Образовательная программа дополнительного образования «Школа грации».
«Школа грации»
Составитель программы - учитель
физической культуры, педагог дополнительного образования
Филиппова М.С.
Санкт-Петербург
2011
Образовательная программа
«Школа грации (девочки)»
Пояснительная записка.
Занятия в объединении «Школа грации» являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья обучающихся. Заниматься в объединении может каждый учащийся, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Данная программа разработана для реализации в общеобразовательной школе и имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Программа предназначена для обучения девочек 14-17 лет и предлагает вариант двухчасового занятия в неделю, что предусмотрено используемой комплексной программой физического воспитания в школе.
Занятия физической культурой и спортом необходимы в нашей жизни, так как отрицательное влияние на развивающийся организм оказывает не только генная наследственность, но и окружающая среда, питание и образ жизни. Особенно актуальны они для девочек, многие из которых имеют излишки веса, а хотели бы выглядеть привлекательно. Ни для кого не секрет, что для поддержания формы, нет лучшего средства, чем занятия физкультурой. Атлетическая гимнастика дает возможность скорректировать недостатки фигуры за счет увеличения массы мышечной ткани и уменьшения доли жировой ткани. Причем, если занятия легкой атлетикой для многих современных девушек не очень привлекательны, так как результат достигается путем длительных тренировок, то занятия на тренажерах дают более быстрый и ощутимый эффект. Мышцы развиваются не затем, чтобы с их помощью кого-то обогнать, а, прежде всего для того, чтобы вернуть им естественные качества и красоту.
Новизна программы достигается благодаря тщательно подобранным упражнениям для подросткового возраста и наличию в программе игровых моментов. Для содействия формированию у девочек адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию предложено обучение на тренировках в качестве командира отделения, капитана, помощника судьи и т.д.
Цель программы – формирование различных двигательных качеств, способствующих развитию физически здоровой личности, через атлетические упражнения.
Большое значение в реализации программы придаётся решению воспитательных задач:
содействовать формированию доброжелательных отношений друг к другу,
содействовать воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, корректности, требовательности к себе,
формировать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта в свободное время,
содействовать воспитанию ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
Образовательные задачи:
осваивать раздел «Основы знаний о физической культуре»,
формировать конкретные двигательные навыки и умение осваивать и решать задачи соревновательной деятельности с помощью двигательных качеств.
Развивающие задачи:
содействовать дальнейшему развитию защитных свойств организма и его
профилактики средствами физической культуры;
повышать учебно-трудовую активность и формировать личностно-значимые свойства и качества.
Для улучшения реализации образовательной программы необходимо объединить учебно-тренировочные занятия с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, благодаря чему будет осуществляться индивидуальный подход к каждой воспитаннице.
Методика обучения.
Учебно-тематический план образовательной программы «Школа грации (девочки)» предусматривает углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику выполнения упражнений на тренажёрах, развитие силовых качеств. Часы предусматриваются для развития всех групп мышц тела не затем, чтобы с их помощью кого-то обогнать, а прежде всего для того, чтобы вернуть, а затем поддержать их естественные качества и красоту.
Часы, предусмотренные программой на дифференцированную часть физической культуры,
предложено распределить следующим образом: обучить элементам атлетической гимнастики, работе на тренажёрах, а затем научить самостоятельно заниматься на них. По содержанию учебного материала и структуре в течение всего обучения сохраняется преемственность обучения.
В рабочих планах-графиках распределение учебного материала в разделах: «Теоретическая подготовка» и «Гигиена, врачебный контроль» предусмотрены теоретические вопросы по углублению знаний воспитанниц о личной гигиене, о влиянии знаний физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие коллективных, трудовых, волевых и нравственных качеств, на получение представления о физической культуре личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаниями о методике самостоятельных занятий.
Во время изучения программы предложены теоретические сведения об основном виде спорта, безопасности и оказания первой помощи при травмах. В планировании подробно описываются предлагаемые упражнения для решения одной из главных задач – развитие двигательных качеств: координационных (ориентирование в пространстве, быстрота двигательных действий и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости, ловкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Чтобы определить уровень развития физической подготовленности обучающихся в начале и
в конце учебного года планом-графиком предусмотрено тестирование учащихся. Результаты тестирования фиксируются в специальном журнале.
Порядок изучения тем программы в целом и отдельных блоков, определяется педагогом
в зависимости от местных условий деятельности объединения. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных пособий и видеоматериалов:
просмотр видеофильмов,
беседы со спортсменами;
показательные выступления в тренажёрном зале.
