Конспект урока по математике Число и цифра 5. Письмо цифры 5 (1 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5».
Выполнила: Глызина Ж.Ю.
МБОУ СОШ №69
Курс № 29/2
Старший преподаватель
Кафедры начального и дополнительного образования:
Шупик Ж.В.
Новокузнецк, 2012
Оглавление.
Введение.
Основное содержание.
2.1 Урок по математике по теме: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5».
Заключение.
Литература.
Введение.
Школьное образование – ключевой ресурс развития детского интеллекта, важнейшая область умственной деятельности, в которой за долгие годы школьного образования происходит становление таких ресурсов мышления, как память, внимание, логика, абстрактное моделирование, воображение. Каждый из них представляет необходимое условие не только успешности процесса образования, но и готовности выпускника видеть «математическую картину мира», а также самостоятельно управлять своим умом и развивать его в течение всей жизни. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Таким образом, достижение «умения учиться», предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
На данном уроке математики формируются коммуникативные УУД : умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное), а также познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной формах; умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Урок по математике в 1 классе на тему:
«Число и цифра 5. Письмо цифры 5»
Цель: - познакомить с образованием числа 5 и его графической записью-
цифрой 5;
- научить писать цифру 5;
- продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача»;
Тип урока: Изученного нового материала.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
В результате практических действий определять состав числа 5;
Распознавать множества, состоящие из 5 элементов;
Выполнять задание в Рабочей тетради, писать цифру 5;
Осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
Воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
Сравнивать группы предметов;
Искать разные способы решения задачи;
Работать в паре и оценивать товарища;
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
Личностные:
Проявлять интерес к математике;
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на и взаимодействия с учителем;
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Осваивать математический язык.
Организационный момент:
-Вот звенит для нас звонок –
начинается урок, ровно встали,
подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, а сейчас математика для вас.
1.Психологический настрой:
-Ребята, посмотрите, на доске появились два смайлика: грустный и весёлый.
-Поднимите руку, кому из вас нравится грустный смайлик? А кому весёлый смайлик?
-Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех было
радостное настроение.
Актуализация знаний:
1. Разминка
-Сколько концов у двух палок?
-Кто пришёл репку тянуть после Жучки?
-Назови пятый день недели.
-Сколько букв, в слове «книга»?
-Сколько шей у пяти журавлей?
2.Работа с числовой полоской.
(Детям даны числовые полоски, где они выполняют задания)
-Закрась синим цветом число, которое больше 3 на 1. (4)
-Закрась коричневым цветом число, соседи которого 6 и 8. (7)
-Закрась зелёным цветом число, которое получится, если к 2+1. (3)
-Подчеркни одной чертой число, которое следует за числом 8. (9)
-Обведи в круг число, которое получится, если из 4 вычесть 2. (2)
-Обведи в квадрат число, которое стоит перед числом 7. (6)
-На сколько, 4 больше, чем 3? Закрась жёлтым цветом. (1)
-Закрась красным цветом число, которое следует за числом 4. (5)
3.Игра «Считаю, отвечаю»
Решите пример и покажите ответ (карточки или веер):
4-1= 3-1=
2+2= 3-2=
2-1= 4-2=
3-1= 2+1=
Открытие нового знания:
1.Самоопределение к деятельности.
Мы в сад за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Все трудности вместе мы с вами пройдём.
И знания наши домой принесём.
-Ребята посмотрите, какое число заблудилось? (1 2 5 3 4 6 7 9 8 10)
(Число 5 должно стоять между 4 и 6)
-Вот мы подошли к сказочному саду, но чтобы в него попасть, надо решить круговые примеры. (На доске показ)
1 2 3 4
2+2=4-1= 3
3+1= 4-0=4
4+1= ?
(проблема!)
-Что случилось? В чём проблема?
(Мы не знаем, как обозначается цифра 5 и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка).
-Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
(Научиться составлять число 5 и писать цифру 5).
2.Формулирование темы урока.
Значит, ТЕМА урока - (Число и цифра 5.Письмо цифры 5.)
3.Работа с учебником.
-Прочитайте на С. 34 вопрос урока.
-Какое число нужно поставить вместо пропуска?(5)
Однажды в звонкий барабан
Решил я постучать.
Но вот две палочки над ним,
Но это… цифра «пять».
-На что похожа цифра 5? (на серп, на перевёрнутую цифру 2)
-Вот мы попали в сказочный сад.
Сад этот полон разных преград.
-Рассмотрите верхний рисунок на левой странице. С.34
-Какие фрукты собирали дети?
-Сколько ребят идёт с яблоками?
-Сколько у них корзинок?
-Сколько человек идёт за яблоками?
-Сколько всего ребят?
-Найдите цифру 5 на странице. Рассмотрите схему с кружочками.
(4 красных кружочка и 1 синий кружочек, 4 и 1 – это 5).
-Как это можно записать? (4+1=5).
-Сколько на картинке мальчиков? (3)
-Сколько девочек? (2)
-Сколько всего ребят? (5)
-Рассмотрите схему с треугольниками. (3 зелёных и 2 красных . 3 да 2 – это 5)
-Посмотрите, сколько вишен? (3)
-Сколько цыплят? (1)
-Сколько матрёшек? (2)
-Сколько в вазе цветов? (5)
-Ребята, а какого числа не хватает?(4).
-Давайте, восстановим натуральный ряд чисел.
-Какие монеты вы видите на полях?
-Сколько монет по 5 рублей?
-Какая монета перевёрнута? Как вы догадались? (сравнили по размеру)
-Сколько всего монет по одному рублю?
