Социальный проект «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».»
«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Столярова В.В.,
Учитель начальных классов
МБОУ НШДС №14
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Статистика показывает: ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом автомобильного парка и рядом других причин. По данным статистики, в 2010 г. в Российской Федерации произошли 20 262 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых 898 детей погибли, 21 149 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2009 г. количество ДТП увеличилось на 1,5 %.
Дети младшего школьного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от учащихся абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Соответственно необходимо искать новые формы к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. В рамках реализации работы в этом направлении мною разработан проект (он может быть долгосрочным) по теме: «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Модель проекта
«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Цель проекта: Формировать у учащихся устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта:
1. Обучать учащихся безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этапы реализации проекта:
4 года (обучение в начальной школе).
Участники проекта:
- учащиеся 1-4 классов;
- педагог;
- учитель музыки;
- инспектор ГИБДД;
- родители.
Основные направления работы с учащимися:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице) (приложение №1);
- организованные формы обучения;
- совместная деятельность учителя и учащихся;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- экскурсии и наблюдения (приложение №2);
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи (приложение №3);
- художественная литература;
- викторина, КВН по ПДД (приложение №4);
- конструирование;
- изобразительная деятельность
- игра;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- музыкальные праздники.
Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Младшие школьники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Модель реализации проекта:
(представляется некая система, в рамках которой учитель пополняет материал в зависимости от возраста учащихся)
1. Необходима подборка методического инструментария:
- картотека подвижных игр по ПДД (приложение №5);
- картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека» (приложение №6);
- подборка художественной литературы по ознакомлению учащихся с ПДД;
- конспекты мероприятий, бесед (приложение №7);
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- памятки и листовки-обращения к учащимся (приложение №8).
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями учащихся. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, можно использовать разнообразные формы:
- анкетирование (приложение №9);
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультационный материал «Ребёнок и дорога» (приложение №10);
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов») (приложение №11);
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
2. Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок “Дорожного движения” в классе (приложение ..).
- Центр “Светофорик” на территории школы.
2.1 Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические, развивающие, мультимедийные игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеоматериал по ПДД;
- дорожные знаки.
2.2. Методический инструментарий.
2.3.Библиотечка «Школы светофорных наук».
Все это позволит педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений учащихся об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения учащихся предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Разработка общих рекомендаций по обучению младших школьников правилам поведения на улице.
Диагностический инструментарий:
Система диагностических знаний по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения.
Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге».
Литература:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 115