Урок развития речи Подготовка к сочинению. Сбор и систематизация материала
Русский язык 6 класс
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению. Сбор и систематизация материала.
Цели: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.
Оборудование: пословицы на карточках.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнений.
Актуализация опорных знаний
Беседа
-Что такое интерьер?
-Что характерно для описания интерьера?
III. Сообщение темы, целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?
1. «Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.243)
2. Слово учителя
-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)
Источники сбора
Материала для сочинения Методы сбора
материала Систематизация
материала
книга Наблюдение
Над действительностью план
картина Беседа, чтение Вступительная, заключительная части
фильм записи Сбор доказательств, аргументация фактов
жизнь Опрос, беседа Подбор примеров
V.Закрепление изученного материала. Работа над сочинением.
1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»
2. Сбор материала
-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?
Задание 1
Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).
-Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)
Занавеска линолеум
Кафедра деревянныйПолированный масляная краска
Мраморный бюст фотография
Иллюстрация
Задание 2
Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.
-Стол спасибом красится.
-Сумеем съесть, было бы к чему сесть.
-Такой пирог, что насилу ноги переволок.
-У каждого дома свой потолок.
-В тесноте, да не в обиде.
-Живет в тоске и спит на голой доске.
-Изба красна углами, а обед пирогами.
3. Словарная работа
-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)
-Подберите синонимы к словам и запишите их:
Висят (лампы) – прикреплены.
Висит (портрет) – находится, прибит
Висит(доска) – расположена.
Стоит(стол) – находится.
Стоят(парты) – размещены
Стоит(шкаф) – поставлен.
Класс – комната, помещение, кабинет.
VI. Итог урока
-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?
-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?
VII.Домашняя работа:
Написать сочинение на тему «Наш класс»