Пословица как воплощение житейской мудрости, народного опыта. Поговорка как образное выражение.
Технологическая карта урока
Тема Пословица как воплощение житейской мудрости, народного опыта. Поговорка как образное выражение.
Цели Образовательные: уяснить жанровое своеобразие пословицы и поговорки
Формировать УУД:
Коммуникативные: точно излагать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, выдвигать аргументы, осмысливать цель чтения.
Регулятивные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, осуществлять самокоррекцию.
Планируемый результат Предметные: владение терминологией, понимание ключевых проблем фольклорных произведений (пословиц и поговорок).
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные: уважительное отношение к русским национальным традициям, фольклорным жанрам.
Основные понятия Пословица, поговорка, фольклор, жанр, сравнение
Тип урока Комбинированный; урок художественного восприятия
Ресурсы Учебник, портрет В.И. Даля
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная
Ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Оргмомент Приветствие
2 Темополагание Объявление темы урока: «Пословица и поговорка – фольклорные жанры». Аудирование
3 Целеполагание Коррекция Учащиеся ставят цель урока
4 Проверка домашнего задания Аудирование, дополнительные вопросы Задание по вариантам:
1 вариант – выбрать 5 любых пословиц (учебник часть 1 стр. 13-15) и устно объяснить их смысл
2 вариант – выбрать 5 любых поговорок (учебник часть 1 стр.17) и объяснить их смысл
Индивидуальные: устное сообщение о сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даля; творческие задания № 1,3 (учебник часть 1 стр. 15-16)
5 Теоретическая страничка Аудирование, коррекция Чтение статьи учебника «Сравнение».
Запись в тетрадь определения сравнения.
Привести пример сравнения (устно)
6 Исторический экскурс (о происхождении некоторых поговорок) Рассказ учителя об исторической основе поговорок: гол как сокол, заруби на носу, собаку съел Аудирование, вопросы, дополнения
7 Подведение итогов. Устный ответ на вопрос: «Чем пословица отличается от поговорки?» Аудирование Устный ответ на вопрос
8 Домашнее задание Фронтальное: прочесть критическую статью о загадке (учебник часть 1 стр. 18-19). Опираясь на материал учебника, устно ответить на вопрос: какие средства языковой выразительности используются в загадках?
В оставшееся время на уроке можно провести работу, формирующую отдельные составляющие исследовательской деятельности «Работа с метафорами», либо в группах, либо организовать как индивидуальную исследовательскую работу (Формирование УУД: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. АсмоловаА.Г.. – М.: Просвещение, 2010.)
Задание: соотнести русские и немецкие пословицы
Русский пословицы Немецкие пословицы
Язык до Киева доведет Не ленись, ясли сами ко рту не пойдут
Один в поле не воин Кто много начинает, очень мало осуществляет
Овес к лошади не ходит Ошибки других – хорошие учителя
Семь раз отмерь, один – отрежь Совершённые поступки в советах не нуждаются
Дело мастера боится С красноречивым языком не пропадешь
Кончил дело, гуляй смело Лицо выдает негодяя
С миру по нитке – голому рубашка Один все равно что никто
Дуракам закон не писан Тухлое яйцо портит всю кашу
После драки кулаками не машут Сначала подумай, потом начинай
Молчание – знак согласия Сначала ноша, потом отдых
На голове густо, да в голове пусто В беде сотня друзей весит очень мало
Истинные друзья познаются в беде Свежая рыба –хорошая рыба
Насильно мил не будешь Дожди образуют реки
На воре шапка горит Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы
Куй железо, пока горячо Отсутствие ответа тоже ответ
Ложка дегтя в бочке меда Любить и петь заставить нельзя
На ошибках учатся Любовь к делу делает труд легким
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Глупые руки марают рот и стены