Статья Русский язык сегодня (новые тенденции в развитии современного русского языка).
Статья: Русский язык сегодня (новые тенденции в развитии современного русского языка). Учитель русского языка и литературы МКОУ «Буравцовская СОШ» Эртильского района, Воронежской области Филатова Наталия Александровна.
«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», - писал великий Л.Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего языка.
Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. И знания по культуре речи, умение безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами просто необходимо каждому члену современного общества.
В настоящее время сложились весьма сложные социокультурные условия, отражающие неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований в России.
Учителя – словесники, писатели, общественные деятели, ученые, журналисты обеспокоены современным состоянием русской речи, тем, что с ней происходит. Угрозой единства целостности литературного языка, расшатыванию его норм, разрушению культурных традиций способствует массовое вторжение иностранных слов, которые во многих случаях не просто пополняют лексический состав нашего языка, но нередко вытесняют из него русские или давно заимствованные и обрусевшие лексические единицы, многие из которых отражают особенности национального мировосприятия русского народа. А это опасно, прежде всего, для этнического (национального) русского языка, которому грозит перспектива утраты национальной идентичности и разрушения его как основы культурного и духовного объединения русской нации, хранилища морально-нравственных ценностей русского народа. Одной из форм защиты русского языка от подобной угрозы должно стать выполнение принятого в 2005 году Закона «О государственном языке Российской Федерации», в котором имеется статья № 6, которая запрещает в официальных сферах использовать иноязычные слова, если имеются их русские эквиваленты.
Русский язык в современной России начинает все чаще вытесняться иностранными языками при оформлении общественных мест (вывески, объявления), в сфере торговли и предпринимательства (реклама, этикетки), в средствах массовой информации. В этом случае можно говорить о том, что русский язык перестает в полном объеме выполнять функцию государственного языка Российской Федерации, что противоречит Конституции Российской Федерации 1993 года (Государственным языком Российской Федерации является русский литературный язык, и именно он должен использоваться в официальных сферах общения).
Сокращается также использование русского языка как средства межнационального общения между народами, живущими в России (в том числе в национальных республиках, округах, краях, областях). Более востребованными для межнационального общения все чаще становятся западноевропейские языки, прежде всего, английский и немецкий. Если же падение интереса к русскому языку будет продолжаться, то, по прогнозам специалистов, через 25 лет русский язык будет отнесен с мировых позиций целым рядом других языков, в первую очередь – французским, хинди, арабским.
Серьезную тревогу вызывает разрушение границ между литературным языком и такими нелитературными формами существования национального русского языка, как просторечие и жаргоны. Сначала жаргонная лексика просачивалась в устно-разговорную разновидность речи, затем, ближе к нашим дням, - в язык средств массовой информации, а потом широким потоком хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, депутатов и даже писателей.
Проблема резкого падения интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль заставило задуматься правительство о значении русского языка в
нашей жизни и жизни страны. Учитывая важную роль русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования В.В. Путин 2007 год объявил в нашей стране Годом русского языка (Указ № 1488 «О проведении Года русского языка»). Сам этот факт подчеркивает значимость и важность проблемы. В своё время мастер русского слова К.Г. Паустовского отмечал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Не следует забывать о том, что литературный язык нуждается в обработке, корректировке, поддержке и защите. Нужна сложная и кропотливая работа специалистов, чтобы не допустить разрушения и сокращения сфер функционирования русского литературного языка.
Важная роль в решении этой задачи принадлежит школьному учителю, потому что именно в школе надо привить ребенку не только навыки орфографии и пунктуации, научить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией, но и воспитывать вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку, способному передать тончайшие движения человеческой души, сложнейшие понятия и умозаключения.
Литература:
В.В. Соколова. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 класс. – М.: «5 за знания», 2008.
Ю.Н. Караулов. О состоянии русского языка современности.- М.:1991г.
Русский язык в школе и дома. № 6, 2004.
Русский язык в школе. №5, 2004.