Эссе о наиболее интересной педагогической системе прошлого. (педагогическая система М.Монтессори)
Эссе
О наиболее интересной педагогической системе прошлого.
(Педагогическая система М.Монтнссори.)
Из наиболее известных и интересных педагогических систем прошлого, я решила остановиться на системе М. Мантессори. И начать хочу со слов Петровой Н.Б. – «Системой М. Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют как целостную систему или только отдельные её элементы. Главное – она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с её идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего ( имеется в виду прошлый век) века, система М. Монтессори знала разные периоды – критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь восторженный интерес.». Такой интерес со стороны теоретиков и практиков, на мой взгляд, говорит о том, что система не смотря ни на что действительно хороша. Я не буду останавливаться целиком на этой системе, на её достоинствах и недостатках, а хочу вкратце коснуться лишь одного вопроса, как мне кажется, актуального по сей день – организация пространственно – предметной среды ребёнка, оказывающей влияние на зону его ближайшего развития.
Итак, что можно найти по данному вопросу в системе М.Монтессори :- Основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребёнка.
- При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место ( здесь можно сказать, что подходят все современные санитарные требования к зданиям и помещениям образовательных учреждений, а также их эстетичность и функциональность в рамках нашей страны).
- Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: лёгкая мебель, чтобы дети могли её легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, лёгкие двери, которые ребёнок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для платья, щётки по руке ребёнка, мыло, помещающееся в его ладони и т.д. - Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтессори: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; «космическая зона» - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.
- Каждый материал присутствует в единственном экземпляре ( что способствует развитию умения общаться, договариваться, ждать своей очереди, сдерживать свои эмоциональные порывы и т.д.).
- В помещении должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
- Необходимость всестороннего изучения ребёнка и учёт сензитивных периодов его развития (ею были определены сензитивные периоды – фазы развития ребёнка).
- Предоставление ребёнку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности.
- Наличие подготовленной культурно-развивающей среды.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что система М.Монтессори, по крайней мере некоторые её составляющие, актуальна и сегодня. Так, очень часто создавая среду для ребёнка взрослые ориентируются на какие то указания, рекламу и т.д., создавая тем самым «мёртвую» среду для выставки и для проверяющих, а детей зачастую к этой среде и не подпускают. Говорят и пишут очень много умных вещей, но на мой взгляд пора наконец таки начать и что-то делать. Один из вариантов - обратиться к системе М.Монтессорри. Ведь основополагающим принципом организации педагогической деятельности М.Монтессори считает предоставление ребёнку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо (свободно), ребёнок приходит к способности и мыслить также независимо и свободно. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог Монтессори-класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас.
Ориентирами для педагога служат сензитивные периоды.
Педагог-психолог
Литвинова С.И.