Статья АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗОВ АНТОНИО ГАУДИ


М. Е Романюк, Д. М Истамгулова
 ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», Челябинск
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗОВ АНТОНИО ГАУДИ
Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе нам часто приходится быть не теми, кем мы являемся на самом деле – например, на работе или в учебном заведении. Мы делаем то, что от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении необходимо удовлетворять. Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражение посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа, и это чистая правда. Когда надеваете «свою» вещь, в соответствии со своим мироощущением, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите, это дает вам крылья, чтобы подняться над массой одинаковых людей, выделить себя из толпы, прочувствовать свою индивидуальность.
Дизайнер, как и любой другой профессионал своего дела, должен уметь хорошо делать свою работу: удивлять, очаровывать, интриговать – и в то же время не забывать о законах композиции, выразительных средствах, пластике, колорите. Однако миф о том, что хорошие работы зависят от вдохновения, испортил жизнь уже не одному поколению дизайнеров.
Вдохновение – необходимая составляющая для каждого дела, будь то обычная работа или попытка, создать шедевр искусства. С вдохновением работается намного эффективнее, проще и результат получается положительным. К сожалению, для творческих профессий иногда возникают ситуации, когда муза покидает, но выполнить то или иное задание просто необходимо. В такие моменты нужно попытаться отыскать и возродить вдохновение соответствующими способами. Для кого-то полезной может оказаться часовая прогулка на свежем воздухе, кто-то предпочитает просмотр фильма, чтение книги или интересных блогов, но, для направления дизайна, вдохновение чаще всего можно отыскать в работах других художников, архитекторов, иллюстраторов.
Идеи достаточно редко бывают абсолютно новыми: дизайнеры творят, преобразовывая окружающий мир. Для дизайнера одежды источником вдохновения может служить любое явление. Идеи не появляются по волшебству, они являются результатом систематической переработки средовых образов, понятий, явлений. Частой ошибкой дизайнеров-новичков является создание серии разрозненных моделей, не объединенных единым стилевым решением и не имеющих конкретного источника вдохновения. Мода представляет собой трехмерное структурное искусство, и хотя ничто не устаревает так стремительно как мода, обращение за идеями к прошлому, к устоявшемуся, традиционному часто дает прекрасный результат. Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания. Личностный подход к той или иной идее сделает дизайн актуальным.
У каждого источника вдохновения есть свои характерные признаки, которые служат основой в создании художественного образа. Принципы анализа и переработки таких источников при создании коллекции одинаковы в своем выражении и отличаются лишь незначительными нюансами, связанными с индивидуальными особенностями каждой конкретной формы.
По словам Андросовой Элины Михайловны, «путь трансформации творческого источника в конкретную форму костюма представляет собой ряд последовательных этапов, шаг за шагом подводящих художника к реализации своей цели». В данной статье мы остановимся на первом этапе работы – исследовательском. На котором происходит изучение источника творчества посредством визуального наблюдения. Выполняются зарисовки источника, которые носят натуралистический характер. Производится анализ формы, пропорций, пластики источника, фактуры его поверхности и колористического решения.
Предлагаем вглядеться в творчество оригинального и загадочного испанского архитектора Антонио Гауди – яркого представителя стиля «ар нуво». Интересные, будящие мысль и воображение работы этого художника, наделенного безошибочным чувством формы, цвета, имеющего опыт живописца и скульптора одновременно, стали неисчерпаемым источником вдохновения для разработки авторской коллекции аксессуаров.
Влияние застывших в камне художественных образов архитектуры на стиль, характер костюма во все времена было очень велико. Немало современных молодых, но уже завоевавших известность дизайнеров говорят о том, что зачастую черпают творческое вдохновение в архитектуре, в последнее время особенно в архитектуре стиля «ар нуво». Модерн (от фр. Modern - современный), ар-нуво (фр. Art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil – «молодой стиль») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX века. Его отличительными особенностями являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Эти проекты получают признание и в процессе, и у поклонников искусства костюма.
