Образовательный материал
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ «АБСОЛЮТ»»
Календарно – тематическое планирование кружка
«ЖАР ПТИЦА»
художественная миниатюра
(вышивка, роспись и аппликация на ткани, рамках, картоне, пластиковой,
стеклянной и керамической поверхности)
2015 – 2016 учебный год
Составитель программы: Травкина О.Б.,
воспитатель группы продлённого дня
г. Серпухов
2015 год
Постановка проблемы и ее актуальность.
Данная кружковая работа разработана в рамках системы развития, коррекции и реабилитации несовершеннолетних и представляет собой комплекс занятий направленных на формирование навыков социальной адаптации, необходимых детям в повседневной жизни.
Опыт работы показывает, что развитие навыков познавательной и трудовой деятельности есть одна из основных задач, стоящих перед инструктором по труду при проведении процесса реабилитации.
Искусство художественной вышивки, а также аппликации и росписи по различным поверхностям имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы произведений с характерными национальными чертами. Ещё несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки или росписи передавались в семье от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одна из задач кружковой работы – восстановление традиций и воспитание у детей интереса к различным видам декоративно – прикладного творчества.
В процессе занятия художественным трудом формируются психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Данная кружковая деятельность способствует приобщению детей к труду, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке художественной миниатюры позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получая результат своего художественного творчества. Дети научатся не только сознательно подходить к выбору сюжета для вышивки, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Так же занятия в данной кружковой работе способствуют развитию: усидчивости, концентрации внимания, формированию и развитию навыков общения и совместной работы в коллективе, повышению уровня самооценки, уверенности в собственных силах.
Познание, труд, общение – это, те виды деятельности, без которых невозможна социализация ребенка, адаптация его в обществе. Социальное развитие возможно лишь тогда, когда ребенок включается в мир познания прекрасного и мир преобразующей деятельности. Таким образом, данная кружковая работа может рассматриваться как эффективное средство комплексного воздействия на детей, способствующее положительному результату реабилитационного процесса.
Цели и задачи кружковой работы.
Цель: создание условий для самореализации детей в творческой деятельности, воплощение в художественной работе своих неповторимых черт, своей индивидуальности через овладение приемами техник вышивки, аппликации и росписи по различным поверхностям.
Задачи:
Обучающие: Обучить приемам вышивки художественной и анималистической гладью, а также росписи по картонной, пластиковой, керамической и стеклянным поверхностям; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с тканью, нитками, картоном, пластиком, керамикой, стеклом, кистями, специальными красками и инструментами (ножницами, иголкой, клеевым пистолетом); ознакомить с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у детей усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое дело до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к вышивке, аппликации и росписи.
Целевая группа.
Программа рассчитана на несовершеннолетний школьный возраст (6 – 18 лет), проходящих обучение в ОЧУ «Школе – интернате «Абсолют»».
Сроки реализации.
Кружковая работа рассчитана на один год (2015 – 2016г.)
Методы обучения.
Индивидуальный.
Групповой.
Практический.
Наглядный.
Формы обучения.
В своей кружковой работе использую комбинированные формы занятий т.е. сочетание практических занятий по аппликации и росписи.
А также такие методы как:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ материалов, схем, журналов, старинных и современных образцов);
- практический (выполнение работы при непосредственном участии инструктора по труду и самостоятельно)
Ожидаемые результаты.
Овладение основными приемами работы в техниках художественные и анималистические вышивки гладью, аппликация и роспись по различным поверхностям – 90% детей.
Развитие внимания, памяти, глазомера, художественного вкуса и творческих способностей у 90% детей.
Овладение навыками культуры труда на всех этапах трудового процесса и навыками работы в коллективе у 90% детей.
Повышение уровня самооценки у 90% детей.
Овладение умениями эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет (вышивание для кукол салфетки, одежды и др.); использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество у 90% детей.
Календарно – тематическое планирование занятий кружка.
