Статья Актуализация краеведческого аспекта в современных педагогических технологиях.
СТАТЬЯ.
РАЗДЕЛ: Актуализация краеведческого аспекта в современных педагогических технологиях.
ТЕМА: Проектно- исследовательская деятельность на уроках.
Для актуализации краеведческого аспекта в школе используются современные педагогические технологии. Метод проекта - это одна из технологий. Данная технология содействует развитию творческих способностей, формированию навыков самообразования и саморазвития.
В школе обучающиеся 6 класса работают над исследовательским проектом «Посёлок мой родной», выполняют проектную деятельность.
Цель: ознакомление с историей посёлка, с культурным наследием,
расширение кругозора обучающихся в области развития посёлка, привлечение к поисково-исследовательской работе обучающихся, формирование этнокультурных компетенций, развитие аналитических способностей.
Задачи: проанализировать литературу по топонимике, по истории
развития посёлка, выявить связь исторических событий с географическими названиями, воспитание любви к родному краю, гордости за прошлое, формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры посёлка.
Работа ведётся и по краеведческому материалу, при этом используются разные технологии. Посмотрим на примере, как происходит актуализация краеведческого аспекта и какие технологии при этом применяются.
1)Сама тема актуальна, каждый человек должен знать историю своего края.
2)Для актуализации краеведческого аспекта мы использовали такие
технологии:
1.Технология проблемного обучения.
2.Технология критического мышления.
3.Технология «Портфолио»
1.Технология проблемного обучения ставит актуальные проблемы:
а) вопросами создаётся проблемная ситуация.
- Почему люди должны знать историю своего посёлка?
- Какие памятники архитектуры сохранились до наших дней и что ты о них
можешь рассказать?
- Какая история возникновения посёлка?
- Какие видные деятели побывали в Килемарах? Что ты о них знаешь?
- Какие изменения видишь в будущем у посёлка?
- Экологические проблемы:
- Зачем нужно охранять природу родного края?
б) работа в процессе решения проблем.
в) поисковая деятельность:
- поиск материала
2.Технология критического мышления тоже становится актуальна для
активизации деятельности обучающихся.
Думать критически означает проявлять любознательность, использовать
исследовательские методы: ставить вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление не довольствуется фактами, а вскрывает причины и следствия этих фактов. Используются при этом все три фазы технологии критического мышления.
а). Фаза вызова - актуализация имеющихся знаний.
- что мы знаем о своём посёлке?
б). Фаза реализации смысла - активное получение информации. Соотнесение нового с уже известным, систематизация.
Начинается сбор материала:
- в интернете;
- в библиотеке;
- работа в музее.
Появляется интерес, хочется узнать больше.
Формы работы:
- в группах;
- парами;
- индивидуально;
- консультация учителя.
Собирается материал:
- по топонимике слова «Килемары»;
- история посёлка;
- памятники архитектуры;
- видные деятели, посетившие посёлок;
- история рек и озер.
в) Фаза рефлексии. Происходит суммирование и систематизация новой информации, анализ собственных мыслительных операций. Обучающиеся проводят анкетирование по вопросам:
- Нравится ли вам наш посёлок?(90%-да,7%не знаю,3% нет)
- Что означает слово Килемары?
- Что бы вы хотели изменить в родном посёлке?
Вопросы актуальны, ответы показывают мнение людей, их безразличие или интерес к данной проблеме, а обучающиеся высказывают свою позицию. Почему происходит так?
3.В технологии «Портфолио» работали по разделам:
а) Портрет
Решили создать коллективный портрет «Мы- Килемарцы». Для этого группы класса избрали разные темы, который характеризует наш посёлок.
1тема «История моего посёлка»
2 тема «Достопримечательности посёлка»
3 тема «Природа моего края»
б) Коллектор
Были использованы статьи, книги:
- Килемарский район. Сборник документальных очерков. Серия «История сел и деревень Республики Марий Эл» Йошкар- Ола 2006г
- Айгишев П.А.Через годы, через расстояния. К 65-летию Килемарского района. Йошкар-Ола , 2006г
в) Рабочий материал. Включает все материалы, которые созданы и
систематизированы обучающимися. А будут сделаны и написаны такие работы.
Рефераты по теме:
- «Озеро Молевое»
- «История нашего музея»
- «Река Кундыш»
- «Озеро Красное»
Презентации по теме:
- «Посёлок мой родной»
- «Природа моего края»
- «Посёлок в наши дни»
Компьютер использовался:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие ;- презентация.
В ходе проектной деятельности решаются различные проблемы:
- проблема исследования;
-анализ;
- обобщение и систематизация.
Эффективность проектного метода достигается интересом на разных этапах работы, ведущими к творчеству, а творчество в свою очередь усиливает интерес к выполняемому делу. Каждый этап работы актуален в краеведении. Актуальна проблема, решение проблем, выполнение плана работы, презентация и анализ результатов.
Этапы работы:
- Поисковый
- Аналитический
- Практический
- Презентационный
- Контрольный
В условиях современного общества и модернизации Российского образования важен не только процесс, но и достижение нового высокого качества, т.е. результативности. Конечный результат нашей работы:
1..Выступление с проектом «Посёлок мой родной» на родительском собрании, перед обучающимися школы.
Вывод: современные педагогические
технологии актуализируют краеведческую работу.