Использование краеведческого материала на уроках и внеклассной работе в начальной школе.
Использование краеведческого материала на уроках и внеклассной работе в начальной школе (из опыта работы).
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.
Д.С.Лихачёв
В настоящее время в российском образовании проявляется интерес к школьному краеведению. Я считаю, что именно краеведение отражает ощущения интереса и любви к своему краю – его природе, особенностям и полностью согласна со словами Д.С.Лихачева: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них».
Начальная школа – начало всех начал. Это первая ступенька в становлении познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Ведь маленькие дети любознательны, им все интересно, они впитывают как губки, и я стараюсь прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – это формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Как говорил М.Пришвин: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». И задача учителей начальной школы – помочь ребятам осознать чувство гордости за свою Родину.
Традиционно каждое 1 сентября в нашей школе начинается с Урока знаний, на котором мы говорим о любви к Отчизне, о любви к малой родине. Далее на уроках окружающего мира знания детей постоянно пополняются, совершенствуются и корректируются. На уроках я формирую у детей осознание себя как частицы природы, учу ребят бережному отношению к ней и прививаю любовь к тому месту, где они родились и растут. Программный материал «Окружающего мира» как раз этому и способствует. Изучение окружающего мира на примере своего края оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка.
В 1-м классе по окружающему миру рассматриваются такие разделы, как «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Почему и зачем?». Изучая эти разделы, учащиеся находят ответы на свои вопросы. На уроках я учу детей наблюдать за тем, что рядом, развиваю любознательность, умственные способности, мышление и речь. Учу ребят строить связный рассказ при совместном обсуждении проблемы. При изучении нового материала опираюсь на опыт и знания детей. Вместе с ребятами ставим проблему и решаем ее, использую различные источники информации (книги, словари, интернет). Считаю, что добытые знания самостоятельно способствуют более прочному запоминанию материала.
Во 2-м классе при изучении тем «Где мы живем?»,«Природа», «Жизнь города и села» уроки провожу в игровой форме или с использованием игровых моментов.
С учащимися на уроках окружающего мира готовим проекты «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Моя малая Родина»(с ребятами второй год собираем информацию про наш поселок).
Краеведческую работу использую не только на уроках окружающего мира. Приобщение учащихся к духовному наследию народа очень важно на уроках русского языка. Ведь именно на этих уроках учащиеся обогащают свою речь. На уроках обучения грамоте при изучении букв искали слова – названия, связанные с нашим поселком (река, улицы, названия магазинов и т.д.). При чтении рассказов всегда дополняем их сведениями нашего поселка, республики. На уроках пополняем лексический запас учащихся такими словами, как Родина, Отчизна, Отечество, малая родина и т.д. Большое внимание уделяем смыслу различных пословиц и поговорок. Использование краеведческого материала в работе по развитию речи учащихся дают возможность пробудить, а потом и сформировать интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, его природе.
На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. При составлении задач привлекаю и учащихся, которые опираются на свои знания о птицах, которые им знакомы, о домашних животных, о фруктах или овощах, которые растут у нас на огородах.
На уроках ИЗО знакомимся с коми орнаментом, рисуем знаки для охраны природы.
На уроках технологии делаем поделки из природного материала, который сами же и собираем во время экскурсий.
Краеведение играет огромную роль в развитии экологического, патриотического и духовно – нравственного воспитания. Именно эти направления воспитательной работы содействуют гармоничному развитию личности школьника, совершенствуют духовные и физические потребности, формируют жизненную самостоятельность, гуманное отношение к окружающей среде. С учащимися ведем беседы на темы: «В природе должно быть чисто и красиво», « Россия – родина моя!», «Природа и человек» и т.д.
Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы, и если по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
Возможно, что благодаря краеведческой работе в школе, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов своего родного края. Конечно, на одном уроке или мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
Вот она Россия, наша страна,
Очень и очень большая она!
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем!