Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс ( 8вид)

МАТЕМАТИКА
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)
Программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).

Данная программа по математике для 3класса адаптированна для ученика с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития. Она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на базе основной общеобразовательной программы, которая реализует общеобразовательную программу индивидуального обучения с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей обучаемого, особенностей его эмоционально – волевой сферы. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
При формировании индивидуально тематического планирования учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК.
У Валеры недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. По математике осуществляет прямой и обратный счёт в пределах двадцати, может назвать соседей числа, последующее и предыдущее число. Таблицу сложения однозначных чисел в пределах десяти не знает. Выполняет сложение и вычитание чисел при помощи линейки или способом присчитывания и отсчитывания единиц. Умеет сравнивать два числа, пользуется знаками «больше» «меньше». Не умеет самостоятельно решать задачи, не понимает отношения больше-меньше. Задачи решает только с опорой на наглядность и только пересчетом. Самостоятельно составить решение задачи не может. Знает названия простых геометрических фигур. Может отличить отрезок от прямой и ломаной, но не может самостоятельно выполнить измерения отрезков. Валера принимает помощь учителя в виде наводящих вопросов. За период обучения математике показал хорошую динамику, но программу первого класса не усвоил, с программными требованиями не справляется.
Плотность учебной работы учащегося по основным предметам составляет 100%
Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающегося с ОВЗ.Применение на уроках литературного чтения коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:
Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.
Повышения уровня развития логического мышления.
Развитие наглядно-образного и логического мышления.
Развитие речи.
Развитие приемов учебной деятельности.
Развитие личностно-мотивационной сферы.
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения литературы и обязательным условием эффективности этого процесса.
Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.
Виды коррекционно-развивающих упражнений:
1. Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
«Узнай по контуру»
«Кусочки целого»
2.Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
«Запомни и нарисуй»
«Составь слово»
«Найди смысловые связи»
«Бессмысленные слова»
«Один лишний»
«Память на слова»
«Мысленные образы»
«Ассоциации»
«Раздели на группы»
Лабиринт
3.Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:
«Найди по алфавиту или слова-загадки»
«Номер буквы по алфавиту»
« Высокий, средний, низкий»
«Слова по алфавиту»

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(6 ч в неделю)

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (Ч). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 23 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель В.В. Эк. Москва, «Просвещение», 2002 год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по математике в 3 классе 8 вида


Тема
часы

1
Нумерация (повторение)



2
Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение)

13ч

3
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток

22ч

4
Умножение и деление

35ч

5
Деление на равные части
Деление по содержанию

19ч

6
Порядок арифметических действий



7
Повторение

16ч



204


всего 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 3 классе.
6 часов в неделю. Всего 204 часа.
Учебник: Эк Валентина Васильевна Математика: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.




Тема урока
Кол-во час.

Сроки
Геометрический материал

Повторение
Коррекционно - развивающие упражнения

Наглядность


I четверть – 54 часа.








Нумерация (повторение).






1
Сравнение чисел.
1


Расположение чисел в числовом ряду.
«Установи закономерность».
Отрезок числового ряда.

2
Предыдущее, последующее число.
1

Графический диктант.
Последующее и предыдущее число.
«Назови соседей числа».
Отрезок числового ряда.

3
Увеличение и уменьшение данного числа на единицу.
1

Прямая линия.
Присчитывание и отсчитывание.
Игра «Сколько нас без одного?»
Счётная лесенка.

4
Чётные и нечётные числа.
1

Кривые линии.
Чётные и нечётные числа.
Математическая эстафета.
Отрезок числового ряда.

5
Сложение и вычитание из числа двух единиц.
1

Замкнутая линия.
Название компонентов при сложении и вычитании.
«Сравнение пар примеров».
Опорные таблицы.

6
Место десятков и единиц в числе.
1

Луч.
Разрядные слагаемые.
«Вставь недостающее число».
Абак, счётные палочки.

7
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
1

Отрезок.
Разрядные слагаемые.
Игра «Не зевай».
Абак, счёты.

8-9
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
2

Меры для измерения отрезков.
Разрядные слагаемые.
«Что изменилось?»
Счёты, отрезок числового ряда.

10-11
Входная контрольная работа. Работа над ошибками.
2


Проверка знаний, полученных во втором классе.
«Найди закономерность».
Разноуровневые задания.


Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток (повторение).



12
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
1

Построение отрезков по заданной длине.
Состав изученных чисел.
Игра «Будь внимателен».
Отрезок числового ряда.

