Выступление к педагогическому совету по теме: «Гуманно-демократические принципы организации учебно — воспитательного процесса в начальной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 с.ЛЕВОКУМКА МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА



Доклад на тему:
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]звеном»
Подготовила: учитель начальных классов Остапенко Н.В.




















Процесс  перехода  ребенка  из  начальной  школы  в  среднее звено   для  многих  детей, родителей  и  учителей  является  не  только  радостным  и  волнующим  событием, но  зачастую  и  проблемным. Переход в 5 класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми ЗУН. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Приход  в  среднюю  школу, совпадает  с  началом   «переходного»  возраста  у  детей: они  становятся  младшими  подростками. Психологически  это  начало  кризисного  периода: физиологического  созревания, переоценки  моральных  ценностей, смены  ведущей  деятельности. Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Кроме  того, по  данным   психологических  исследований, у  детей  с  переходом  в  среднюю  школу  резко  повышается уровень  тревожности, связанный  с  новыми  ожиданиями. Эти  объективно  сложные  психологические  этапы  взросления ребенка, несомненно,  требуют  очень  бережного   и  внимательного  отношения  к нему со  стороны  взрослых. Готовы  ли  к  этому  учителя  и  родители? 
Переходный период из начальной школы в среднее звено сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях.
Итак, трудности адаптационного периода обусловлены:
-        сменой социальной обстановки;
-        изменением роли учащегося;
-        увеличением учебной нагрузки;
-        изменением режима дня;
-        разностью систем и форм обучения;
-        нестыковкой программ начальной и основной школы;
-        различием требований со стороны учителей - предметников;
-        изменением стиля общения учителей с детьми.
Это неизбежно влечет за собой снижение:
работоспособности уч-ся;
успеваемости уч-ся (по сравнению с 4 классом);
организованности уч-ся;
уровня дисциплины на уроке.
Наблюдения за учащимися в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. В связи с этим меняется стиль поведения уч-ся: дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них снижается работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Они носят психосоматический характер. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% уч-ся. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через месяц-полтора после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу совпадает с началом физиологических изменений в организме ребенка. Он начинает активно расти, часто становится раздражительным, или наоборот все время хочет спать. Следствием этих изменений является рассеянность, ослабление памяти, внимания, быстрая утомляемость. Естественно, что в такой ситуации для адаптации ребенку требуется гораздо больше времени.
Неуверенность в себе
В силу типа своего характера, темперамента ребенок, как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается попробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать их ожиданий.
Привычка к контролю и опеке со стороны учителя
Обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от уч-ся большей самостоятельности.
Однако в начальной школе уч-ся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, вовремя помогает урегулировать конфликтные ситуации. Учитель находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются, в значительной степени, предоставлены сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе.
Ослабление контроля со стороны родителей
Нередко с переходом в 5 класс педагоги – предметники фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами д/з и, как результат, отсутствие и самих домашних работ.
Это происходит из – за ослабления внешнего контроля со стороны родителей. Кто-то из родителей считает, что в 5 классе взросление ребенка должно произойти само – собой, а кто – то по привычке надеется на классного руководителя или предметника (контролируйте, все ли Петя записал в дневник!). Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются пробелы в знаниях.
Вариативность преподавания
Уровень  изложения  материала  в  средней   школе значительно   отличается  (по  различным  параметрам)  от  того, который  принят  в  начальной  школе, а так же разнится стиль преподавания самих учителей среднего звена. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, выдвигают гипотезы, вступают в учебные дискуссии. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ребенок решает для себя эту задачу, он может попасть в число неуспешных школьников без соответствия со своими реальными возможностями.
Традиции класса
Важно помнить, что пятиклассники тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении 4 лет. Это день именинника, праздники Осени, Новогодней сказки, олимпиадные недели и т.д.
Отсутствие интереса
Очень частое явление: ребенок плохо учится, потому что ему не интересно. Причины могут быть разные: пробелы в знаниях из систематического невыполнения уроков, плохие взаимоотношения с учителем или сверстниками. Иногда ребенок просто заявляет, что ему не интересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно.

