Методическая разработка урока по обществознанию Демографическая сситуация в современной России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 105
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ НПО ПУ № 105 МО
Уварова М.В.____________ Филичкина М.В.__________
«___»_____________20__г. «___»_____________20__г.
Методическая разработка урока по обществознанию на тему:
«Демографическая ситуация в современной России»
Подготовила: преподаватель Налбантова М.В.
Ногинск 2013г.
Автор: Налбантова Марина Викторовна, учитель истории и обществознания ГБОУ НПО № 105
Тема урока: Демографическая ситуация в современной России
Цели урока:- выявить проблемы, которые изучает демография;
- охарактеризовать основные тенденции изменения народонаселения современной России;
-проанализировать демографические проблемы современной России и выявить пути их решения;
-развивать коммуникативные и информационные компетенции: учить работать с разными источниками информации, высказывать и аргументировать своё мнение, оценивать информацию;
-совершенствовать навыки самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности;
- воспитывать гражданственность, уважение к позиции других людей;
Тип урока: Изучение нового материала
Технология : проблемное обучение
Оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал (текст, графики, диаграммы, статья из «АиФ»), учебник «Обществознание. 11 класс»
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Орг.момент
Мотивационная беседа, способствующая психологической разрядке и нацеливание учащихся на успех в освоении материала
Цель учителя: настроить учащихся на работу
Цель для учащихся: мобилизировать свой интеллектуальный потенциал для раскрытия своих возможностей
Добрый день, дорогие ребята! Я надеюсь, что мы вместе сегодня хорошо поработаем! Вы покажете хорошее знание общественных явлений, своё умение ориентироваться в проблемах социума, ваш креативный подход поможет вам найти пути выхода из социальных проблем.
(слайд 1)
2.Опрос учащихся (Д/З)
Цель учителя: Выявить степень усвоения предыдущей темы (оценивание знаний, возможная коррекция по ходу опроса)
Цель для учащихся: Повторить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях по теме
Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина;
Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника;
Способность высказать и доказать свою точку зрения
Критерии оценки:
Критерии к устному ответу
Коррекция знаний по ходу опроса: если учащиеся затрудняются в ответах, то учитель предлагает наводящие вопросы, моделирует социальную ситуацию, нацеливает учащихся на выход из неё.
Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Я бы хотела начать проверку Д/З с знания терминов. Как вы думаете, почему мы с вами уделяем особое внимание терминологическому аппарату урока? (ответы учащихся)
Внимание на доску! В презентации (ЦОР) вы увидите термины, вам надо дать их определения. ( работа учащихся 3-5 мин.)
Фронтальный опрос по терминам темы: «Этнос и нации» , репродуктивный способ
(Предлагаемые термины: этнология, ксенофобия, сепаратизм, толерантность, интеграция, дифференциация)слайды №№2 -10
Благодарю за работу! На прошлом уроке я предложила вам дома прочитать и проанализировать статью из газеты «АиФ». Пожалуйста, кто желает высказать свои мысли относительно идей статьи?
Индивидуальный опрос, поисково – исследовательский метод
Анализ статьи из газеты «АиФ» слайд №11
( ответ одного учащегося; если позволяет время этапа урока можно выслушать еще желающих ответить)
В заключение проверки д/з, я хочу отметить , что мы работали с вами над универсальными общеучебными умениями, которые пригодятся вам в жизни.
3.Изучение нового материала
Цель учителя: организовать работу учащихся по выявлению демографических проблем РФ, их причин и путей выхода из них
Цель для учащихся:
Получить знания по теме, отрабатывать умения и навыки работы с разными источниками
Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина;
Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника;
Способность высказать и доказать свою точку зрения и её аргументировать
Критерии оценки:
Критерии к устному ответу
Тема сегодняшнего урока, посвящена очередной злободневной социальной проблеме. Прошу вас определить её, я предлагаю вам проспект рейтинговых мест России (Слайд №№12)
Коллективная форма, проблемное задание
(Ребята указывают, что РОССИЯ стоит на первом месте по числу смертности, уровню заболеваний и т.д., т.е. главная проблема России связана с народонаселением)
Тема нашего урока: Демографическая ситуация в современной России (учащиеся записывают в тетрадь, СЛАЙД №№13,14)
Давайте с вами продумаем, над какими вопросами мы с вами будем работать (предложения учащихся)
На доске высвечивается план занятия: (Слайд №15)
1.Понятие демографии
2.Демографические проблемы современной России
3.Причины проблем и пути выхода из них.
