Статья. Новые тенденции в развитии российского образования



Новые тенденции в развитии российского образования на рубеже 19-20 веков.
На протяжении многих веков каждое государство выстраивает свою систему образования согласно тем критериям, которые присущи им на данном этапе их развития.
На протяжении большого времени основной задачей нашей педагогики было - воспитать развитую личность, передать ученику навыки, умения, знания. В 90-ые годы существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы. Целью педагогики преуспевает общекультурное, личностное и познавательное развитие. Связи с этим государство стало требовать от гражданина высоконравственный идеал, принимающий судьбу Родины как свою личную, такого гражданина, который будет осознавать ответственность за настоящее и будущее нашей страны. Не забыто здесь и о семье, в интересах которой стало воспитать личность, не только социально адаптированного, но и профессионально успешного в любых начинаниях.
В связи с этим было принято решение о разработке нового образовательного стандарта, в основе которого встает системно - деятельны подход. Главным фактором стандарта становятся планируемые результаты. Выстраивается новая модель образования. Безусловно ,введение новых стандартов необходимо и актуально. Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения в нашей стране влекут за собой и изменения в системе образования. Развитие СМИ и интернет ресурсов приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решения, к анализу собственной деятельности. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельности школьников. Меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Надо отметить, что здесь ,на мой взгляд, самое трудное - это перестройка сознания учителя. Переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных навыков, умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. Учитель обязан перестроить урок таким образом чтобы он отвечал новым требованиям образования и наилучшим образом подготовил учащегося к современной жизни, связанной не только с информационной средой, но и жизненными приоритетами поставленными самим выпускником
.В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 19 и начала 20 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Можно выделять несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект – Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как готовность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Второй аспект современного урока – деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Ведение нового образовательного стандарта в Российскую систему образования, на мой взгляд, дает новые возможности учителю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с учениками, побуждает глубже изучать психологию ребенка, появляются новые методы и формы общения на уроке. Стандарт устанавливает новую форму организации урока, что позволяет ребенку формировать в себе те качества, которые ожидают от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий нашему времени.