Начать сначала
Как любой кризис, переход в среднее звено имеет свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Именно в 5 классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Появление нового учителя – всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по- новому. Ученик с закрепившейся репутацией троечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в 5 классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который помог в дальнейшем в профессиональной ориентации.
Помощь родителей
1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим.
2. Уделять внимание развитию учебной деятельности детей.
3. Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.
4. Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.
5. Почаще общаться с классным руководителем, учителями - предметниками.
Переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько качественно будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адаптации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни.
Преемственность   предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Понятие преемственности в педагогике – непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Создание ситуации успеха для пятиклассников
Ошибочным мнением педагогов среднего звена является признание того, что в 5 классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Единство подхода  к  критериально – оценочной  деятельности уч-ся
Не  секрет, что  многие  «отличники»  и  «хорошисты»  начальной  школы  при  переходе  в  среднее звено   меняют  свой  «статус»  на  более  низкий.  И  это  далеко  не  всегда  связано  с  объективными  трудностями  обучения. Учителя – предметники   не всегда учитывают индивидуальные  особенности  учащегося (темп  деятельности, тип  мышления, специфику  восприятия  и т.д.), которые  влияют, особенно  вначале, на качество  обучения. Учителя  начальной   школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей  многопрофильности. Инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор  учителя: «Ты  не  успел, значит, не сделал». Тем  не менее,  ориентация  учителя   только   на  результат  исключает  другую  позицию. Не  хочется  думать, что  личностно – гуманный  подход  является  прерогативой  только  начального  звена  обучения. Вот  поэтому  учет  индивидуальных  особенностей  обучаемости  ребенка  и  соответственный  подход  к  оцениванию  его  деятельности  в  начальной  школе  иногда  ставится  под  сомнение  как  необъективный  («мягкий»)  при  переходе  ребенка   в  среднюю  школу. Критерии  «объективности»   в  данном  случае  различны.
Существуют и общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации преемственности между ступенями начальной и средней школы:
-    открытые уроки для учителей - предметников в  выпускных  классах, с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей уч-ся и работоспособности класса в целом;
-   экскурсии по кабинетам основной школы;
-   классные часы “Скоро в 5 класс”;
-   родительские собрания “Возрастные особенности”;
-   учителям начальной школы посетить уроки в сентябре в 5 классах с целью осуществления преемственности;
-   познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
-   классным руководителям изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновывать предъявляемые требования;
- полные данные о выпускниках начальной школы («Портфолио»);
-   обеспечить знакомство родителей со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам.
Пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников:
-  отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;
-  отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;
-  опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;
- осуществлять межпредметные связи;
- использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;
- обеспечивать доступность в процессе обучения;
-  развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;
-  постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;
- осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;
- использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;
- для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
- изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.
Рекомендации учителям - предметникам.
1. Посещение  уроков  в  выпускных  классах  начальной школы  педагогами-предметниками,  классными  руководителями  будущих пятых  классов  с целью  знакомства  с  технологией  обучения  в начальной школе, форм и метод организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми  учащихся  между  собой  для  использования  приемов  обратной  связи  в  5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается  график  проведения  контрольных  работ,  согласуются  контрольно-измерительные материалы  по  предметам.
2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения  за  детьми  в  адаптационный период. Рекомендации  учителей начальной школы  учителям-предметникам  по  организации  индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся. 
3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.
Памятка педагогам, работающим в 4-5 классах
1. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремиться   обновлять   методы   и   приемы   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.
2. Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомиться с перечнем предметов,  которые уч-ся  будут изучать в 5-м классе. Преподавателям предметникам целесообразно, в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,  рассказать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3.Учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4класса характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характериологические особенности ребенка, интеллектуальные  возможности, в том числе темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.
4.Преподавателям-предметникам  5-х  классов,  будущим   классным руководителям   знакомиться   с   характеристиками  учащихся  4-х классов,  особенностями классных коллективов,  их  традициями,  а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам   самостоятельной,   контрольно-оценочной  деятельности, учить работать в  умственном  плане  действий.  На  первом  этапе обучения    в   5-м   классе   при   организации   взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной  школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности   ребенка   -   учебе   -   приходит  новая  ведущая деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5 классников в подготовку и организацию совместных  со старшеклассниками    мероприятий,    праздников,    спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку, проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Программа преемственности между средним и начальным звеном
5класс – это переход из начального звена в среднее, и из-за смены структуры, содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
возрастает состояние стресса;
увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам;
кабинетная система и много учителей-предметников;
сложность адаптации к новым учителям;
анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;
переутомление;
многообразие, в отличие от начальной школы, приемов работы на уроке;
отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов.
Цель данной программы: создать систему обеспечения преемственности в обучении и воспитании между начальным и средним звеном
 Задачи:
Создание  условий для развития учащихся
Повышение ответственности учителей за результаты обучения в среднем звене
Формирование единых требований к ЗУН и их соблюдение
Обеспечение  обратной связи: школа - родители
Повышение  мотивации учащихся к обучению в среднем звене
Этапы реализации программы:
   1 этап (текущий учебный год)
Разработка Программы по преемственности
Коррекция и систематизация накопленного материала
Изучение программ по предметам в 4-5 классах, их корректировка
Накопление дидактического и диагностического материала
Подготовка и апробация диагностических контрольных работ для 4 классов, 5 классов
Создание и заполнение индивидуальной карты школьника
2 этап (текущий учебный год)
Комплектование 5-х классов по данным диагностики
Корректировка Программы
Обобщение опыта по проблемам








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15