Методическая разработка интегрированного, бинарного занятия по изобразительному искусству и краеведению Легенды Крыма в изобразительном искусстве
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Методическая разработка
интегрированного, бинарного занятия
по изобразительному искусству и краеведению
«Легенды Крыма
в изобразительном искусстве»
Автор-составитель:
Шилова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ»
г. Судак – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение создать творческую художественную работу на основе произведений литературы, преданий, легенд или конкретных исторических событий занимает важное место в обучении изобразительному искусству. Это направление тесно связано с изучением композиции, рисунка, живописи, истории искусств, знакомством с фактологическим материалом.
Форма интегрированного занятия выбрана не случайно. Для наиболее полного и углубленного «погружения» в тему необходим творческий тендем двух педагогов. В данном случае преподавателя изобразительного искусства и историка-краеведа, способного раскрыть нюансы событий и эпох.
Художественно-творческое мышление детей находит проявление в момент вынашивания замысла, обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, предваряющий практическую деятельность, является главным отправным пунктом, рождающим художественный образ в детском рисунке. Подобные интегрированные занятия позволяют сформировать у ребенка более глубокие знания по истории, краеведению; развивают образное художественное мышление; являются предпосылкой для выразительного творчества.
Обучающиеся углубляют знания по истории родного края и одновременно овладевают художественными приемами, раскрывают свой творческий потенциал.
Авторы надеются продолжить работу в этом направлении и создать сборник методических пособий, включающий серию интегрированных занятий, посвященных изучению легенд, преданий и истории Крыма посредством изобразительного искусства.
Тема занятия: «Легенды Крыма в изобразительном искусстве»
Цель занятия:
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству и истории Крыма, на примере легенды о Девичьей башне в Судаке.
Познакомить детей с азами композиции, понятием композиционного центра как доминирующего пятна в изобразительном искусстве.
Изучение основных пропорций фигуры и головы человека, индивидуальных особенностей изображения персонажей, средствами образной выразительности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с легендой о Девичьей башне в Судаке.
Научить передавать в произведениях изобразительного искусства сюжетную линию и отображать основную идею исторического произведения (легенды).
Познакомить с азами композиции: научить с помощью цветовых соотношений выделять в произведении изобразительного искусства главных действующих персонажей.
Научить передавать основные пропорции человека.
Научить поиску необходимых типажей и деталей для передачи эмоциональной и исторической достоверности произведения.
Развивающие:
Развить творческие способности, самостоятельность, способность решать творческие задачи.
Воспитательные:
Сформировать у детей интерес к истории Крыма.
Воспитать аккуратность, усидчивость, желание достигать результат.
Оборудование и материалы:
альбомные листы, акварельные или гуашевые краски, кисти, палитры, ёмкости для воды, мультимедийное оборудование, иллюстрации, фотографии клубов исторической реконструкции, видов Генуэзской крепости, репродукции картин, фильм «Прекрасны вы, брега Тавриды» Исторический аспект:
фильм «Прекрасны вы, брега Тавриды» Дементьевой М.И.
Тип занятия: интерактивное, бинарное.
Вид занятия: творческое занятие, путешествие во времени и пространстве.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Возраст детей: 10-14 лет.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2.Теоретическая часть.
Демонстрация фильма «Прекрасны вы, брега Тавриды» (15 минут), в котором представлена историческая реконструкция событий греческого периода, по легенде о Девичьей башне в Судаке,
Совместный интерактивный опрос.
3. Практическая часть:поэтапная работа над созданием картины.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Руководитель изостудии: Здравствуйте!
Сегодня мы совершим необычное виртуальное путешествие в глубь веков, окунемся в мир давнего прошлого Крымского полуострова.
У Крыма богатейшая история. Почти каждый уголок овеян легендами и преданиями. Сегодня мы остановимся на одной из самых знаменитых легенд, которая связана с Генуэзской крепостью в Судаке. Как вы думаете, о какой легенде идет речь?
Дети отвечают.