13
Число 0 как компонент сложения и вычитания.
1

Построение отрезков по заданной длине.
Нуль – особое число.
Игра «Самый наблюдательный».
Опорные таблицы.

14
Решение простых арифметических задач.
1

Построение отрезков по заданной длине.
Составные части задачи.
«Составь задачу по картинке».
Карточки с индивидуальными заданиями.

15
Удобные случаи сложения и вычитания чисел.
1

Точка. Проведение прямых через одну, две точки.
Компоненты при сложении чисел.
«Найди закономерность».
Опорные таблицы.

16
Дополнение до 10, 20 однозначных и двузначных чисел.
1

Измерение отрезков.
Состав чисел.
«Сравни пары примеров».
Счёты.

17
Меры времени.
1

Вычисление длин отрезков.
Сутки, неделя.
Игра «Что пропущено?»
Опорные таблицы.

18
Сложение и вычитание чисел с мерами времени.
1

Вычисление длин отрезков.
Дни недели.
«Когда это бывает?»
Сюжетные картинки.

19
Решение задач с мерами времени.
1

Угол. Виды углов.
Схемы задач.
«Поставь вопрос к задаче».
Опорные таблицы.

20
Определение времени по часам.
1

Классификация углов.
Части часов.
«Определи время по часам».
Модели часов.

21
Меры стоимости.
1

Вершины, стороны угла.
Монеты.
Игра «Выполни команду».
Монеты.

22
Арифметические действия с нулём.
1

Построение углов.
Названия линий.
Классификация линий.
Рисунок с разными линиями.

23
Меры для измерения отрезков.
1

Многоугольники.
Меры длины (см, дм).
«Дополни до 1 дм».
Таблица мер длины.

24
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
1

Вершины, стороны многоугольников.
Меры длины.
«Сравни меры длины».
Таблица мер длины.

25
Угол, элементы угла.
1


Названия углов.
«Раздели углы на группы».
Образцы углов.

26
Дополнение до десятка однозначных и двузначных чисел.
1

Построение многоугольников по заданным точкам.
Вершина.
«Построй фигуру по заданным точкам».
Образцы многоугольников.

27
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1

Построение многоугольников по заданным точкам.
Состав чисел.
«Вставь недостающее число».
Таблица сложения.

28
Решение простых арифметических задач.
1

Построение многоугольников по заданным точкам.
Составные части задачи.
«Поставь вопрос и реши задачу».
Таблицы краткой записи задач.

29-30
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток». Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.
«Составь примеры на вычитание десятка из заданных чисел».
Разноуровневые задания.


Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.




Сложение.







31
Дополнение до десятка однозначных чисел.
1


Состав однозначных чисел.
«Составь примеры по образцу».
Таблица сложения.

32
Разложение однозначных чисел на два числа.
1

Построение отрезков по заданной длине.
Состав однозначных чисел.
Задачи – смекалки.
Таблица сложения.

33-34
Прибавление числа 9.
2


Состав числа 9.
«Из скольких отрезков составлен рисунок?»
Рисунок.

35
Прибавление числа 8.
1

Сравнение отрезков.
Состав числа 8.
«Составь и реши задачи».
Таблицы краткой записи задач.

36
Прибавление числа 7.
1


Состав числа 7.
«Составь и реши задачи».
Таблицы краткой записи задач.

37-38
Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.
2

Виды углов.
Состав чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Игра «Не зевай, лови да отвечай».
Таблица сложения.

39
Таблица сложения в пределах 20.
1






40
Мера ёмкости – литр.
1

Построение заданных углов.
Назначение ёмкостей.
Игра «Кто самый внимательный».
Иллюстрации.

41
Мера массы – килограмм.
1


Меры стоимости, длины, времени.
Игра «Что изменилось?»
Предметные рисунки.

42
Решение задач и примеров с именованными числами.
1


Меры ёмкости и массы.
«Выбери математическое действие к рисунку».
Предметный рисунок.

43-44
Контрольная работа за I четверть. Работа над ошибками.
2

Построение заданных углов.
Проверка знаний полученных в первой четверти.

Разноуровневые задания.


Вычитание.







45
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
1


Разрядные слагаемые.
«Разложи число на два числа».
Абак.

46-47
Вычитание числа 9.
2

Построение заданных углов.
Состав числа 9.
«Составь задачи и реши их».
Таблицы краткой записи задач.

48
Вычитание числа 8.
1


Состав числа 8.
«Поставь вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие».
Таблица сложения.

49
Вычитание числа 7.
1


Состав числа 7.
«Составь обратные примеры».
Таблица сложения.

50-51
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
2

Построение заданных углов.
Состав чисел 6, 5, 4, 3, 2.
«Поставь вопрос и реши задачи».
Таблица сложения.

52
Присчитывание и отсчитывание по 2, 3, 4, 5.
1

Построение прямого угла через заданную вершину.
Компоненты при сложении и вычитании.
«Найди закономерность и продолжи ряд».
Таблица сложения.

53
Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
1

Прямой угол.
Угольник.
Игра «Торопись, да не ошибись».
Образцы угольников.

54
Построение разных видов углов.
1

Виды углов.
Многоугольники.
«Назови виды данных углов».
Карточки с индивидуальными заданиями.


IIчетверть - 42 часа.








Умножение и деление.







55
Сложение нескольких одинаковых слагаемых.
1

Построение отрезков меньше данного.
Компоненты при сложении.
«Сравни данные примеры».
Счётный материал.

56
Замена сложения одинаковых слагаемых умножением. Знак умножения.
1


Компоненты при сложении.
«Где можно, замени сложение умножением».
Счётный материал.

57
Запись и чтение действия умножения.
1


Компоненты при умножении.
«Замени сложение умножением».
Счётный материал.

58-59
Таблица умножения числа 2.
2

Построение отрезков больше данного.
Сложение слагаемых равных 2.
«Впиши в таблицу умножения пропущенные числа».
Счётный материал. Таблица умножения числа 2.

60
Деление на равные части. Знак деления (:).
1


Деление предметов поровну.
«Раздели данные предметы на равные части».
Счётный материал.

61-62
Таблица деления на 2.
2

Определение видов углов у многоугольников.
Деление предметов на равные части.
«Какие строчки таблицы деления на 2 пропущены?»
Таблица деления на 2.

63
Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 2.
1


Умножение и деление на 3.
«Чем похожи пары примеров?»
Таблица умножения и деления.

64-65
Таблица умножения числа 3.
2


Сложение равных слагаемых.
«Замени сложение умножением».
Счётный материал.

66-67
Таблица деления на 3.
2

Определение вершин, углов и сторон у многоугольников.
Деление предметов на равные части.
«Какие строчки таблицы деления пропущены?»
Счётный материал.

68
Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 3.
1


Умножение и деление на 3.
«По примеру на умножение составь пример на деление»
Таблица умножения и деления.

69-70
Таблица умножения числа 4.
2


Счёт по 4.
«Впиши пропущенные числа».
Таблица умножения числа 4.

71-72
Таблица деления на 4.
2

Определение вершин, углов и сторон у многоугольников
Деление предметов на равные части.
«Какие строчки таблицы деления пропущены?»
Счётные палочки.

73-74
Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 4.
2


Умножение и деление на 4.
Из каждых трёх чисел составь пример на умножение и деление.
Таблица умножения и деления.

75-76
Таблицы умножения чисел 5 и 6.
2

Определение вида данных углов.
Счёт по 5.
«Где можно, замени сложение умножением».
Таблица умножения чисел 5, 6.

77
Таблица деления на 5 и на 6.
1


Деление предметов на равные части.
«Впиши недостающие числа».
Таблица деления на 5 и 6.

78-79
Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 5 и 6.
2


Умножение и деление на 5 и 6.
«По примеру на умножение составь пример на деление».
Таблица умножения и деления.

80-81
Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6.
2

Построение отрезков, длина которых, больше 1 дм.
Умножение и деление.



82
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
1

Построение отрезков, длина которых, меньше 1 дм.
Структура задачи на вычисление стоимости товара.
«Дополни и реши задачи».
Таблица краткой записи задач.

83-84
Контрольная работа по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.
«Вставь пропущенные числа».
Разноуровневые задания.


Сотня.







85
Нумерация чисел в пределах 100.
1


Счёт десятками.
«Замени десятки на единицы».
Счётные палочки.

86
Получение ряда круглых десятков.
1

Ломаная и замкнутая линии.
Счёт десятками.
«Сравни числа».
Счёты.

87-88
Счёт по 10. Единица стоимости – рубль.
2


Круглые десятки.
«Напиши число большее на один десяток».
Счёты.

89-90
Контрольная работа за II четверть. Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.

Разноуровневые задания.