Каждое практическое занятие состоит из 3-х частей:
1) подготовительная часть(ходьба, бег, ОРУ и т.д.);
2) основная часть (упражнения из раздела «Атлетическая гимнастика»);
3) заключительная часть(ходьба, бег, упражнения на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
Домашние задания предусматривают постепенный рост результативности предложенных
упражнений, доступных для выполнения в домашних условия из пройденного по программе
материала. Это могут быть имитационные упражнения, подтягивание на высокой перекладине,
отжимания, упражнения на пресс, упражнения с маленькими гантелями, приседания со штангой (маленький вес) и т.д.
Приведённый в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменён педагогом, в зависимости от условий работы объединения.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на девочек 14-17 лет и предусматривает один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа - 72 часа за год.
Девочки набираются в группу в возрасте 14 лет без специального отбора, но обязательно проходят врачебный контроль. Без справки об отсутствии противопоказаний девочки на занятия не допускаются.
Рекомендуемый состав группы - 15 человек.
Для занятий необходимы подсобные помещения: раздевалки, душ, комнаты для хранения инвентаря.
В образовательный процесс необходимо вовлекать родителей учеников, организовывая родительские собрания и совместные мероприятия.
Прогнозируемые результаты.
Содержание программы предполагает освоение девочками основ знаний – по теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике
безопасности, о первой помощи при травмах, правильное и точное выполнение на тренажёрах,
о правилах и организации проведения соревнований, об используемом инвентаре, правила
поведения в спортивном зале, тренажёрном зале, о влиянии физических упражнений на организм человека, о формировании здорового образа жизни. Контроль проводится в виде опросов и контрольных тестов по теории, контрольных испытаний (количество раз выполнений на 6-ти тренажёрах).
Формы подведения итогов реализации программы.
Чтобы определить уровень развития физической подготовленности обучающихся в начале и
в конце учебного года планом-графиком предусмотрено тестирование учащихся. Результаты тестирования фиксируются в специальном журнале.
Два раза в году проводятся соревнования внутри объединения «А ну-ка, девочки!» (октябрь; март). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия. При подборе средств и методов для проведения практических занятий, руководитель должен использовать упражнения из различных видов спорта.
В течение учебного года проводятся соревнования на тренажёрах по изученным упражнениям
внутри группы, внутри образовательного учреждения. Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных соревнованиях по атлетизму в районе и городе.
По завершению учебного года проводятся показательные выступления для родителей.
Материальное оснащение занятий.
Занятия проводятся в спортивном и тренажерном залах.
Оборудование:
тренажёры,
гимнастические скамейки,
стенки,
штанги с набором дисков разной массы,
разнообразные гантели,
набивные мячи (1 кг, 3 кг),
резиновые жгуты,
перекладины,
гимнастические маты,
свисток,
секундомер,
весы.
Перечень тренажеров указан в Приложении.
Образовательная программа
«Школа грации (девочки)»
Учебно-тематический план.
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
Общее
Теория
Практика
Вводное занятие.
Техника безопасности
4
4
Теоретическая подготовка.
Основы знаний о физической культуре
6
4
2
Гигиена, врачебный контроль
4
2
2
Развитие основных качеств (силовых) в атлетической гимнастике.
50
6
44
Контрольные испытания и участие в соревнованиях.
6
6
Итоговое занятие
2
2
Общее количество часов
72
16
56
Образовательная программа
«Школа грации (девочки)»
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Общие требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончанию занятий, возвращению домой после тренировки, правила проведении соревнований.
Теория. Беседа по технике безопасности. Беседа о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании.
2.Теоретическая подготовка.
Углубление знаний учащихся о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ); на развитие коллективных, трудовых, волевых, нравственных качеств; на получение представления о физической культуре личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаний о методике самостоятельных занятий. Основные приёмы оказания доврачебной помощи.
Теория.
Теоретические знания о безопасности и правилах оказания первой помощи при травмах. Лекция «Влияние упражнений на телосложение».
Практика.
Работа в парах: «Самомассаж». Практические занятия: «Помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и т. Д», «Наложение повязок», «Оказание ПП при ссадинах, ушибах, растяжениях (наложение тугой повязки, шин)». Переноска пострадавших.
3.Гигиено-врачебный контроль.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена спортивной обуви и одежды. Закаливание организма. Врачебный контроль 2 раза в год (в августе и декабре). Объективные данные: вес, рост, спирометрия, динаметрия. Показания и противопоказания к занятиям.