Руководитель изостудии: Кто-то угадал, кто то нет, но эта легенда о «Девичьей башне». Часто, создавая серьезное произведение, художники, как и писатели, обращаются за советом к экспертам – краеведам, историкам, людям, которые хорошо разбираются в событиях минувших эпох. Причем некоторые живописцы приглашают в свои студии знатоков и консультируются с ними как до начала работы, так и после.
Можно создать картину в разных направлениях искусства. Например, в духе абстракционизма. Показать главную сюжетную линию легенды с помощью геометрических фигур.
Но сегодня наша задача создать картину максимально реалистичной.
До мельчайших деталей, изобразить действительность. Чтобы этого достичь, художники, обычно, собирают иллюстрационный материал. Делают зарисовки с натуры, обращаются в библиотеки, к Интернету.
Легенды приходят к нам с давних времен. Чтобы правдоподобно передать настроение и дух эпохи необходимо обращать внимание на детали. Согласитесь, трудно представить кого-то из прошлого с мобильным телефоном. Правда?
Художники часто задают историкам вопросы. Нам интересны не только подробности событий прошлого, но и описания, изображения минувшего времени. Например – как были одеты люди в ту эпоху? Какая тогда была мода? Какие украшения носили и какие прически делали? Ответить на эти и многие другие вопросы нам поможет историк и краевед Марина Ивановна Дементьева. Она автор фильма «Прекрасны вы, брега Тавриды». Этот фильм перенесет нас во времена пребывания на полуострове древних греков, которые сложили об удивительной крымской земле множество легенд.
Руководитель-краевед: Любители вы Крым? Да, конечно, скажете вы.
Много народов прошло по крымской земле и каждый оставил здесь свой след.
Мы живем с вами в Судаке, который славен своей историей. Визитной карточкой нашего города является Судакская крепость, где происходило много интересных событий. Когда-то на крепости жили греки. Через множество поколений и веков до нас дошла легенда о «Девичьей башне», повествующей о любви простого пастуха и дочери греческого архонта. В этой легенде реконструировано событие греческого периода истории крепости. Сейчас вы посмотрите фильм, в котором мы с вами совершим виртуальное путешествие в ту далекую эпоху.
Показ фильма «Прекрасны вы, брега Тавриды» (15 минут), в котором представлена историческая реконструкция событий греческого периода в Крыму по легенде о Девичьей башне в Судаке.
Руководитель-краевед: - Что вам понравилось в фильме?
- Назовите главных героев легенды?
- Что вы можете рассказать
о нашей Судакской крепости?
- Что вы знаете о греческом периоде истории Судака?
Руководитель изостудии: Мы многое узнали об истории
Судакской крепости. Творческую работу над картиной предлагаю начинать с композиционных поисков – эскизов. Подумать, пофантазировать, быстро и без особой детализации, запечатлеть ваши замыслы на небольших листах бумаги сначала карандашом, а затем - красками.
Необходимо отобразить основную сюжетную линию легенды.
Для того чтобы с наибольшей ясностью на альбомных листах выразить главную идею необходимо определить сюжетно-композиционный центр.
Главных действующих персонажей выделить с помощью цвета, освещения.
Следующий этап – поиски образов героев, характеров, типажей.
Просматривая фильм, вы, наверное, обратили внимание на детали окружающей обстановки, на то, как были одеты греки в те времена. Типажи лиц, прически, особенности одежды – все это можно увидеть и на иллюстрациях, которые представлены на стендах.
После того, как вы завершите работу над набросками, наиболее удачный вариант можно будет перенести на более крупный формат альбомного листа и передать изображение с необходимыми деталями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Создание воспитанниками эскизов.
Утверждение руководителем изостудии лучших эскизов
Создание картины в формате А3.
Презентация выполненных работ воспитанников.
Обсуждение картин, анализ воспитанниками результата своего творчества.
Внесение изменений в рисунки.
РЕФЛЕКСИЯ
Демонстрация лучших работ.
Анализ и впечатления от занятия.
Напутствия педагогов.