91-92
Понятие разряда. Составление чисел из десятков и единиц.
2

Луч, прямая, отрезок.
Разрядные слагаемые.
«Составь числа из десятков и единиц».
Разрядная таблица.

93
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
1


Разрядные слагаемые.
«Разложи числа на круглые десятки и единицы».
Разрядная таблица.

94
Присчитывание к двузначному числу по 1.
1


Числовой ряд 1 – 100.
«Напиши следующее число».
Счёты.

95-96
Отсчитывание от двузначного числа по 1.
2

Многоугольники.
Числовой ряд 1 – 100.
«Напиши предыдущее число».
Счёты.


III четверть – 60 часов.







97
Присчитывание и отсчитывание от двузначного числа по 2, по 3, по 4.
1


Числовой ряд от 1 – 100.
«Выполни присчитывание и отсчитывание на счётах».
Счёты.

98
Решение примеров и задач с действиями I и II ступени.
1


Таблица умножения и сложения.
Игра «Вставь недостающую фигуру».
Таблица умножения и сложения.

99
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
1

Окружность, круг.
Разрядные слагаемые.
«Сравни данные числа».
Разрядная таблица.

100
Решение задач и примеров.
1


Составные части задачи.
«Составь двузначные числа из трёх цифр».
Таблица умножения и сложения.

101
Числа чётные и нечётные. Счёт пятёрками.
1


Числовой ряд.
«Распредели данные числа на чётные и нечётные».
Разрядная таблица.

102-103
Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100». Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.

Разноуровневые задания.


Меры длины.







104-105
Единица (мера) длины – метр. Обозначение: 1м.
2

Построение отрезков по заданной длине.
Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
«Вставь пропущенные числа».
Линейки различной длины.


Меры времени.







106-107
Меры времени – 1 ч, 1 сут.
2


Соотношения: 1 сут. = 24 ч, 1 год = 12 мес.
«Сравни данные числа с 1 сут.»
Предметные рисунки.


Окружность, круг.







108-109
Окружность, круг.
2

Построение окружностей с заданными радиусами.
Окружность, круг.
«Чем отличаются окружности с центром в одной точке?»
Предметные рисунки.


Углы.







110
Углы.
1

Построение углов с помощью чертёжного угольника.
Прямой, острый и тупой углы.
«Определи виды углов».
Предметные рисунки.

111-112
Контрольная работа по теме «Именованные числа». Работа над ошибками.
2

«Начерти окружность, прямой угол».
Проверка знаний по изученной теме.
«Сравни суммы и остатки с 1дм, 1 м». Названия месяцев.
Разноуровневые задания.


Сложение и вычитание без перехода через десяток.





Сложение и вычитание круглых десятков.




113
Сложение и вычитание круглых десятков.
1


Счёт десятками.
«Замени десятки на единицы».
Счётные палочки.

114-115
Порядок действий в выражениях со скобками.
2


Счёт десятками.
«Сравни ответы в столбиках».
Счётные палочки.

116-117
Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании.
2

Окружность с заданным радиусом.
Названия компонентов при сложении и вычитании.
«Найди неизвестное число».
Счётный материал.

118
Составные арифметические задачи в два действия.
1

Сравнение окружностей по радиусам.
Краткая запись.
«Составь задачи по готовому решению».
Таблицы краткой записи задач.

119
Числа, получаемые при счёте двумя мерами (рублями и копейками).
1

Окружности с общим центром.
Соотношения 1 р. = 100 к.
«Дополни данные числа до рубля».
Монеты.

120-121
Решение задач и примеров на сложение и вычитание круглых десятков.
2


Порядок действий в выражениях со скобками.
«Составь с данными числами примеры на сложение и вычитание с ответом 70».
Счёты.


Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.



122-123
Сложение вида 60+4, 4+60 и соответствующие случаи вычитания.
2

Измерение радиуса окружностей.
Разрядные слагаемые.
«Распредели числа в два столбика».
Счёты.

124-125
Решение задач на сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.
2

Окружности с заданным радиусом.
Меры ёмкости и стоимости.
«Дополни и реши задачи».
Предметные рисунки.


Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.




126-127
Сложение вида 64+3, 3+64 и соответствующие случаи вычитания.
2

Построение углов с помощью чертёжного угольника.
Разрядные слагаемые.
«Выпиши полученные суммы от меньшего числа к большему».
Счётные палочки.