Теория.
Беседа о гигиене. Самоконтроль. Понятие о «спортивной форме»: утомление, перетренировка. Дневник самоконтроля.
Практика.
Тест. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность. Ведение дневника самоконтроля.
4. Развитие основных качеств (силовых) в атлетической гимнастике.
Развитие двигательных качеств, координационных, силовых способностей. Силовая
выносливость, скоростно-силовые качества, гибкость. Занятия на многофункциональных тренажерах.
Теория.
Лекция «Развитие двигательных качеств: координационных (ориентирование в пространстве, быстрота двигательных действий и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости, ловкости) способностей, а также сочетание этих способностей».
Практика.
Практические упражнения на различные группы мышц.
5. Контрольные испытания и участие в соревнованиях.
Контрольные испытания проводятся в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май). Нормативы фиксируются в специальном журнале, где записываются результаты тестирования, т.е. этим можно проверить физическую подготовленность девочек. Два раза в году проводятся соревнования внутри объединения «А ну-ка, девочки!» (октябрь; март).
В программу соревнований входят:
1.Упражнение на пресс.
2.Отжимание от пола, исходное положение - лёжа.
3.Подъём по канату.
4.Перетягивание партнёра через линию.
5.Перетягивание каната в 2-х группах.
6.Бросок набивного мяча, исходное положение - сидя.
7.Эстафеты.
Практика.
Проведение контрольных испытаний. Участие в соревнованиях. Ведение дневника самоконтроля.
Таблица контрольных испытаний.
№ п/п
УПРАЖНЕНИЯ
Оценка
«5»
отлично
Оценка
«4»
хорошо
Оценка
«3»
удовлет
1
Бросок набивного мяча (1кг) сидя, ноги врозь ( м, см )
7, 00
6, 50
5,50
2
Подтягивание на низкой перекладине, лёжа ( кол-во раз)
14
10
8
3
Подъём туловища из положения лёжа, руки за головой
(кол-во раз)
30
24
18
4
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола (кол-во раз)
18
14
10
5
Приседание на одной ноге
(кол-во раз)
9
6
4
6
Прыжки в длину с места (м, см)
2,.00
1,75
1,60
7
Прыжки вверх из приседа
(кол-во раз)
16
13
10
8
Бег на месте в течение 10 сек .(кол-во шагов)
19
14
10
6.Итоговое занятие.
Подведение итогов года, результатов соревнований на первенство школы, района, награждение победителей. Показательные выступления для родителей.
Теория.
Беседа по итогам года. Награждение успешных воспитанниц, вручение грамот.
Практика.
Выступление группы в тренажерном зале, индивидуальные выступления на отдельных видах тренажеров.
Литература для педагога:
Андреев В.М. Атлетическая гимнастика, серия «Физическая культура в школе-М.: 2005г.
Вейдер Дж. Система строительства тела. – М,: «ФиС», 1991г.
Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М,: «Просвещение», 1993г.
Кузекцов В.С. Силовая подготовка для детей школьного возраста. – М., 2003г.
Основы жанра. // «Сила и красота». -1999. -№10.
Литература для обучающихся:
Красота силы. – М.: «Советский спорт», 1990г.
Круговые тренировки в атлетизме. ( В серии «Виды спорта») М.: «Советский спорт», 1992г.
Киржнер А., Киржнер Д. Потомки Геракла. – Пермь. 1991г.
Учебно-методическое обеспечение.
Разработка беседы о спорте в России.
Рекомендации по правилам техники безопасности.
Распечатка лекции «Влияние упражнений на телосложение».
Разработки бесед по технике безопасности, о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании.
Лекция «Развитие двигательных качеств»
Плакаты, наглядные пособия по оказанию ПМП:«Помощь при ушибах, вывихах, растяжениях», «Наложение повязок», «Оказание ПМП при ссадинах, ушибах, растяжениях», «Переноска пострадавших».
Нормативы, таблица контрольных тестов.
Вопросники для зачета по теории.
Рекомендации по правилам соревнований по атлетизму.
Рекомендации по правилам поведения в спортивном зале.
Список рекомендуемой литературы по атлетизму.
Видеофильмы о культуризме.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Перечень тренажеров.
№ п/п
Наименование объекта
Количество, шт.