Можно начать с тех ассоциаций, которые возникают при взгляде на внутреннее убранство интерьера или наружный «покров» здания:
19792956231255Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 - постройка в усадьбе Гуэль
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 - постройка в усадьбе Гуэль
Характер кладки, орнаментальный убор, созданный выдающимся художником. Один из таких мотивов – геометрический узор декоративной «мантии» - наружное декоративное решение постройки в усадьбе Гуэль (рис. 1). Его круги и квадраты прекрасно подойдут в качестве декоративного рисунка для шарфа, шали или джемпера. Такую модель можно целиком связать на спицах или выполнить отдельные элементы крючком и сшить затем их вместе. В этом случае джемпер будет конструктивно представлять собой изделие свободного прямого силуэтас прямоугольной проймой и соответствующим окатом рукава.
Прямое заимствование узора, сочиненного мастером, можно назвать цитированием. Этот прием открывает новые возможности для любителей живописного пэчворка, подсказывает способы обновления некогда любимых, но морально устаревших вещей. С помощью незначительной доработки, неожиданной декоративной детали в нашем гардеробе зачастую появляются очень эффектные модели.
В своих творениях мастер нередко открывает для нас красоту кирпичной кладки, используя ее декоративные свойства (рис.2). Воспринятое как художественное открытие, это новое впечатление становится поводом к появлению оригинальной вещи.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 - дом ВисенсаВпечатления от мягкой ритмики элементов аркады в парке Гуэль может быть воссоздано дизайнером в форме многослойного, в духе современных модных тенденций в костюме, намеренно укрепляющих верхнюю часть стройной женской фигуры (рис. 3).
righttopРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 - прогулочная аллея в парке Гуэля
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 - прогулочная аллея в парке Гуэля
Впечатляющее масштабное пластическое видение Гауди позволяло в возведенных им ансамблях чистой конструкции незаметно переходить в скульптурные формы. Из характерных образцов, иллюстрирующих данный тезис, можно взять две башни: над кровлей дома Батло и над павильоном у входа в парк Гуэль. В первом случае в мягко раскрывающейся скульптурной форме башенной главки, словно вылепленной вручную, архитектор как будто предугадывает моду на платья с пышным подбором, возникавшую не раз в XX столетии и вернувшуюся сегодня. Этот образ навевает тему маленького коктейльного платья, форма которого практически уподоблена образу, созданному архитектором.
Рисунки на яркой керамической плитке, сочные солнечные мозаики, украшающие строение Гауди, удивительные по красоте и форме витражные композиции из цветных стекол могут стать бесценным материалом для поиска декоративных акцентов в костюме, образцом для создания стильного украшения, послужить ключом к фактурно - колористической гамме коллекции (рис. 4, 5).

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 - Парк Гуэля. Зал ста колоннРисунок 5 - фрагмент мозаичногоубранства парковых скамей в парке Гуэль
-1816103061970Рисунок 6 - Дом Батло, фрагмент бельэтажа
Рисунок 6 - Дом Батло, фрагмент бельэтажа
-18478570231000Пристрастие Гауди к природным формам особенно чувствуется в архитектуре дома Батло (рис. 6,7) и не имеющего аналогов дома Мила (рис. 8).
3111592710Рисунок 7 - Дом Батло, 1904-1906
Рисунок 7 - Дом Батло, 1904-1906

Дом Батло выстроен без граней и углов, стены его слегка изогнуты и представляются мягкими и податливыми, а по характеру декора кажутся, словно покрытыми рыбьей чешуей. Изгибающийся пористый фасад дома Мила напоминает волнистую кромку песчаного берега, оставляемую набегающей морской волной. Натуральный камень, из которого созданы эти оригинальные архитектурные сооружения, обработан так, что возникает ощущение скульптурной формы, вылепленной вручную. Мягкие волны образные изгибы, органические наросты и наплывы, овальные пустоты – все эти архитектурные элементы, несмотря на кажущуюся стихийность, наделены ясностью и имеют строго выверенную форму.

Рисунок 8 - Дом Мила, 1906-1910
40468553531235Рисунок 9 - Искупительный храм Святого Семейства
0Рисунок 9 - Искупительный храм Святого Семейства
Изучая творчество Антонио Гауди, мы столкнулись с проблемой выбора творческого источника. Огромное количество декоративных элементов, соединенных с архитектурными и конструктивными деталями ввело нас в замешательство. Все строения испанского архитектора вызывают восторг, но самый смелый его проект это храм Святого Семейства, ведь от церковных канонов остались лишь общие очертания. Собор Саграда Фамилия можно считать самым необычным христианским храмом Европы, и даже всего мира. Именно он ляжет в основу создания авторской коллекции аксессуаров.
Стоит эта поистине уникальная церковь почти в центре Барселоны, и уникален не только её внешний облик, но и вся история, хотя она продолжается до сих пор.
Собор Святого Семейства это воплощение природных форм. Творение великого архитектора похоже на замок из песка. Передавая живую силу природы, Антонио Гауди создавал свои творения похожими на облака и деревья, воду и солнечный свет, ветер и огонь.
Храм это каменная книга, рассказывающая всем об Иисусе Христе, о его жизни на Земле, Крёстной смерти и Воскресении.
Несмотря на то, что конструктивные и архитектурные детали составляют главное достоинство этого сооружения, именно украшения, скульптурные элементы привлекают внимание в первую очередь и являются не просто декоративными компонентами, а несут определенный символические смысл, имевший для Гауди особое значение. Фасад покрыт скульптурными изображениями людей, животных и растений. И все они имеют свое символическое значение. Каждый столп, каждая колокольня посвящены апостолам, двери внутреннего портика - аллегориям заповедей, в то время как базы колонн - грехам, а капители - добродетелям и т. д.
Колокола в высоких башнях, выполняющих роль колоколен, должны раскачивать ветер – поэтому мастер спроектировал целую систему отверстий в их стенах. Центральная башня собора, увенчанная крестом, символизирует самого Спасителя
.
Рисунок 10 – Окна, украшающие собор Святого Семейства
Восточный фасад, фасад Рождества, западный носит имя Страстей, а Северный – фасад Славы. Это не случайно: солнце, всходящее с востока, должно всегда освещать Рождество Спасителя, а вот кроваво-красные лучи заката должны падать на фасад Страстей, устроенный на западной стороне.
Внутреннее убранство не менее удивительно и потрясающе своими размерами, чем внешнее. Колонны, поддерживающие свод храма, тоже не похожи ни на какие другие: когда смотришь снизу, кажется, что ты находишься в фантастическом лесу с невиданными деревьями, кроны которых сходятся над головой, образуя сказочный шатёр. Гауди так и хотел: чтобы храм внутри был подобен лесу, над которым раскинулось звёздное небо – эффект мягкого звёздного света обеспечивают расположенные на разной высоте окна различной формы.
Фасад Рождества – единственный, построенный при жизни Гауди. Из трёх порталов центральный украшен светлыми сюжетами любви и благодати, изображающими Благовещение Марии и Рождество Иисуса; портал Веры повествует об избиении младенцев и бегстве евреев в Египет; левый портал – Надежды, тоже украшен изображениями значимых библейских сюжетов. Всё остальное так и осталось на бумаге, в виде моделей или даже в голове великого архитектора – об этом уже никому не узнать.
Собор Саграда Фамилия будет продолжать и дальше поражать воображение людей, и может стать самым удивительным и, если так можно сказать, самым пронзительным христианским храмом во всём мире, хотя он и сегодня достроен не до конца – завершение строительства планируется только к концу 20-х годов текущего столетия.
Список литературы:
1.http://improve-me.ru/2707 - Способы самовыражения человека
3.Официальный сайт церкви Святого Семейства http://www.sagradafamilia.cat/index.php
4.Статьи по истории строительства и архитектуре Саграда Фамилия на русском сайте о Гауди http://gaudi-barselona.ru/index/
5.Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский дом «Медиа - Принт», 2004.
6. Цербсгп Р. Антонио Гауди: Жизнь в архитектуре. М.: Арт-Родник
7. Хенсберген Ван Г. Гауди - тореадор искусства. М.: ЭКСМО-Пресс