128-129
Решение задач на сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.
2


Вычисление стоимости.
«Составь и реши задачи».
Таблица умножения.


Сложение круглых десятков и двузначных чисел.




130
Сложение вида 57+40, 40+57.
1

Сравнение величин данных углов.
Порядок действий в выражениях со скобками.
«Математическая эстафета».
Счётные палочки.


Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.




131-132
Вычитание вида 57-40.
2


Разрядные слагаемые. Меры ёмкости и длины.
«Составь примеры по данному образцу».
Счёты.

133
Решение задач и примеров с именованными числами.
1

Определение видов углов у многоугольников.
Присчитывание, отсчитывание.
Занимательные задачи.
Таблица мер.

134-135
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание круглых десятков». Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.
«Какое число пропущено?»
Разноуровневые задания.


Сложение и вычитание двузначных чисел.




136-137
Сложение вида 42+25 и соответствующие случаи вычитания.
2


Разрядные слагаемые. Именованные числа.
«Математическая эстафета».
Таблица разрядов.

138-139
Решение составных задач на сложение и вычитание двузначных чисел.
2

Определение углов с помощью угольника.
Порядок действий в выражениях со скобками.
Занимательны задачи.
Таблица умножения и деления.

140
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
1


Разрядные слагаемые.
«Сравни числа. Сделай большее число равным меньшему».
Разрядная таблица.

141
Задачи с недостающими данными.
1

Построение окружности с заданным радиусом.
Счёт по 4, по 5.
«Дополни и реши задачи».



Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.


142-143
Сложение вида 38+2; 98+2.
2


Именованные числа.
Игра «вычислительная машина».
Разрядная таблица.


Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.



144-145
Сложение вида 38+42, 58+42.
2

Построение углов с помощью чертёжного угольника.
Именованные числа.
«Составь простые задачи по готовому решению».
Таблица мер.

146-147
Контрольная работа за III четверть. Работа над ошибками.
2


Проверка знаний полученных в четверти.

Разноуровневые задания.


Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.



148-149
Вычитание вида 40-6, 90-37, 100-7, 100-67.
2


Разрядные слагаемые.
«Дополни и реши задачи».
Счёты, счётные палочки.

150
Решение задач и примеров с мерами длины и стоимости.
1

Построение отрезков по заданной длине.
Меры длины и стоимости.
«Составь и реши задачи».
Таблица мер.

151-152
Дополнение двузначного числа однозначным до круглых десятков.
2

Сравнение отрезков по длине.
Разрядные слагаемые. Счёт по 3, 4, 5.
«Сделай большее число равным меньшему».
Разрядная таблица.

153
Сложение вида 24+6, 22+78 и соответствующие случаи вычитания.
1


Разрядные слагаемые.
«Составь из данных чисел примеры».
Счётный материал.

154
Решение примеров и задач на все случаи сложения и вычитания.
1


Меры ёмкости и длины.
«Исправь ошибки в примерах».
Таблица мер.

155-156
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел». Работа над ошибками.
2


Проверка знаний по изученной теме.

Разноуровневые задания.


IV четверть – 48 часов.








Числа, полученные при счёте и при измерении.




157
Единицы (меры) стоимости.
1


Меры стоимости.
«Сравни данные числа».
Таблица мер стоимости.

158-159
Единицы (меры) длины.
2

Измерение отрезков.
Меры длины.
«Сравни длину отрезков».
Таблица мер длины.

160-161
Единицы (меры) времени.
2


Час, год, месяц.
Определение времени по часам.
Таблица мер времени.

162-163
Контрольная работа по теме «Числа, полученные при счёте и измерении». Работа над ошибками.
2

Измерение отрезков.
Проверка знаний по изученной теме.
«Вставь недостающее число».
Разноуровневые задания.


Деление на равные части. Деление по содержанию.




164-165
Деление на две равные части. Деление по 2.
2

Измерение длины и ширины данного прямоугольника.
Деление на равные части. Деление по содержанию.
«Составь задачи по готовому решению».
Счётные палочки.

166
Деление на три равные части. Деление по 3.
1


Таблица умножения и деления.
«Составь задачи по готовому решению».
Счётный материал.

167
Деление на 4 равные части. Деление по 4.
1


Таблица умножения и деления.
«Дополни и реши задачи».
Счётный материал.

168
Деление на 5 равных частей. Деление по 5.
1


Таблица умножения и деления.
«составь задачи по готовому решению».
Счётный материал.

