Урок литературы в 11 классе. Модернизм в литературе и живописи русского Серебряного века.

МБОУ «Дрезненская СОШ №1» Учитель: Крючкова Н.С.

Тема урока: Литература и живопись конца 19- начала 20 вв.
Цель урока: - установить многообразие связей поэзии и живописи русского Серебряного века
Задачи урока:
обучающая – совершенствование навыков работы с художественным текстом и произведением живописи с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей
развивающая – формирование умений вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять полученные данные, характеризовать героев через их речь, портрет;
воспитывающая – формировать уважительное отношение к авторской системе ценностей
Метапредметный результат: раскрытие глубины и своеобразия внутренней жизни героев; навыки работы с художественным текстом и картиной художника с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей,
УУД:
коммуникативные:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные:
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты
Ученик учился: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
познавательные: структурировать и преобразовывать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Ученикк получил возможность совершенствовать:
- основы рефлексивного понимания текста и живописи
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
личностные:
  интеграция личности в руссую и мировую культуру
Оборудование:
. интерактивная доска, проектор; слайды презентации «Живопись Серебряного века»
(З. Серебрякова «За туалетом»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; М.Врубель «Принцесса Грёза», «Царевна-лебедь»; К.Сомов «Вечер»; П. Вильямс «Портрет Мейерхольда»;
Методы, применяемые на уроке:
Объяснительно –иллюстративный; частично- поисковый; творческий (художественное чтение)
Тип урока : семинаское занятие
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Модернизм – направление в искусстве конца IX - начала ХХ века. Каждый из творческих деятелей, чьи имена , стихи картины мы вспомним сегодня на уроке, могли бы сказать о себе словами боготворимого ими Блока: «Мы дети страшных лет России» Но в то же время судьба сподобила их жить и творить в такое время, которое будет названо Серебряным веком русской культуры..Работаем с определением :
Слайд1.
Модернизм – направление в искусстве с общим преобразующим жизнеутверждающим началом в образах, созданных с помощью СЛОВА, ЗВУКА и ЦВЕТА.
- Сформулируйте цель нашего урока
Ученики:
установить общие закономерности, свойственные поэзии и живописи Серебряного века
Учитель:
Наметим пути исследования темы:
каков ведущий жанр в поэзии и живописи начала века?
Ученики: Лирическое стихотворение; жанр портрета.
Учитель: Переведите ваши наблюдения в графическую схему, впишите недостающие элементы (общий «мозговой штурм»)
Слайд 2 Общность жанровых признаков лирического стихотворения (поэзия) и портрета (живопись)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
II Этап рефлексии
. Учитель:
Гармонической ясностью и полнотой чувств насыщены все портреты, которые выставлены на нашем вернисаже. Но всё-таки следует пристально всмотреться в каждый из них.
Слайд №3
З.Серебрякова.
Автопортрет.
«За туалетом»
Ученица: (индивидуальное задание)
Что вижу я на картине, Запечатлённое мгновение жизни: в солнечном блеске перед нами предстаёт автопортрет, может быть, самой светозарной девушки русского искусства. Светятся солнечные блики на кувшине воды, горит начищенная медь подсвечников, мерцают разноцветные флаконы, какие-то милые вещички, булавки, бусыИ пуще всего сияет розовое от холодной воды лицо, сияют радостные яркие глаза под разлетевшимися чёрными бровями и бархатистая кожа обнажённых плеч Она расчёсывает длинные тёмные волосы, и это движение заставляет её повернуть голову – так женственно, так пластично Она смотрится в зеркало, а её глаза –из зеркала – смотрят на нас, зрителейДевушка улыбается себе, но в то же время и нам, зрителям. В её улыбке –естественность, прочность, гармоничность восприятия мира














;

Ученица: (индивидуальное задани) Художественное чтение наизусть.стихотворения М.И.Цветаевой «Кто – создан из камня,/Кто – создан из глины..»
Учитель:
- Бусинки, булавки, флакончики с духами – и все другие «вещички», так нарочито тщательно выписанные художницей.Как вы думаете, с каким направлением поэзии Серебряного века внутренне связана эта картина? (вопрос принципиальный: на знание особенностей каждого направления)
--Вы правы, ребята, это акмеистическое восприятие жизни, представление о «вещности» мира (в пику символизму, конечно же)-
Учитель читает наизусть стихотворение М.И.Цветаевой «Идёшь, на меня похожий»
- Что можете сказать о сходстве авторского восприятия жизни в настроении картины и цветаевских стихотворений? Каково соотношение в них героя (персонажа) и автора?
Ученики: (гипотеза ответа): Общая задача этих произведений – запечатлеть прекрасные мгновения жизни, радость бытия. Образы героя и автора максимально сближены. Можно говорить, что это психологические портреты в поэзии и живописи.
III Сопоставление портретов А.А. Ахматовой, написанных А. Модильяни и Н. Альтманом
Слайд № 4 http://anna.ahmatova.com/portret/8.htm
Учитель :Анну Ахматову рисовали многие знаменитые художники, и в их числе А. Модильяни. Вы видите рисунок, украсивший многочисленные издания произведений поэтессы. На нем Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры "Ночи" на крышке саркофага. Оригинал рисунка вроде бы находится в одной из частных коллекций.Поясню детали портрета: графика, карандашный рисунок, беглые, как бы незаконченные линии. Известно, что художник старался старался образную идею «Феи Ночи». Внимание, вопрос: с каким направлением искусства конца 19 – начала 20 века вы свяжете этот
портрет? Минута на размышление
Ученики:
обычно свободно отвечают на вопрос к слайду № 4 , понимая, что в рисунке отражены особенности такого направления в искусстве, как символизм. Подсказка о «саркофаге» помогает установить темы бренности бытия, двоемирия как неотъемлемой особенности искусства символистов, кроме того, учитель намеренно употребил оборот «образная идея «феи Ночи» как обобщённого символа.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] А.Модильяни (1911г)

