Дистанционное обучение как ресурс для выявления и сопровождения одаренных детей


Тема: Дистанционное обучение как ресурс для выявления и сопровождения одаренных детей
Автор: Гранкина Тамара Владимировна
ГБОУ ООШ №19 города Новокуйбышевск Самарской области
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского образования. Одним из приоритетных направлений работы ОУ является развитие системы поддержки одаренных обучающихся.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными обучающимися, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми обучающимися, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. В учебной деятельности работа с одарёнными обучающимися основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому такая работа должна быть как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Одним из видов внеурочной деятельности являются олимпиады и конкурсы по предметам. Они способствуют развитию каждого обучающегося, выявляя наиболее способных и одаренных из них, направлены на становление и развитие образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Дистанционное обучение активно используется педагогами школы во внеурочной деятельности. ДО может применяться как для участия в заочных конкурсах и олимпиадах, так и при подготовке к очным мероприятиям.
Для наиболее эффективного использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам целесообразнее создать в ОУ определенный цикл участия. Результаты предыдущих лет работы в дистанте привели к пониманию оптимизации этого процесса: создание циклограммы внеурочной деятельности по предметам и разработка индивидуального олимпиадного маршрута.
В 2011-2012 учебном году в олимпиадах и конкурсах разных уровней принимало участие 673 человеко-участника 2-9 классов.
В 2012-2013 учебном году учащиеся школы приняли участие в 12 различного уровня предметных олимпиадах (городских, окружных, региональных, всероссийских, международных) В 2012-2013 учебном году количество участников увеличилось на 669 и составило 1342.
Общее количество человеко-участников в 2013-2014 учебном году составило 1749, что на 407 человеко-участников больше, чем в 2012-2013 учебном году.
Таблица 1. Сравнительная таблица участников и призеров олимпиад за 2012-2013 и 2013-2014 уч. гг.
Уровень 2012-2013 2013-2014
Количество участников Количество призеров Количество участников Количество призеров
Международный 605 2 644 4
Всероссийский 651 40 962 152
Окружной 44 8 143 20

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов внеурочной деятельности в период с 2011-2014 года
№№ Учебный год Количество обучающихся на конец года
(статистика системы АСУ РСО) Количество
человеко-участников
Результаты
(призеры, лауреаты)
1 2011-2012 464 человека 673 11,5%
2 2012-2013 473 человека 1342 19,3%
3 2013-2014 500 человек 1749 60,4%

Для более эффективного использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам учебного плана возникла необходимость выстроить через циклограмму систематизированную работу участников образовательного процесса ОУ в течение учебного года: это полностью соответствует государственной политике РФ в области образования по введению Федеральных стандартов второго поколения.
Кроме того, необходимо для каждого обучающегося разработать индивидуальный олимпиадный маршрут. Классный руководитель в течение учебного года будет вести сопровождение каждого школьника. Создание индивидуального олимпиадного маршрута позволит выявить способности каждого обучающегося, развивать все виды УУД.
Таким образом, применение дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам учебного плана, с одной стороны, способствует развитию каждого обучающегося, выявляя наиболее способных и одаренных школьников, с другой стороны, направлено на становление и развитие образовательных потребностей личности. Всё это в целом способствует улучшению успеваемости и качества знаний обучающихся, показывая динамику образовательного процесса.
В 2013-2014 учебном году успеваемость по ГБОУ ООШ №19 составила 99,8%, что выше уровня 2012-2013 учебного года на 2,5%. Качество знаний обучающихся в 2013-2014 учебном году составило 45%, что выше уровня 2012-2013 учебного года на 6,2%.
Внеклассная работа по предметам показала увеличение уровня результативности в интеллектуальном направлении в сравнении с 2012-2013 учебным годом на 41,1% и составила 60,4 %.
Список использованной литературы:
Анализ работы ГБОУ ООШ №19 г.о. Новокуйбышевск за 2013-2014 учебный год, 2012-2013 учебный год
Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htmПолат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htmЛейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"