ПРОГРАММА элективного курса «Стилевые направления современной музыки» 9 класс
РАССМОТРЕНО
на заседании экспертного совета Борисоглебского городского округа
Протокол №
от 2015 г.
Председатель:
ПРИНЯТО
решением НМС
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Протокол №
от 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ БГО
«Борисоглебская гимназия №1»
Е.О. Агаева
Приказ №
от
ПРОГРАММА
элективного курса
«Стилевые направления современной музыки»
9 класс
(Предпрофильная подготовка)
Составитель:
учитель музыки
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Крицкая С. В.
Борисоглебский городской округ
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
В программе элективного курса «Стилевые направления современной музыки» учитываются основные идеи и положения основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1».
Программа элективного курса «Стилевые направления современной музыки» основана на авторской концепции, согласно которой рассматриваются основные музыкальные тенденции современного общества, что необходимо учитывать в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс разработан для обучающихся 9 класса и рассчитан на 8 часов. Данный курс расширяет, углубляет и систематизирует знания обучающихся, полученные в 5 – 7-х классах по основным разделам учебного предмета «Искусство (Музыка)».
Элективный курс имеет интегрированный характер, включает в себя сведения о разных течениях современного музыкального искусства.
В основу содержания элективного курса положена история мировой музыки конца XX – начала XXI века.
Цель элективного курса – развитие опыта эмоционально-целостного отношения обучающихся к современной музыке как социально- культурной форме освоения мира.
Задачи элективного курса:
уметь увидеть современную музыку как часть всеобщей русской и мировой культуры;
развить навыки глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности современного музыкального искусства;
формировать мышления, где музыка является необходимой составляющей художественного видения жизни;
раскрыть происхождение современных направлений музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире;
раскрыть сложный, порой противоречивый, внутренний мир человека через музыкальное искусство;
развить способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное.
Основные функции курса
Элективный курс дополняет и расширяет содержание предметной области «Искусство» и направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний и предметной областью «Искусство».
Новизна программы
Заключается в эвристической направленности на формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся как части культуры духовной, приобщении школьников к миру музыки, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение музыкального опыта современности.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс «Стилевые направления современной музыки» объединяет в единую образовательную структуру практическую исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений современной музыки. Элективный курс «Стилевые направления современной музыки» имеет поисково-исследовательский характер. Содержание элективного курса учитывает возрастание роли аудиовизуального образа как средства познания и коммуникации в условиях современности.
Программа элективного курса «Стилевые направления современной музыки» в 9 классе создана в соответствии Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические исследовательские задания, художественно-эстетическое восприятие произведений современной музыки и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Место элективного курса «Стилевые направления современной музыки» в учебном плане МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1».
Элективный курс реализуется за счет часов компонента образовательного учреждения.
На изучение элективного курса отводится 1 ч. в неделю. Поскольку программа рассчитана на 8 часов, целесообразно изучать элективный курс в 4 четверти.
Примерное календарно-тематическое планирование
№ ур
Кол ч
Тема урока
Формы и методы обучения
Форма контроля
1
1
Введение. Цели и задачи элективного курса.
Народная музыка. Народная музыка в современной обработке. Этно-поп и фолк-поп - современное звучание и народные традиции.
Знакомство обучающихся с программой курса. Рекомендации учителя. Исследование текстов, нахождение в них сведений по темам.
Выбор тем для исследования. Выводы на основе практической работы.
2
1
Джаз. Современное звучание и музыкальные традиции. Слияние жанров популярной, электронной и джазовой музыки.
Презентация «Джаз» Работа со словарём.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы. Повторение терминов.
3
1
Блюз. Ритмические особенности. Великие исполнители современ
·ности.
Практикум по теме.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы. Повторение основных сведений.
4
1
Рок-н-ролл. История и современность – от Элвиса Пресли и Чака Берри до наших дней.
Исследование по теме.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы
5
1
Рок-музыка. История возникновения. Великие рок-музыканты мира. Дискография.
Исследование по теме. Работа со словарём.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы. Повторение терминов.
