Конспект урока на тему: Россия на рубеже XVIII — XIX веков (8 класс)

Тема урока: Россия на рубеже XVIII – XIX веков.
Дата: 09.12.2010 года
Цели и задачи урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков;
закрепить умения учащихся определять и сравнивать процессы исторического развития народов нашей страны и других стран.
Основные понятия: Империя, император, религия, сословия, классы. самодержавие, монарх
Факты: Территория – 18млн. км
Население – около 44 млн. человек, многонациональное, многорелигиозное.
Средства обучения: мультимедиа
презентация
карта « Россия в начале XIX века».
Методы обучения: беседа с классом, работа с учебником, работа с картой, выполнение познавательных заданий, анализ документа, сообщения обучающихся, использование презентации.
Форма урока: комбинированный с использованием ИКТ
Межпредметные связи: всеобщая история, кубановедение
Опережающее задание: индивидуальные задания - подготовка сообщений, работа с терминами с использованием словаря.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка изученного материала.
Подготовка к восприятию нового материала: актуализация знаний, озвучивание темы урока, постановка целей, ознакомление с планом.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.

2. Проверка домашнего задания:
Мы завершили с вами изучение новой истории и узнали, как в ходе модернизации уничтожалось старое традиционное общество, сменяясь обществом индустриальным, как изменялся духовный мир человека, его повседневная жизнь. Что же произошло за 100 лет развития индустриального общества?
Учащиеся должны назвать:
XIX век – время, когда меняется политическое устройство государств.
Активно развивается парламентская деятельность.
Идёт процесс формирования правовых государств.
Идёт процесс формирования гражданского общества.
Ослабляется влияние религии на сознание человека.
Возрастает роль науки.
Возникают крупные корпорации, создаются монополии, но при этом сохраняются мелкие и средние предприятия, без чего не мог бы существовать рынок.
Происходят большие изменения в составе общества.
Проводятся социальные реформы в Англии, Франции, Германии, США.
Формируются основные общественно – политические учения – либерализм, консерватизм и социализм.
Идёт бурный процесс формирования наций и национального самосознания, который привёл к войнам за расширение национальных границ и создание национальных государств (войны за независимость в Латинской Америке, за объединение Италии и Германии).
Страны Азии, Африки попали в зависимость от индустриальных держав, находились на положении колоний или полуколоний.
К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими колониальными державами, сложилась колониальная система империализма, начались войны за передел уже поделённого мира.
Сложилась новая политическая карта мира.
Возникли новые военно – политические блоки (Тройственный союз в 1882 году в составе Германии, Италии и Австро – Венгрии; Антанта, которая окончательно оформилась в союз в 1907 году в составе Англии, Франции и России).
Стало зарождаться и развиваться массовое антивоенное движение.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Мы с вами сегодня определили, какие изменения произошли в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, США в XIX веке.
А что же произошло в это время в России? На этот вопрос мы и будем искать ответы в течение всего учебного года.
Тема нашего урока - «Россия на рубеже XVIII – XIX веков».
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Слайд № 1 Приложения)
- Как вы думаете, ребята, что мы должны сегодня изучить, согласно теме урока? - (определить географическое положение России, выявить особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков)
- Все правильно, на экране вы видите цели урока. (Слайд №2 Приложения)
- Обращаю ваше внимание на план изучения нового материала. (Слайд № 3 Приложения).
Итак, начнем. В процессе работы мы должны определить географическое положение России, размер её территории, охарактеризовать национальный состав населения страны, определить религии, которые исповедовали народы нашей страны, познакомиться с сословным и классовым делением российского общества, её политическим устройством.