Атлетический центр (WIDER)
1
Многофункциональный спортивный комплекс AGS 3500
2
Многофункциональный спортивный комплекс AGS 4000
1
Велотренажер AS 4001
6
Велотренажер Favorit
2
Тренажер беговая дорожка АТ 1005
4
Тренажер для бицепса бедра
1
Тренажер для жима ногами лежа
1
Тренажер жим ногами и Гак-машина совместно
1
Тренажер для сведения и разведения ног два в одном
1
Стойки для дисков
1
Тренажер верхняя тяга
1
Универсальный силовой тренажер
1
Тренажер атлетический, универсальный
2
Стойки универсальные для штанги
2
Скамья универсальная (укрепление мышц брюшного пресса)
3
Доска для пресса
1
Тренажер (Тоtal Trainer)
1
Силовая скамья с партой (Ultra Bench)
1
Гриф для штанги
6
Гриф кривой V-образный
1
Гантели (набор)
3
Набор блинов для штанги(150 кг)
1
Волейбольный мяч
3
Мячи для фитнеса
10
Методическое обеспечение образовательной программ
«Школа грации (девочки)»
№п\п
Разделы / темы программы
Формы занятий
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Форма подведения итогов
Вводное занятие.
Техника безопасности
Учебное занятие, беседа, лекция
Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуаций успеха; волевые методы: информирование о результатах обучения, самооценка деятельности; социальные методы: создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка; словесные методы: рассказ, беседа; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос.
Памятка по технике безопасности, разработки бесед о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании. Рекомендации по правилам поведения в спортивном и в тренажерном залах.
Список рекомендуемой литературы по атлетизму.
Опрос
Теоретическая подготовка.
Основы знаний о физической культуре
Учебное занятие, беседа, лекция,
практическое занятие, работа в парах, зачетное занятие
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, диалог, обсуждение; наглядные методы: использование наглядных материалов, показ педагогом; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос, тестирование.
Разработка беседы о спорте в России. Рекомендации по правилам техники безопасности.
Распечатка лекции «Влияние упражнений на телосложение».
Плакаты, наглядные пособия по оказанию ПМП:«Помощь при ушибах, вывихах, растяжениях», «Наложение повязок», «Оказание ПМП при ссадинах, ушибах, растяжениях», «Переноска пострадавших».
Зачет, самопроверка, взаимопроверка,
Гигиена, врачебный контроль
Учебное занятие, беседа, лекция,
практическое занятие, игра
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, диалог, обсуждение; наглядные методы: использование наглядных материалов; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос, зачет; волевые методы: самооценка деятельности;
Нормативы, таблица контрольных тестов. Дневники самоконтроля.
Памятка по гигиене.
Самоконтроль, ведение дневника самоконтроля, тестирование
Развитие основных качеств (силовых) в атлетической гимнастике.
Учебное занятие, беседа, лекция,
тренировка, практическое занятие, игра
Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуаций успеха; волевые методы: самооценка деятельности; социальные методы: создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка; словесные методы: объяснение, беседа, обсуждение; наглядные методы: показ педагогом; практические методы: тренировка, наблюдение; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос, сдача нормативов, контрольные задания и тесты, самопроверка, взаимопроверка
Разработки бесед по технике безопасности, о правилах соревнований, месте занятий, инвентаре, оборудовании.
Лекция «Развитие двигательных качеств»
Вопросники для зачета по теории.
Видеофильмы о культуризме.
Зачет по теории, самопроверка, взаимопроверка, соревнования
Контрольные испытания и участие в соревнованиях.
Учебное занятие, беседа, сдача нормативов, соревнования
Словесные методы: объяснение, беседа, обсуждение; практические методы: тренировка, наблюдение, соревнования; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос, сдача нормативов, контрольные задания и тесты, самопроверка, взаимопроверка
Рекомендации по правилам соревнований по атлетизму.
Рекомендации по правилам поведения в спортивном зале.
Зачет, самопроверка, взаимопроверка, ведение дневника самоконтроля, соревнования
Итоговое занятие
Торжественное открытое занятие, беседа
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, диалог, обсуждение; эмоциональные методы: поощрение, создание ситуаций успеха; словесные методы: беседа ; практические методы: тренировка, наблюдение; методы мониторинга и контроля: фронтальный опрос, контрольные задания и тесты, самопроверка, взаимопроверка.
Рекомендации по правилам соревнований по волейболу. Правила судейства.
Вопросники для зачета по теории. Нормативы, таблица контрольных тестов.
Грамоты.
Открытое занятие для родителей. Награждение успешных учеников
13PAGE 15
13PAGE 14815
15