Образовательный материал
15. ВОЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Утверждающие тезисы
для вступления и примеров
1. На протяжении многих веков наша страна неоднократно подвергалась смертельной опасности. Но великий русский народ устоял и в боях за родную землю показал человечеству непревзойденные образцы горячего патриотизма, мужества, отваги, воинской доблести и героизма.
2. Из далекого прошлого незабываемо и ярко встают перед нами картины героической борьбы нашего народа. На заре своей истории русский народ в былинных рассказывал о богатырях родной земли, мужественно отстоявших Русь от бесчисленных набегов различных кочевников: хазар, печенегов, половцев. Опасность со стороны внешних врагов сплачивала русский народ и способствовала объединенных всех сил.
3. Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.
Утверждающие тезисы
для заключения
1. Много пришлось перенести нашему народу. В трудной, жестокой борьбе русский народ общими усилиями отстоял политическую, национальную и культурно независимость своей Родины, отстоял свое будущее. Мы, молодое поколение, должны помнить об этом и гордиться победами наших предков.
2. Итак, борьба русского народа за свою независимость продолжалась на протяжении многих столетий. Русский народ в тяжелую годину, когда надвигалась смертельная опасность, сплачивалась воедино, проникался ненавистью к захватчикам, разбивал их наголову и с позором изгонял врагов со своей родной земли.
3. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами.
Проблема народного духа в трагические моменты истории
Л.Толстого. «Война и мир».
Войны начинают политики, а ведёт народ. Особенно это касается войн Отечественных. Мысль о народном характере войны лежит в основе романа-эпопеи. Ход военных действий зависит не от правил, придуманных политиками и военачальниками, а от некоего внутреннего чувства, объединяющего людей. В войне это дух войска, дух народа, это то, что Л. Толстой называл “скрытой теплотой патриотизма”.
Ю.Бондарева. «Горячий снег»
Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста” (А.Платонов). Сплочённость народа в “годину горя”, его стойкость, мужество, ежедневный героизм вот истинная причина победы. В романе отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу” горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?
Г.Владимов. «Генерал и его армия»
Гудериан расположил свой штаб в Ясной Поляне. Что ему дом-музей великого писателя? Нет, это было не решение спасти имение, а решение “найти своё Бородино”, то есть победить во что бы то ни стало, войти в Москву и в центре её поставить памятник Адольфу Гитлеру. “Что это за страна такая, где, двигаясь от победы к победе, приходишь неукоснительно к поражению?” размышлял любимчик Гитлера, сидя за столом мыслителя Толстого, где около века назад были написаны четыре тома о непобедимости русской души. Не понимал он и поступок “молоденькой Ростовой”, приказавшей выбросить фамильное добро и отдать подводы раненым офицерам, говоря при этом: “Разве мы немцы какие-нибудь!”
Проблема героической борьбы народа за свою независимость
В начале 1612 года народное ополчение под руководством Минина и Пожарского начало организованную борьбу с интервентами. Эта освободительная, справедливая война слилась со стихийной борьбой крестьян, холопов и посадских людей против иноземных захватчиков. Много лет прошло с тех пор. Но память о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, о русских воинах, в жесткой борьбе отстоявших честь и независимость своего государства, вечно жива в сознании народов России.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за национальное освобождение от польских магнатов. Для людей, живущих в Запорожской Сечи, нет ничего выше, чем интересы народа, свобода и независимость Отчизны.
«Слово о полку Игореве»
Летописец рассказал о борьбе русского народа против половцев.
Е.Евтушенко. Поэма «Фуку»
Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е.Евтушенко, который писал в поэме «Фуку»:
Тот, кто вчерашние жертвы забудет,
Может быть, завтрашней жертвой будет.
Исторический факт
Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.
Е. Кригер. Рассказе «Свет»
Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.
А. Крутецкий. Цикл рассказов «В степях Башкирии»
В цикле рассказов показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»
Ф. Абрамова «Братья и сёстры»
В романе рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. Необыкновенное терпение, выносливость, спокойное воображение, способность, не отчаиваясь ни при каких обстоятельствах, не сломаться - все это черты характера Андрея Соколова. Его можно взять в плен, измываться над ним, уничтожить, но нельзя превратить в раба, унизить, сломить. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину»
В центре повествования - судьбы трех рядовых солдат. В мирное время Петр Лопахин был шахтером, Иван Звягинцев - комбайнером, Николай Стрельцов - агрономом. На фронте между ними завязывается крепкая дружба. Люди различных профессий, с разными характерами, они схожи в одном - их объединяет безграничная преданность Родине и ненависть против иноземного владычества. Они ведут бой за свою Родину «не ради славы - ради жизни на земле»
В. Быков. «Обелиск»
Учитель Алесь Мороз, герой повести, в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.
Патриотизм
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы»
Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания.
К.Симонов
Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет:
«Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!»
Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин»
Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.
Проблема нравственной силы простого солдата
В.Некрасов. «В окопах Сталинграда».
Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева. Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела покажет этим немцам, где раки зимуют. Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.
М.А.Шолохов. «Судьба человека»
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. Необыкновенное терпение, выносливость, спокойное воображение, способность, не отчаиваясь ни при каких обстоятельствах, не сломаться - все это черты характера Андрея Соколова. Его можно взять в плен, измываться над ним, уничтожить, но нельзя превратить в раба, унизить, сломить. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Проблема героической повседневности войны
В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»
Героические будни войны метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод : убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо... Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.
М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину»
Рассказывая в романе о Сталинградской битве, которая явилась переломным моментом войны, М. Шолохов показывает жестокость войны и героизм русского народа. Он считает, что подвиг - не только чей-то отважный поступок, но и вся тяжелая фронтовая жизнь. В центре повествования - судьбы трех рядовых солдат. В мирное время Петр Лопахин был шахтером, Иван Звягинцев - комбайнером, Николай Стрельцов - агрономом. На фронте между ними завязывается крепкая дружба. Люди различных профессий, с разными характерами, они схожи в одном - их объединяет безграничная преданность Родине и ненависть против иноземного владычества. Они ведут бой за свою Родину «не ради славы - ради жизни на земле»
Мужества, героизма
Утверждающие тезисы
для вступления и примеров
1. Подвиг... Подвиг чаще незаметен. Часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно - самое важное, которое можешь сделать только ты. Иногда - пожертвовать своей жизнью во спасение ближних. Но только лишь малая часть тех, ради которых ты совершил подвиг, могут оценить его, только те, которые сами способны на это. Подвиг есть следствие огромной любви к людям.
2. «Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности». Джон Локк
3. « Мужественен тот, кто знает страх, но побеждает его, кто видит бездну, но с гордостью смотрит в неё». Ницше
4. «Мужество есть презрение страха. Оно пренебрегает опасностями, грозящими нам, вызывает их на бой и сокрушает». Сенека
5. «Секрет героизма: никогда не позволяйте страху смерти руководить вашей жизнью». Бернард Шоу
6. «Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества». Юлиус Фучик
7. « Нет героев от рожденья , – Они рождаются в боях». Александр Твардовский
Утверждающие тезисы
для заключения
1. В конце сочинения я хочу вспомнить слова О. Бальзака: «Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение».
2 . В конце сочинения я хочу вспомнить слова А. Бестужева-Марлинского: « Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг».3. В конце сочинения я хочу вспомнить слова Видьяпати: «Мужество это бесстрашие, разум это понимание добра и зла, сила это способность к действию, герой кто совмещает в себе эти три достоинства».
Мужества, героизма
М. А. Шолохов. «Судьба человека»
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Б. Васильев. «В списках не значился»
Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защитников. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей.
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
Летчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
Б. Васильев. «А зори здесь тихие»
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
В. Быков. «Знак беды»
Крестьянка Степанида, героиня повести, во время войны борется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.