4. Изучение нового материала по плану:
I. Географическое положение России на рубеже XVIII – XIX веков.
II. Особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков:
1). Территория России.
2). Население России: а). Многонациональное
б). Многорелигиозное
в). Сословное деление населения
г). Классовое деление населения
3). Политическое устройство России в конце XVIII – начале XIX века.
III. Кубань на рубеже XVIII – XIX веков.
Первый пункт нашего плана требует работы с картой. Обратите внимание на вопрос (Слайд № 4 Приложения) и по карте (Слайд № 5 Приложения) определите географическое положение России на рубеже XVIII – XIX веков. (Россия расположена в Европе и Азии. Граница между европейской и азиатской Россией пролегает через Уральские горы.
Сухопутная граница России со Швецией, Германией, Австро – Венгрией, Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем.
Только морская граница – с Японией и США.
Сухопутная и морская граница у России с Османской империей).
Правильно. Переходим к характеристике второго пункта плана.
1). Территория России составляла в конце XVIII – начале XIX веков 18 млн. км (увеличилась за счёт присоединения Кавказа, Финляндии, Бессарабии). (Слайд № 6 Приложения)
2). «Население России на рубеже XVIII – XIX веков».
По своему национальному составу население России было весьма неоднородным.
а). Многонациональное – на территории России проживало более 200 народов и народностей.
Обратимся к карте «Российская империя в начале XIX века».
Определим, какие народы проживали на территории России в конце XVIII – начале XIX века? – (Слайд № 7 приложения)
На юге и западе европейской части страны поживали русские, украинцы, белорусы.
В Прибалтике – эстонцы, латыши, литовцы, немцы.
На севере Европейской России и в Поволжье – мордва, мари, удмурты, карелы, татары, башкиры, чуваши, калмыки
В Сибири и на дальнем Востоке – татары, якуты, эвены, юкагиры, буряты, чукчи, нанайцы...
Основу населения России составляли русские. (Слайд № 8 Приложения)
б). Многорелигиозное - народы России исповедовали практически все основные мировые религии.
Государственной религией являлось православие, которого придерживались русские, украинцы, белорусы, представители других народов (всего 87 % населения).- (Слайд № 9 Приложения)
В западных районах было распространено католичество (литовцы, поляки) и протестантизм (латыши, эстонцы, немцы).- (Слайд № 10 Приложения)
Тюркоязычные народы (татары, башкиры) исповедовали ислам.- (Слайд № 11 Приложения)
Калмыки и буряты – буддизм.- (Слайд № 12 Приложения)
Евреи – иудаизм.- (Слайд № 13 Приложения)
Народы Сибири, крайнего Севера сохраняли языческие верования (мордва, мари) - (Слайд № 14 Приложения)
в). Сословное деление населения.
Сословия – большие группы людей с определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Краткую характеристику сословному делению страны даст Сайко Елизавета).
Основными сословиями страны были:
Дворянство – до 400 тысяч человек, крупные землевладельцы.
Дворянство


Потомственное «Новое»
(получало земли и титул по наследству) (получало земли и титул за заслуги перед Отечеством)
Обязаны были нести либо государственную, либо военную службу.
Духовенство – 215 тысяч человек, священнослужители.
Духовенство


«Белое» «Чёрное»
(священнослужители разных рангов) (монашество, обет безбрачия – целибат)
Обязаны посредством религии поддерживать существующую в стране государственную власть.
Купечество – около 1 % населения, делилось на гильдии (союзы купцов).

Купечество


Купцы I гильдии Купцы II гильдии Купцы II гильдии
внешняя торговля внутренняя торговля торговля на местах
Дворянство, духовенство и купечество являлись привилегированным сословием – не подвергались телесным наказаниям, не платили налог в пользу государства.- (Слайд № 16, 17, 18 Приложения)
Не привилегированные сословия:
Мещанство – до 4 % населения.
Крестьянство – более 90 % населения.
Казачество – 1,5 млн. человек.
Мещанство, крестьянство, казачество несло воинскую повинность, платило налог в пользу государства. – (Слайд № 19, 20 Приложения)
Более подробно характеризовать положение основных слоёв общества мы будем позже, при изучении отдельных тем, а сегодня я предлагаю решить вам несколько познавательных задач.
Учитель предлагает решить учащимся познавательные задачи:
? Вспомните, какой признак являлся главным при выделении сословий – экономический или юридический (правовой)?
? Вспомните русские пословицы: «Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест», «Белые ручки чужие труды любят», «Легко чужими руками жар загребать», «Один с сошкой, а семеро с ложкой». Кого они характеризуют?
Как в пословицах выражено отношение к тем, кто живёт за чужой счёт?
? Представьте, что вам придётся выступить в качестве адвоката на суде над русским крестьянином в конце XVIII века. Его обвиняют в лености, нежелании трудиться, неумении трудиться. Что бы вы сказали в его защиту? – (Слайд № 21, 22 Приложения)
Учитель выслушивает ответ учащихся и подводит итог: Сословное деление присуще аграрному обществу. В экономике такого общества ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. В сельском хозяйстве России, так же как и в промышленности, продолжала господствовать феодально – крепостническая система.
? Опираясь на знания полученные в курсе изучения истории нового времени объясните как господство феодально – крепостнической системы влияло на развитие сельского хозяйства и промышленности России?
? Вспомните, может ли при сословном делении общества существовать или формироваться классовое деление?
г). Классовое деление населения.
Выслушав ответ учащихся, учитель говорит, что в России помимо традиционных для феодального общества классов, больших групп людей из которых одна группа угнетает, эксплуатирует другую – дворян и крестьян шёл процесс формирования двух новых классов – буржуазии и наёмных рабочих. Но этот процесс шёл очень медленно в силу существования в России феодально – крепостнической системы.- (Слайд № 23 Приложения)
Переходим к характеристике третьего пункта плана – «Политическое устройство России в конце XVIII – начале XIX века».
Откройте учебник на странице № 6 и найдите ответ на вопрос «Политическое устройство России в конце XVIII – начале XIX веков».
Ученики работают с учебником. Ответ должен содержать следующие пункты:
Основа политического строя России – самодержавие
Монарху принадлежала вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти
Император (царь) являлся фактически и главой Православной церкви
Чиновники выходцы из дворянского сословия
Губернаторы и наместники назначались императором из числа высшего дворянства – (Слайд № 24 Приложения)