169-170
Решение простых арифметических задач на деление на равные части и по содержанию.
2

Измерение длин сторон квадрата.
Таблица умножения и деления.
«Определи вид деления».
Счётный материал.

171-172
Контрольная работа по теме «Деление на равные части. Деление по содержанию».
2


Проверка знаний по изученной теме.

Разноуровневые задания.

173-174
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания.
2

Измерение и сравнение заданных отрезков.
Структура задачи.
«Дополни задачи и реши».
Карточки с индивидуальными заданиями.

175
Решение примеров в 2-3 арифметических действия.
1


Порядок действия в выражениях со скобками.
«Сравни примеры каждого столбика».
Таблица умножения и деления.

176
Решение составных арифметических задач.
1


Структура задачи.
«Составь и реши задачи».
Таблицы краткой записи задач.

177
Дополнение двузначного числа однозначным до круглых десятков и обратные действия с числами.
1

Измерение и сравнение заданных отрезков.
Присчитывание, отсчитывание. Разрядные слагаемые.
«Вставь пропущенное число».
Разрядная таблица.

178-179
Решение задач и примеров с действиями умножения и деления.
2


Деление на равные части и по содержанию.
«Сравни задачи. Определи вид деления».
Карточки с индивидуальными заданиями.

180-181
Решение задач и примеров с именованными числами.
2


Именованные числа.
«Сравни примеры в столбиках».
Таблица мер.

182-183
Составление и решение задач по краткой записи и рисунку.
2


Краткая запись.
«Составь и реши задачи».
Предметные рисунки.


Взаимное положение геометрических фигур на плоскости.




184-185
Пересечение линий. Точка пересечения.
2

Пересекающиеся геометрические фигуры.
Геометрические фигуры.
«Как располагаются геометрические фигуры относительно друг друга».
Рисунки с геометрическими фигурами.

186-187
Контрольная работа по теме «Решение задач и примеров». Работа над ошибками.
2

Пересекающиеся прямые, точка пересечения.
Проверка знаний по изученной теме.

Разноуровневые задания.


Порядок арифметических действий.





188-189
Скобки. Действия I и II ступени.
2

Виды углов.
Действий первой и второй ступени.
«Расставь в примерах порядок действий».
Иллюстрации.

190
Решение примеров на все виды действий.
1


Действия первой и второй ступени.
«Вставь недостающее число».
Иллюстрации.

191
Решение задач и примеров с именованными числами.
1

Образование углов при пересечении прямыми линиями.
Именованные числа.
«При измерении какими мерами получены данные числа?»
Таблица мер.

192
Решение задач и примеров с мерами времени.
1


Меры времени.
«Сравни полученные результаты с 1 ч.»
Меры времени.

193
Решение задач на вычисление стоимости.
1

Построение отрезков заданной длины.
Цена, количество, стоимость.
«Составь и реши задачи».
Карточки с индивидуальными заданиями.

194-195
Решение примеров с недостающими данными.
2

Окружность, радиус.
Действия первой и второй ступеней.
«Вставь недостающее число».
Таблица умножения и деления.

196
Календарь. Порядок месяцев.
1


Названия месяцев. Меры времени.
«Правильно расставь названия месяцев».
Календарь, иллюстрации.

197-198
Контрольная работа за год. Работа над ошибками.
2


Проверка знаний полученных в третьем классе.

Разноуровневые задания.


Повторение.







199
Числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке.
1

Построение окружности с заданным радиусом.
Нумерация чисел в пределах 100.
«Вставь пропущенное число».
Разрядная таблица.

200
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
1

Определи виды углов с помощью угольника.
Разрядные слагаемые.
«Составь задачи, которые решаются одним действием».
Разрядная таблица.

201
Решение составных задач.
1

Многоугольники.
Структура задачи.
«Составь и реши задачи».
Карточки с индивидуальными заданиями.

202
Решение примеров и задач на все виды действий.
1

Прямоугольник.
Сложение, вычитание, умножение, деление.
«Вставь недостающее число».
Карточки с индивидуальными заданиями.

203
Порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия.
1

Определение видов углов многоугольника.
Действия первой и второй ступени.
«Расставь в примерах порядок действий».
Опорные таблицы.

204
Решение задач и примеров с именованными числами.
1

Квадрат.
Единицы измерения, соотношения изученных мер.
«Определи названия мер».
Таблица мер.

















 14 "$&(*,.0
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·в 14 $&*,.0ъђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915