6
1
.Электронная музыка. Музыка и компьютер. Программное обеспечение. Современные стили электронной музыки.
Исследование по теме.
Работа со словарём.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы.
7
1
Хип-хоп. История возникновения. Стилевые направления хип=хопа. Известные исполнители.
Презентация на тему.
Работа со словарём.
Обобщение темы. Выводы на основе практической работы Повторение терминов.
8
1
Итоговый контроль. Защита проектов.
Анализ представленных проектов.
Защита проектов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса обучающиеся должны:
овладеть искусствоведческими знаниями: самостоятельно определить тему для изучения, выделить основную цель, выстроить логику рассуждения, сделать выводы; использовать анализ темы и произведения искусства;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного отображения в современной музыке;
называть имена выдающихся исполнителей, поэтов. композиторов и произведения искусства в жанрах рок, хип-хоп, джаз и т. д. в мировой и отечественной современной музыке;
понимать особенности и разновидности стилевых напрвлений современной музыки;
активно воспринимать произведения современного музыкального искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия;
уметь пользоваться различными словарями и музыкальными справочниками.
Принципы отбора материала: 1. Доступность. Степень сложности материала определяется уровнем овладения учащимися основ предмета «Искусство» и способностью использовать искусство как средство познания мира. 2. Преемственность. Материал является продолжением изученного на уроках музыки, логично вырастает из всех материалов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы. 3. Аутентичность. Учащиеся работают с текстами и произведениями русских и зарубежных авторов. 4. Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с развитием современного музыкального искусства, с изменениями в современном музыкальном искусстве, для формирования мировоззрения, совершенствования практической исследовательской деятельности, художественно-эстетического восприятия современной музыки и окружающей действительностиМетоды, ориентированные на новые педагогические технологии:
Проектный (выполнение проектов).
Метод сотрудничества (подготовка проектов).
Проблемный (поиск путей подготовки проектов).
Метод самооценки (проект).
Зачетный (контроль знаний).
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Предполагаемый конечный продукт – проект (тема по выбору) обучающегося.
Формы контроля за уровнем достижений обучающихся.Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оценивается по последнему продуктивному заданию, которым завершается практическая ступень элективного курса в виде творческого проекта (тема на выбор).
Форма оценивания для учащихся – зачёт, для чего необходимо участие в создании проекта и его защита.
Оценивание в виде – «зачёт» «незачёт» происходит в соответствии со следующими критериями:
Подбор информации
Подбор иллюстративных средств
Изложение с точки зрения музыковеда
Оформление творческого проекта
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание элективного курса «Стилевые направления современной музыки» в основной школе построено по принципу углубленного изучения современной музыки.
Народная музыка. Народная музыка в современной обработке. Этно-поп и фолк-поп - современное звучание и народные традиции.
Джаз. Современное звучание и музыкальные традиции. Слияние жанров популярной, электронной и джазовой музыки
Блюз. Ритмические особенности. Великие исполнители современности.
Рок-н-ролл. История и современность – от Элвиса Пресли и Чака Берри до наших дней.
Рок-музыка. История возникновения. Великие рок-музыканты мира. Дискография.
Электронная музыка. Музыка и компьютер. Программное обеспечение. Современные стили электронной музыки.
Хип-хоп. История возникновения. Стилевые направления хип=хопа. Известные исполнители.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
*Программа по предмету «Искусство. 8-9 классы» для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение 2016
*Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных школ. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, 4-ое издание, переработанное. Москва. Просвещение 2014
Техническое обеспечение
Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки
Мультимедийные программы
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3. Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
Вся музыка (Справочное издание). М., 2002
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1987
Каракова С.Ю. Элвис Пресли. . Л, 1999
Манакова Н.Я. Рок то А до Я. М., 1988
Новые имена джаза и блюза. Российско-американский семинар, 1–11 марта 1996 г. СПб, 1996
От рока до русского рока. Сборник статей. – М: «Лира»,2002
Современные звуки музыки. – СПб.: «Литера», 2013
Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: «Просвещение», 1987.
15