-Матрёшка стоит 4 рубля. Какими монетами можно заплатить за матрёшку?
-Как это сделать разными способами? (1+1+1+1,2+2,2+1+1)
-Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
-Сколько сдачи должен дать продавец?
(Если возникнут затруднения, вспомнить, какой монеты не хватает, показать монету)
-Сколько монет по 1 рублю составят 3 рубля? (3)
-Посмотрите, как число 5 обозначает на косточках домино.
-Какое время показывают часы?
(5 часов, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх)
Физкультминутка для снятия утомления с туловища.
(СанПиН)
1.И.п-стойка ноги врозь, руки за голову.
1- резко повернуть таз направо.
2- резко повернуть таз налево.
Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Работа в тетради на печатной основе.
1.Письмо цифры 5.
-На уроке нам придётся делать какие-то записи, поэтому давайте
подготовим свои тетради:
«Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
-Но прежде, чем работать в тетрадях, сделаем
-Но прежде, чем работать в тетрадях, сделаем
пальчиковую гимнастику:
-Ребята, сколько у вас рук?
-А как они называются? (правая рука и левая)
Поднимите правую руку, теперь левую.
-А вы знаете, что каждый пальчик имеет своё название? Перечислите их.
(мизинец, безымянный, средний, указательный, большой)
Мы ладонь согнём дугой,
Угол сделаем другой.
Надо вместе их сложить,
Цифру 5 изобразить.
( Дети сгибают правую ладонь образуя полукруг и левую ладонь образуя угол, затем левую ладонь приставляют сверху к правой ладони).
-Сейчас мы будем учиться писать цифру 5.
-Откройте тетради на С.13
Добрались до цифры 5,
Как её нам написать?
Вертикальный ставь штришок,
От него веди кружок,
Хвостик сверху небольшой
Цифра5 перед тобой!
Научись её писать
Чтоб пятёрки получать!
-Начинаем писать с середины верхней линии, ведём наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.
-Обведите цифру 5. Кто догадался, сколько цифр5 дальше нужно написать? (5)
-Какая закономерность в следующей строке?
(Цифры записаны сначала в прямом, а затем в обратном порядке)
-Посмотрите, сколько кругов нужно дорисовать к 2, чтобы получить 4? (2)
-Сколько кругов нужно дорисовать к 3, чтобы получить 5? (2)
-Какие фигуры нужно обвести? ( Треугольники и квадраты)
-Обведите цветы в клеточках.
Первичное закрепление.
1. Работа в парах.
-А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, другой – начиная с самого большого.
(Например: 1,4; 2,3;3,2;4,1 - 4,1; 3,2; 2,3; 1,4.)
2. Работа с учебником.
-В нашем саду живут насекомые, которые приносят пользу. Назовите их. Что вы знаете о пчеле? О божьей коровке?
( Сообщения о насекомых)
-Рассмотрите рисунки на С.35. Подберите к каждому из них подходящую запись.
1 вариант – к первому рисунку,
2 вариант – ко второму рисунку.
-Какая запись подходит к первому рисунку? Почему?
(3+1, Было 3 пчелы, 1 прилетела, пчёл стало 4)
-Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему?
(4-2, Было 4 жука, 2 улетели, жуков стало 2.)
3.Практическая работа.
-Прочитайте следующее задание. Как измерить полоску с помощью мерки?
(Соединить начало мерки и полоски, сосчитать количество мерок)
-Сколько мерок в зелёной полоске? (4)
-Измерьте синюю полоску. (3)
-Измерьте красную полоску. (5)
-Какая полоска самая длинная?
-Какая полоска самая короткая?
Учитель проверяет. Учит исправлять ошибки, если они есть. Отмечает успехи детей.
Контроль:
«Проверь себя» (Учебник С.35)
Учитель читает вопросы, ученики показывают ответы с помощью карточек с цифрами.
-К какому числу прибавили 1, если получили 5?
-Какое число меньше:5или3; 4 или 5?
-Проверьте, правильно ли составлены схемы?
Итог урока:
-Где мы с вами побывали?
-С каким числом мы сегодня познакомились? (5)
-Как можно получить это число? (4и1, 2и3, 3и2, 4и1)
-Кому понравилось, и было легко преодолевать все трудности – украсьте наш сад, рисуя в тетради яблоки. Красные яблоки, кто испытывал трудности, кому было тяжело – жёлтые, а кому не интересно было – зелёные яблоки.
Домашняя работа:
Повторить написание цифры 5.
Выучить состав числа 5.
Вспомнить считалки, в которых встречается число «5»
Заключение.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
-применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель ни проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Литература:
Будённая, И.О.Математика: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.О. Будённая, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговева - М. : СПб. : Просвещение, 2012. – 280с.
Волина, В.В. Праздник числа: «Занимательная математика для детей» [Текст] : учебное пособие / В.В. Волина. – М.: Знание, 1993.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская [и др.] / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Моро, М.И. Математика [Текст] : Учебник: 1 класс: В 2ч. / М.И. Моро, С.И Волкова, С.В Степанов / – М. : Просвещение, 2011. – Ч.1 – 128с.
Моро, М.И. Тетрадь по математике № 1 для 1 класса [Текст] : рабочая тетрадь/ М.И. Моро, С.И. Волкова / под ред. В. С. Кукушина. – М. : Просвещение, 2011. – Ч.1 – 48с.
Поурочные разработки по математике: 1 класс [Текст] : учебно - методическое пособие урока/ под общей ред. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко; – М. : Издательство «Вако», 2011. – 464с.