Статья на тему:Мировые тенденции в развитии современного декоративно-прикладного искусства
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Жернова С.А.
Преподаватель изо, МАОУДОД ДШИ№3 г.Томск
Понятие «Декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное.
Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии- это искусство имеет прикладной характер. В отличие от станковых произведений, оно не утрачивает связи с окружающей обстановкой (связь изделия с интерьером, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе).
Их ценность состоит не только в том, что они представляют природный мир,
материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры
духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковская игрушка, гжельская керамика, жостовские подносы, хохломская посуда, городецкие блюда и доски, берестяные туеса входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения.
Декоративно прикладная композиция (панно, витраж, мозаика, настенная роспись, вышивка, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служат приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров зданий, предметов быта и одежды, книжно- журнальной и рекламной продукции, транспортный средств. Она может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живописьё графика, мозаика, лепка, резьба по дереву, чеканка, вышивка и т.д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами- композиционно организованной садово- парковой флорой, букетами живых и искусственных цветов, камней, цветного стекла, бумаги, войлока.
Один из видов декоративно- прикладного искусства- керамика по своим техническим свойствам подходит для создания произведений монументально- декоративного искусства, скульптуры, дизайнаё арт- объектов, инсталляций, видео- арта. Богатая цветовая палитра надглазурных и подглазурных красок, глазурей и эмалей. Появление в XXI веке новых технологий, формообразования, декорирования и обжига (техника «раку»)- обязывает современных художников владеть широким спектром приемов обработки материалов. Основные жанры современной керамики: анималистика, фигурная керамика, сосудоваяние, портрет в керамике, ландшафтная керамика. Выявлено влияние поп- арта, гиперреализма и концептуализма на керамике. Значительное воздействие дизайна и важная роль взаимодействия керамики с различными материалами и актуальным искусством.
Следующий вид декоративно- прикладного искусства- батик. Батик – очень живая, подвижная и спонтанная техника, которой свойственны особый язык стилизации, образность, изысканность и метафоричность.
Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства.
В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Современные художники экспериментируют, берут за основу технический приём или синтез приёмов, характерных только для искусства батика (техника шибори, обратный батик, поливка расплавленным воском, роспись валиками или штампами, двухслойный батик). Используют экспериментальные техники в качестве прикладного инструмента, способного оттенить и обогатить свойственную им индивидуальную пластику и стиль. В смешенных техниках, смело сочетаются самые разные материалы: батик на хлопке и коже, батик на шёлке и фотографии, природные материалы, акриловые красители. Эксперимент заложен самой природой батика: он предельно технологичен, свободно позволяет художникам искать и совершенствовать свои персональные технические приёмы – свои «ноу-хау», секреты мастерства и в тоже время этот технический эксперимент и поиск очень часто выводит авторов к новому виденью и пониманию привычных вещей и явлений, их связей и взаимоотношений в мире. Таким образом, эксперимент в батике становится в целом широким творческим и мировоззренческим поиском, дающим порой неожиданные и удивительные по красоте и образности результаты. Эксперимент открывает перед искусством батика новые возможности, выходящие далеко за рамки чисто прикладных и декоративных.
Вязание как вид декоративно- прикладного искусства является очень древним ,много тысяч лет назад люди изобрели творчество, которое не только согревает тело , но и радует глаз. Этим мастерством в совершенстве обладали жители Древней Греции. При археологических раскопках в Риме, Греции, Египте, были найдены захоронения разнообразных видов плетения.
В Европе и Америке всё чаще можно услышать такие словосочетания как «вязанные граффити», «экологические граффити», ярнбомбинг «бомбардирование вязанием» и «городское вязание». Тенденция обвязывать городские элементы возникла в Соединенных Штатах Америки. В 2005 году жительница Техаса Магда Сэйер украсила таким образом дверную ручку в собственный текстильный магазин и получила массу восторженных комментариев от посетителей, после чего собрала подруг и единомышленниц в группу под названием «Knitta» (от англ. слова «knitting» вязание) и с тех пор вместе с ними покрыла вязанными футлярами сотни городских элементов, в том числе столбы, дорожные знаки, телефонные будки, пожарные гидранты, фонари , лестницы, деревья, почтовые ящики, автобусы, мопеды, тракторы, легковые машины, целые дома и даже одну бензоколонку. Крючки и спицы становятся орудием художниц и политических активисток. Трикотаж как пластическую форму открыли для себя многие художники, спицами сегодня в мире создают самые неожиданные вещи. Вязанные чучела животных или кроушетдермисткой (от слияния английских слов «crochet» вязка крючком и «taxidermy» набивка чучел) как ответ на то, что безответственно убивать животных только ради чучел для музеев. Художники создают реалистичные модели любых животных, от кроликов до огромных львов и медведей.
Рассмотрим ещё один вид декоративно- прикладного искусства- бумагопластика. Бумагопластка это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговка линейное продавливание и фальцовка (складывание) приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент ребро жесткости. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы. Склейка способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание. С помощью бумаги современные художники создают иллюстрации фантастических миров и сказочных вселенных. Произведения вырезаны из нескольких слоёв цветной бумаги, которые затем, после добавления всех элементов, тонируются при помощи акварели и гуаши. С помощью обычного резца для бумаги создаются оперения птиц, структура листьев, переплетения трав. Работы предельно детализированы и содержат огромное количество мелких элементов. Некоторые художники превращают обычную бумагу в трехмерные произведения. Набирая объем слой за слоем на уже вырезанном рельефе создаются 3D эффекты. Белый лист бумаги даёт огромный простор для творчества художникам, это скульптуры, картины, иллюстрация, анимация, оформление пространства (показ мод от Шанель в 2009 году), костюмы, инсталляции, 3D портреты и т.д.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что, развитие декоративно- прикладного искусства в историческом развитие складывается в цепочку- сначала оно часть жизни- затем музейный экспонат- затем стиль жизни (модная тенденция) и как факт впоследствии объект преобразований в дизайн. Традиционное декоративно- прикладное искусство, как всякое подлинное искусство, должно пробуждать в людях творческую энергию, делать их духовно богаче.
Список литературы:
1. Анри де Моран История декоративно- прикладного искусства. М.1982г.
2. Татьяна Столярова Архитектурное оригами 26 моделей в технике pop-up
2013 г.
4. http://www.cha.ru/events/336
5. http://www.pinterest.com/kathrynvercillo/crochet-art/
6. http://www.crochetconcupiscence.com/