В. Быков. «Журавлиный крик»
Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Старый рыбак Сантьяго из породы людей несгибаемых. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение», говорит он. Его поединок с большой рыбой это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.
Э. Хемингуэй. «Непобежденный»
Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвалидом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и остается до конца непобежденным.
Бесчеловечности и бессмысленности войны
Утверждающие тезисы
для вступления и примеров
1. «Даже победоносная война это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. «Война варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину». Ги Мопассан
3. «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Утверждающие тезисы
для заключения
1. В конце сочинения я хочу вспомнить слова Ги Мопассан : «Не надо войны, не надо Давайте ка лучше работать, мыслить, искать. Единственная настоящая слава это слава труда. Воина удел варваров».
2. В конце сочинения я хочу вспомнить слова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» .
3. В конце сочинения я хочу вспомнить слова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: «Война это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом иди делом, должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству».
Бесчеловечности и бессмысленности войны
В. Быков. «Одна ночь»
Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.
Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»
«Война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.
М. Шолохов. «Бахчевник»
Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца.
М. Шолохов. «Родинка»
Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
М. Шолохова. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»
Шолохов в своих произведениях изобразил войну как страшное народное бедствие. Сожженные села и деревни, обугленные хлебные поля, смерть, горе, кровь - вот что такое война. Героическое не в отдельных подвигах русских солдат, а вся фронтовая жизнь - подвиг, так как суметь пройти по дороге смерти, страшных испытаний и при этом не только выжить, но и найти в себе силы жить дальше, не только сохранить, но и укрепить свою светлую душу, чутко отзывающуюся на все доброе, человеческое, - это уже подвиг, который совершается гигантскими силами, руководимыми сердцем человека.
Э. М. Ремарк. «На западном фронте без перемен»
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.
Г. Белль. «Дом без хозяина»
В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной , и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.
Э. Хемингуэй. «Прощай, оружие»
Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной Лейтенант Генри понимает, что война это бесчеловечность, безумие и абсурдность. Это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.
В.Быков. «Сотников»
В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.
Интернационализм, толерантность
Утверждающие тезисы
для вступления и примеров
1. Интернационализм включает в себя уважение к другим нациям. Уважение, основанное на признании того, что разные нации их представители, как таковые, равны в своих правах.
2. Интернационализм, преодолевая национальные различия, опирается на национальные достижения и идет вперед, веря в возможности неограниченного развития человека.
3. Интернационализм, международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий
5. «Тот, кто говорит: “Россия для русских”, знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы». Владимир Путин
Утверждающие тезисы
для заключения
1. В конце сочинения я хочу вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю».
2. В конце сочинения я хочу вспомнить слова Д. Фуллер а: «С человеком нужно обращаться по-человечески».
3. В конце сочинения я хочу вспомнить слова Хенрика Ягодзиньского : «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими».
4. Размышляя над данной проблемой, я пришел к выводу, что мне всё равно, кто ты: белый, черный, низкий, высокий, худой, толстый, бедный, богатый. Если ты добр ко мне, то и я буду добр к тебе. Всё просто.
5. Из всего сказанного можно сделать вывод, что терпимость – одно из важных правил мира на Земле. Процесс глобализации ведёт к смешению рас, национальностей, людей различного вероисповедания. Мы должны учиться уважать друг друга. Иначе это ведёт к конфликтам. ( Израиль и Палестина, Грузия и Южная Осетия).
Интернационализма (межнациональных отношений)
Толерантность можно расценивать и как важное профессиональное качество. (Менеджер, политик и т. п.)
Мы должны учиться уважать друг друга. Иначе это ведёт к конфликтам. ( Израиль и Палестина, Грузия и Южная Осетия).
К.М. Станюкович. «Максимка»
История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.
С. Довлатов. «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш»)
Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.
Ю. Бондарев. «Берег»
Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая»
Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.
В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
15