Вопрос № 4 плана «Кубань на рубеже XVIII – XIX веков» давался в качестве опережающего задания и учитель выясняет, что учащимся удалось узнать по этому вопросу. - (Слайд № 25 Приложения)

Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог урока.
В процессе работы мы должны были определить географическое положение России, размер её территории, охарактеризовать национальный состав населения страны, определить религии, которые исповедовали народы нашей страны, познакомиться с сословным и классовым делением российского общества, её политическим устройством. Мы справились с поставленной задачей и пришли к выводу, что все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. И многое здесь зависело от центральной власти, прежде всего императора, но это тема следующего урока.

5. Закрепление изученного материала. Рефлексия. (Приложение № 2)
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание – страница 5 – 6
Подготовить по выбору учащегося сообщение на тему: «Положение основных слоёв российского общества».
Опережающее задание: характеристика личности Александра I.




























Закрепление изученного материала по теме урока: «Россия на рубеже XVIII – XIX веков».
Вариант № 1
1. Назовите, с какими государствами Россия имеет только сухопутную границу ________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Выберите правильный ответ:
Основу национального состава населения составляли:
а) инородцы б) русские
в) украинцы и белорусы г) финно – угорские народы
3. Дайте определение:
Империя - _____________________________________________________
Классы -_______________________________________________________
Буддизм - ______________________________________________________
4. Укажите принцип образования ряда:
Русские, эстонцы, калмыки, якуты, украинцы, чуваши, удмурты - __________
_______________________________________________________________
5. Продолжи следующие предложения:
Я узнал на уроке ___________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Меня удивило, что ________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне кажется _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Закрепление изученного материала по теме урока: «Россия на рубеже XVIII – XIX веков».
Вариант № 2
1. Назовите, с какими государствами Россия имеет только морскую границу ______________________________________________________________
2. Выберите правильный ответ:
Государственной религией России было:
а) двоеверие б) католичество
в) православие г) мусульманство
3. Дайте определение:
Сословия - _____________________________________________________
______________________________________________________________
Религия - ______________________________________________________
Монарх - ______________________________________________________
4. Укажите принцип образования ряда:
Протестантизм, православие, старообрядчество, католичество - _________
_______________________________________________________________
5. Продолжи следующие предложения:
Я узнал на уроке ___________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Меня удивило, что ________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне кажется _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Закрепление изученного материала по теме урока: «Россия на рубеже XVIII – XIX веков».
Вариант № 3
1. Назовите, с какими государствами Россия имеет сухопутную и морскую границу ________________________________________________________
2. Выберите правильный ответ:
Большую часть населения составляло:
а) дворянство б) мещанство и купечество
в) казачество г) крестьянство
3. Дайте определение:
Самодержавие - ________________________________________________
______________________________________________________________
Купец - _______________________________________________________
Губернатор - __________________________________________________
4. Укажите принцип образования ряда:
Купечество, казачество, мещанство, дворянство, духовенство, крестьянство - _______________________________________________________________
5. Продолжи следующие предложения:
Я узнал на уроке ___________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Меня удивило, что ________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне кажется _____________________________________________________
_______________________________________________________________










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15