№ Месяц Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 сентябрь «Листочки лепесточки» (художественная гладь)
«Цветочек и листочек» (художественная гладь)
«Букетик и божья коровка» (художественная гладь и аппликация)
«Мини клумба» (художественная гладь, роспись по ткани, роспись по картону)
«Веточка с ягодками» (художественная гладь, роспись по стеклу)
«Корзиночка с розами» (художественная гладь, роспись по картону) 1
1
1
1
1
1 2 октябрь «Яркие краски» (частичная роспись по ткани «под батик»)
«Клумба» (комбинирование техник)
«Букет праздничных цветов» (комбинирование техник)
«Осенний лист» (комбинирование техник)
«Жук» (комбинирование техник)
«Домики» (художественная гладь, роспись по различным поверхностям) 1
1
1
1
1
1 3 ноябрь «Коллаж. Времена года. Дерево.» (художественная гладь)
«Деревенский пейзаж» (комбинирование техник)
«Коллаж. Деревья и домики» (художественная гладь, роспись по поверхностям)
«Во саду ли в огороде ли» (художественная гладь, роспись по различным поверхностям)
«Перышко» (анималистическая гладь)
«Пернатый пухлячок» (анималистическая гладь) 1
1
1
1
1
1 4 декабрь «Очаровательный пушистик» (анималистическая гладь)
«Птицы на ветке яблони» (анималистическая гладь, роспись по ткани)
«Пухлячок снеговичок» (художественная гладь с настилом из плотной ткани, роспись по ткани)
«Комплект новогодний. Рецепт.» (художественная гладь с настилом из плотной ткани, роспись по различным поверхностям)
«Комплект рождественский» (комбинирование техник)
«Фруктово – ягодное» (комбинирование техник) 1
1
1
1
1
1 5 январь «Наложение. Луговые или лесные цветы и травы» (художественная гладь, комбинирование техник)
«Триптих. Аквариум» (анималистическая гладь, комбинирование техник)
«Коллаж. Узор» (художественная и анималистическая гладь, частичная аппликация)
«Мурлыка» (анималистическая гладь, роспись по ткани)
«Триптих. Верные друзья» (анималистическая гладь, роспись по различным поверхностям)
«Перспектива. В даль.» (художественная гладь) 1
1
1
1
1
1 6 февраль «Вышитая картина» (сплошное свободное вышивание по направляющим)
«Открытка. Лучший подарок» 1 (комбинирование техник)
«Мотыльки и бабочки» (объёмная гладь, комбинирование техник)
«Стрекоза» (объёмная гладь, комбинирование техник)
«Комплект. Узор» (комбинирование техник)
«Ягодка к ягодке. Рецепт» (контурная гладь, комбинирование техник) 1
1
1
1
1
1 7 март «Птичка на ветке» (стилизованная гладь «под старину»)
«Бабочка и цветы» (стилизованная гладь «под народную роспись)
«Гвоздика» (стилизованная гладь с частичными росписью и аппликацией)
«Открытка. Лучший подарок» 2 (комбинирование техник)
«Цветущий куст» (объёмная гладь с переплетением, комбинирование техник)
«Коллаж цветочный» (комбинирование видов глади) 1
1
1
1
1
1 8 апрель «Коллаж. Насекомые» (комбинирование видов глади)
«Цветущий сад» (вышивка по готовому изображению, комбинирование техник)
«Цветущая клумба» (вышивка по готовому изображению, комбинирование видов глади, комбинирование техник)
«В винтажном стиле» (комбинирование техник) 1
1
1
1
1
1 9 май «Родной край» (итоговое по вышивке и аппликации)
««Фруктово – ягодное. Рецепт» (итоговое по росписи и аппликации) 3
3 Всего: 54 «Проверено»
Руководитель М.О.
_____________________
«_____» _____________2015
«Согласовано»
Зам директора по УР
____________________ Пронина О.Н.
«______» ______________2015 «Утверждаю»
Директор
_____________________ Сотскова С.Ю.
«______» ___________2015