лучших чувствах, которые может испытать человек.
Действие романа разворачивается в Берлине, еще хранящего память о первой мировой войне. Жизнь главных героев пронизана воспоминаниями о войне, которая разрушила их романтические иллюзии, и заставила заново искать свое место в распадающемся обществе. Казалось бы, книга пронизана печалью и разочарованием. Но не послевоенные настроения и изнывающие от тоски молодые люди являются главными персонажами книги. Роман замечателен удивительной по своей поэтичности картиной любви – от зарождающегося чувства до трагической развязки. Редко кому из авторов удается так писать о любви. Легко и трогательно. Перед читателем открывается эмоциональный мир мужчины, который может быть ранимым и незащищенным. Грустный и трогательный образ главной героини, Патриции, покорил сердце одного из товарищей, Роберта.
Хрупкая и страдающая неизлечимой болезнью Патриция, оказалась окружена заботой, теплом и нежностью. Искренняя и естественная, лишенная всякой игры любовь, выводит Роберта и Пат из состояния душевного оцепенения. Им приходиться противостоять не только смертельному заболеванию, но суете и безысходности окружающего мира. Поддержка друзей, их благородство помогают влюбленным в самых сложных ситуациях. Дружба трех молодых людей – это не иллюзия для каждого из них, это тот мир, где реально все - преданность, верность и любовь. Когда они вместе, внешний мир не способен разрушить их стремление к жизни. Несмотря на трагическую развязку романа, автор дает надежду, что такая искренняя любовь и такая удивительная дружба может встретиться и нам. Это идеал, к которому хочется стремиться.
Заключение:
Эрих Мария Ремарк отнесен к писателям “потерянного поколения”. Это группа “рассерженных молодых людей”, прошедших ужасы Первой мировой войны ( и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, так шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, Френсис Скотт Фицджеральд.
Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно.
Литература:
Ремарк Э.М «Жизнь взаймы». Москва ,АО «ВИТА-ЦЕНТР» ,1992 год, с.191
Ремарк Э.М «Приют грез». Москва, АО «ВИТА-ЦЕНТР» , 1992 год, с. 398
Ремарк Э.М «Три товарища». Москва, АО «ВИТА-ЦЕНТР» , 1992 год, с .416
Ремарк Э.М «Черный обелиск». Москва, АО «ВИТА-ЦЕНТР» , 1992 год, с. 383