Слайд №5.















Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой (1914г))
Слайд № 5 Ученик (индивидуальное задание)
Портрет Ахматовой в исполнении Натана Альтмана отличается от рисунка Модильяни прежде всего настроением: в героине нет и тени смутности и скорбности. Яркие интенсивные цвета: синий и жёлтый – контрастируя, передают спокойную уверенность Ахматовой в себе, самодостаточность и готовность к преодолению Зелёные кристаллы пейзажа не только подчёркивают почти акробатическую гибкость и в то же время геометрическую угловатость фигуры, но и спокойную силу, и тревожное предчувствие слодной судьбы, и готовность встретить её достойно Художник явно спорит с образом на портрете Модильяни: перед нами не «плакальщица – вещунья», а сильная и годая женщина..
Учитель: Как ты думаешь , элементы какого направления в живописи использова Н.Альтман? Перед нами произведение живописи в жанре портрета, но в чём его (портрета} особенность?
Ученик отмечает, что в портрете явно использована творческая манера художников-кубистов, но в нём есть скрытая драматургия , это психологический портрет
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
IV Итак, мы установили одну из отличительнцх особенностей литературы и живописи Серебряного века:. Отправим этот вывод в кластер.
Второй вывод сделайте самостоятельно,, ознакомившись с материалами слайда № 6
V. Слайд № 6
1.З.Серебрякова признавалась, что настроение картины «За туалетом» возникло от одной пушкинской строки: «Вся комната янтарным блеском озарена»
2.И.Грабарь свою «Февральскую лазурь» написал под влиянием пушкинских строк « Мороз и солнце! День чудесный!»
3.Известно, что Н.Врубель в облике «Царквны-лебеди» запечатлел свою любимую женщину
4.Прочитайтье стихотворения : М.Цветаеа. Встреча с Пушкиным; А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям» Запишите вывод в виде тезиса во вторую часть кластера

Слайд №7. П. Вильямс Портрет В.Э.Мейерхольда
Учитель В 1915 году В Москве возникло блестящее «Четыре искусства» - сообщество художников, скульпторов, музыкантов, литераторов.. Они разрабатывали идею взаимовлияния всех видов искусства. Особенно ярко эта идея проявилассь в театральном икусстве. Великим новатором в этом смысле был В.Э. Мейерхольд Его идеи увлекали поэтов, художников, музыкантов. М.Врубель с увлечением создаёт театральные декорации, В.Маяковский пишет для театраДобавим в кластер запись об этой особенности мира искусства Серебряного века.

А.С. Пушкин: «Поэт –эхо..»
А.А.Ахматова: «И кажется, поэзия сама – одна великолепная цитата»
Пройдёт немного времени, и Н.Заболоцкий создаст свои формулы связи литературы и живописи:
«Откройся, мысль, стань музыкою, слово!»
«Любите живопись, поэты!


:

VI. Создание ассоциативного ряда к стихотворению М.И.Цветаевой «Рельсы»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель читает стихотворение и даёт задание установить литературные параллели с другими эпохами . «Мозговой штурм», в результате которого на зкране интерактивной доски и в тетрадях учеников появляется схематическая запись.
ПУШКИН САФО БИБЛИЯ БЛОК Л.ТОЛСТОЙ

«БЕСЫ» мотив изгнания Лотова жена «На железной дороге» «Анна каренина»

Учитель: Без такой «переклички» со всеми эпохами русской и мировой культуры не мыслили себя поэты начала 20 века. Судьба многих из них трагична: вынужденная эмиграция, аресты, лагеря «Времена не выбирают – в них живут» Благодарю за участие в семинаре.

Литература к уроку:
1.Шедевры Третьяковскойй галереи. Москва. 1985 г
Ссылки на электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой
2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Модильяни. Анна Ахматова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
З.Серебрякова. За туалетом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] П.Вильямс. Портркт Мейерхольда
4. М.И.Цветаева . Рельсы.
























"Бывают странные сближенья..." Литература, 11 класс.



Идея взаимовлияния всех видов искусства




Влияние произведений и личности Пушкина на
поэзию и живопись
.
Пушкина на поэзию и живопись


психологизм

интимность переживаний

исповедальность

Поэзия (лирическое стихотворение) рение);Живопись (портрет)






тяготение к жанру психологического портрета

Особенности литературы и живописи Серебряного века



Дђ Заголовок 215