Работа с ЦОРами; частично – поисковый метод
Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о демографии. Вы знаете значение этого слова? Давайте с вами еще раз заглянем в энциклопедию Кирилла и Мефодия. (учащийся выводит на проектор понятие, учащиеся записывают в тетрадь) СЛАЙД №16
Индивидуальная работа, исследовательский метод
Подготовьте развёрнутый ответ какова сегодня демографическая ситуация в РФ, опираясь на текст учебника с.101-104 и графики, диаграммы. Сделайте в тетради конспективно записи.( с/р 5-7 мин)
(сообщения учащихся)
(Слайд №17 )
Выявив проблему социума, мы должны чётко определить причины , чтобы затем продумать пути выхода из ситуации.
Работа в группах, исследовательский метод
Поработав с инфоматериалом из Интернета, составьте кластер причин демографических проблем России
(сообщение учащихся)
(Слайд №№18,19)
Работа в группах, проблемное изложение
Давайте вместе разработаем программу «Выход из демографического кризиса в РФ»
(учащиеся работают 5-7 минут, затем вносят свои предложения в указанную программу.) ( Слайд №20)
3.Закрепление материала
Цель учителя: Закрепить материал урока и выявить пробелы в знаниях
Цель учащихся: проверить степень усвоения знаний, повторить материал
Критерии достижения цели:
Правильные ответы на тестовые задания
Сегодня на уроке вы продолжали учиться работать с разными источниками информации, высказывать и аргументировать своё мнение, оценивать информацию; совершенствовали навыки самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности.
Коллективная форма
Я предлагаю вам проверить прочность ваших знаний, решить тестовые задания по материалам
(Слайд №№ 21,22)
4.РефлексияИтог урока
Цель учителя: дать оценку работы класса и важности проблемы
Цель учащихся: дать самооценку своим действиям на уроке, выявить уровень выполнения заданий
(Слайд №23)Д. Голсуорси говорил: «Если вы не будете думать о своём будущем , то его у вас не будет».Действительно, проблема демографии заставляет нас задуматься о будущем ? А как думаете вы? ( ответы учащихся)
Все ли задания вы делали без затруднений. Над чем ещё вам надо поработать? ( ответы учащихся)
(Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки)
5.Д/З
Дифференцированное
Прочитать записи в тетради, на с.105 (зад1), по желанию ( продвинутый уровень)на с.105( зад 2), для подготовки к зад .2 можно использовать материалы Интернета (слайд №24)
Приложение
1. Анализ статьи из газеты «АиФ»
2. Работа в группах
Материал из Интернета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
Причины негативных тенденций в демографии России
Продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость и младенческая смертность, а так же число абортов в расчете на 100 женщин, как ничто иное, отражают суть - состояние государства. Да, именно демографические показатели, а вовсе не уровни выплавки чугуна или стали, не военный или научно-технический потенциал, не число врачей на душу населения...
Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения. Государственный доклад о здоровье населения в 1993г, аналитическая справка "Здоровье населения в России в 1992-1993 годах" позволяют оценить демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка .
Качество здравоохранения ухудшилось в несколько раз. Основными причинами смерти в наши дни являются болезни, так называемого эндогенного плана, т.е. связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Если в 1973г на долю умерших от заболеваний систем кровообращения приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985г. - 53,4% и этот показатель остался прежним до 1995г. Зато в 1985г. от новообразований (рака) умерло 15,5% и погибло в результате несчастных случаев 12%, то соответствующие величины для 1995г. составили 17,5% и 16%.
АБОРТЫ - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении нескольких лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты. Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми. Количество самоубийств заметно возросло с 46 125 до 61 000 соответственно. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992г. по 1995г. объясняется кризисным развитием экономики страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-экономического состояния России. Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств. Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы.
И в заключение хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
3.Работа с диаграммами
График №1
График №2
График №3
График №4
Рисунок 1F:\урочек\численность муж.jpg15