Рабочая программа по труду 3класс 8вид
Рабочая программа по трудовому обучению
для 3 класса (обучение на дому)
2016 г.
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Умения обучающихся 1 класса к концу1четверти
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.
Умения обучающихся 1 класса к концу 2 четверти
· Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
· Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
Умения обучающихся 1 класса к концу 3 четверти
· Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
· Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой маленький, широкий узкий, длинный короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Умения обучающихся 1 класса к концу 4 четверти
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Умения обучающихся 2 класса к концу 1 четверти·
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение указать положение ближе дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий низкий, широкий узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: впереди сзади, справа слева, рядом.
Умения обучающихся 2 класса к концу 2 четверти
· Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных (объемные елочные украшения) частично с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Умение осуществлять контроль действий в ходе работы частично с помощью учителя.
· Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: больше меньше, выше ниже, шире уже, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: около, между, сверху снизу.
Умения обучающихся 2 класса к концу 3 четверти
Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий самостоятельно. Выполнение первого изделия нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Пространственная ориентировка: закрепление умений, слов и фраз, указанных во второй четверти.
Умения обучающихся 2 класса к концу 4 четверти
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий короче, длинный длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко далеко.
Умения обучающихся 3 класса к концу 1 четверти
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Умения обучающихся 3 класса к концу 2 четверти
· Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
· Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 12 классов.
Умения обучающихся 3 класса к концу 3 четверти
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Умения обучающихся 3 класса к концу 4 четверти
Общетрудовые умения.
1.Умение ориентироваться в задании.
Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.
2.Умение планировать ход работы.
Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.
3.Умение контролировать свою работу.
Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие.
Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения.
1)Организационные умения.
Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.
2)Двигательные трудовые умения.
Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции.
3)Пространственная ориентировка.
Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, слова и фразы, усвоенные в 1 и 2 классах.
Содержание учебного предмета
В третьем классе учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида решаются в процессе следующих видов работы:
Работа с природными материалами;
Работа с бумагой и картоном;
Работа с текстильными материалами;
Работа с древесиной;
Работа с проволокой;
Работа с металлоконструктором.
Работа с природными материалами. Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалов (сухие листья, трава, цветы, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объемных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей).
Объекты труда: аппликация из листьев «Птица», аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки», объемные изделия «Птица», «Паук» и др.
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати и письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага), расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).
Объекты труда: аппликации, елочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник), рамка для фотографии, открытые коробки и др.
Работа с текстильными материалами. Знания и умения детей по данному виду труда углубляются за счет включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек (строчки прямого и косого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.
Объекты труда: игольники, закладки, прихватки.
Работа с древесиной. Содержание нового для третьеклассников вида работы направлено на ознакомление их с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка), ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Объекты труда: опорный колышек для цветов, аппликации из опилок.
Работа с проволокой. Содержание нового для школьников вида работы состоит в ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволяют сформировать у детей представление о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая) и приемах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Объекты труда: паук, буквы.
Работа с металлоконструктором. Содержание нового для третьеклассников вида работы подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на ознакомление их с профессией слесаря. Работая с набором «Металлический конструктор», школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству отверстий, соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек пальцами и инструментами).
Объекты труда: треугольник и квадрат из деталей металлоконструктора.
Содержание учебного материала в третьем классе включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность учащихся, направленные на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности учащихся. Анализ образца изделия школьникам предлагается провести самостоятельно, поскольку они обучались этому с первого класса.
Тематический план разделов учебного курса
Трудовое обучение 3 класс(34ч.)
№п/п
Учебный раздел
Кол-во часов
1
Вводный урок.
1
2
Работа с природными материалами.
3
3
Работа с бумагой и картоном.
13
4
Работа с проволокой.
3
5
Работа с металлоконструктором.
3
6
Работа с текстильными материалами.
10
7
Работа с древесиной.
1
ИТОГО:
34 ч
Тематическое планирование
Номер урока
Название разделов и тем
Планируемая
дата
проведения
Фактическая
дата
проведения
Примечание
1
Вводный урок.
06.09
2
Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица».
13.09
3
Работа с природными материалами. Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха «Воробьи на ветках».
20.09
4
Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медведь».
27.09
5
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона полосками бумаги. Изделие «Картина на окантованном картоне».
04.10
6
Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. Изделия: «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол».
18.10
7
Работа с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки «Паук».
25.10
8
Работа с природными материалами. Изготовление объемных изделий «Птица из пластилина и сухой травы».
01.11
9
Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе. Изделие «Две планки, соединенные винтом и гайкой».
08.11
10, 11
Работа с металлоконструктором. Изделия: «Треугольник», «Квадрат».
15.11
22.11
12
Работа с проволокой. Изделие «Буквы Л, С, О, В из проволоки».
29.11
13
Работа с бумагой и картоном. Изготовление изделия из бумажных полос «Складная гирлянда».
06.12
14
Работа с бумагой и картоном. Изготовление изделия «Цепочка из бумажных колец».
13.12
15
Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальной полумаски.
20.12
16
Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавального головного убора «Каркасная шапочка».
27.12
17
Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавального головного убора «Карнавальный кокошник».
17.01
18
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. Изделие «Складная доска для игры».
24.01
19
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. Изделие «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка».
31.01
20
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. Изделие «Образцы, сшитые строчкой косого стежка».
07.02
21, 22
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. Изделие «Закладка из фотопленки»
14.02
21.02
23
Работа с древесиной. Аппликация из древесных опилок «Собака».
28.02
24, 25
Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия «Прихватка» строчкой косого стежка.
07.03
14.03
26
Работа с бумагой и картоном. Объемное изделие из картона «Коробка, склеенная с помощью клапанов».
21.03
27
Работа с бумагой и картоном. Объемное изделие из картона «Коробка, с бортами, соединенными встык».
04.04
28
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. Изделие «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в два приема».
11.04
29
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. Изделие «Образец, прошитый строчкой косого стежка в два приема».
18.04
30, 31
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. Изделие «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка».
25.04
02.05
32
Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемной игрушки на основе геометрических тел. Изделие «Матрешка из конусов».
16.05
33, 34
Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемной игрушки на основе геометрических тел. Изделие «Собака из цилиндров».
23.05
30.05
15