Разработка урока по психологии 6 класс на тему: Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания

Конспект урока по психологии 6 класс
Тема урока: «Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания».
Организационная форма занятия: занятие проводится в классной аудитории.
Тип занятия: объяснение нового материала.
План занятия: этапы занятия включали в себя: организационный момент; постановку целей и задач занятия; основной этап и итог занятия.
Цель урока:
показать взаимосвязи психических процессов и понимания;
объяснить сущность понятий « Стереотипы понимания», «Эталоны понимания»;
План урока.
I. Приветствие – 2 минуты.
II. Изложение нового материала – 40 минут.
Психические процессы и понимание других людей.
Стереотипы понимания
Эталоны понимания.
III.. Закрепление полученного материала, выводы, ответы на вопросы – 3 минуты.
Психические процессы и понимание других людей.
Давайте вспомним психические процессы
ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание и речь, чувства ,воля.
**Человек познает других людей при помощи следующих психических процессов:
Наблюдательность – помогает различать изменения в поведении, мимике, жестах, выражении лица.
Воображение – позволяет представить себя на месте другого человека, увидеть ситуацию его глазами.
Мышление - анализируя результаты своих наблюдений за человеком, сравнивая их с собственным жизненным опытом, рассуждая о причинах его поступков, мы лучше понимаем человека.
Дела и поступки человека вызывают у других людей самые разнообразные эмоции, которые тоже влияют на понимание ими особенностей его личности.
Эмоции - влияют на понимание особенностей личности человека
Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события.
Например, человек помог кому-то в трудной жизненной ситуации или, наоборот, нанес незаслуженную обиду, бросил в опасности, и отношение к нему в течение долгого времени может определяться именно этим его поступком. Люди обычно так объясняют свое отношение к данному человеку: «Он, конечно, отличный специалист и честный человек, но по отношению ко мне поступил несправедливо. Мне неприятно с ним общаться и не хочется его видеть».
Такие установки мешают правильному пониманию других сторон характера этого человека, но избавиться от них очень трудно. Тебе, наверное, тоже знакомы подобные чувства и мысли.

Общение с человеком, его поступки, поведение являются для окружающих источников знаний о нем.
Наблюдения, размышления, воображение и чувства помогают нам правильно понять человека, его состояния, переживания, предвидеть его поведение.

Стереотипы понимания

? - «узнать человека можно лишь, съев с ним пуд соли»
! люди правильнее понимают друг друга именно тогда, когда знакомы не очень длительное время – давние знакомые видят в друг друге больше хороших качеств, а плохие не замечают. А давние недруги совсем не хотят замечать достоинств друг друга.
Слишком тесное общение приводит к тому, что человек может вообще не заметить изменений, произошедших с его другом, и продолжает судить о нем по-старому. В психологии это явление получило название «эффекта ореола».
«Эффект ореола» - первые впечатления создают ореол – положительный или отрицательный. Поэтому, если новая информация о человеке противоречит первому впечатлению, то мы часто не замечаем, а если согласуется, то еще больше подкрепляет первое впечатление.
Большинство людей обычно замечают в других не все качества, а выделяя только отдельные качества, сразу относят человека к какой-то известной группе: «хороший спортсмен», «слабый ученик» и т.д.
И, к сожалению, случается, что те качества, которые остаются нами не раскрыты в человеке и составляют его неповторимость – индивидуальность.

Действие «эффекта ореола» проявляется и в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей.
Большинство людей обычно замечают в других людях не все их качества, а только некоторые. Выделив их, мы зачастую сразу же относим человека к какой-то известной нам группе людей: например, «слабый ученик», «хороший спортсмен», «талантливый артист». Дальнейшее мнение об этом человеке строится на основании наших самых общих представлений о людях, относящихся к этой группе. Мы рассуждаем примерно так: «Этот человек, наверное, отличный собеседник, потому что он ведь артист, а все артисты умеют очень интересно рассказывать». Получается, что нераскрытыми нередко остаются именно те черты и качества личности, которые и отличают ее от всех других, составляют ее индивидуальность.
Особенности, которые большинство из нас приписывают человеку только потому, что он относится к определенной группе людей, называют стереотипами (от слова «стереотипный», т.е. неизменно повторяющийся, шаблонный).

Именно стереотипы заставляют нас ожидать от врача милосердия, от учителя – мудрости и справедливости, от военного – мужества и решительности.
И мы удивляемся, когда наш реальный жизненный опыт не совпадает с тем или иным стереотипом.
Мешают нам правильно понять человека и предрассудки - ставший привычным, ложный взгляд на что-нибудь.

Предубеждения, основанные на скудных, неточных, а иногда и вообще ошибочных знаниях об отдельных представителях какой-либо национальности, называют этническими стереотипами.

Итальянцы очень эмоциональны, англичане – сдержаны, китайцы – хитрые, немцы – чрезмерно любят порядок и т.д.
Такие и подобные заблуждения нередко становятся причиной неприязненных или даже враждебных отношений между людьми. Нельзя любить или не любить человека только за то, что он принадлежит к какой-либо национальности. Познакомившись с ним поближе, ты увидишь, что он во многом похож на тебя, а чем-то и отличается, но не потому, что он другой национальности, а просто потому, что он другой человек. Этнические стереотипы очень живучи и приносят много вреда и зла.

Иногда люди связывают те или иные особенности характера с его внешностью - большой лоб – умный, тонкие губы – злой, полные люди – добрые и т.д.
Оценивая нового для себя человека, люди опираются и на так называемые «житейские обобщения».
Например, люди, носящие очки, кажутся более умными, заслуживающими доверия, и прилежными; пожилые, полные мужчины кажутся надежными, уверенными в себе, ответственными.
Конечно, эти житейские представления не имеют никакого отношения к действительности. Но, тем не менее, они довольно часто используются людьми для понимания другого, особенно незнакомого, человека.

Эталоны понимания.

У каждого из нас постепенно складываются свои собственные образцы, к которым мы «примеряем» другого человека. Такие образцы называют эталонами. Это своеобразная мысленная «линейка» , которая помогает нам определить место этого человека среди других людей, понять, насколько он отвечает нашим представлениям.
Все мы по-своему понимаем, кто такой «средний ученик », « хороший учитель», « талантливый актер», «плохой врач». Попробуй составить свое описание этих людей. Это и есть твои эталоны понимания. У всех людей они разные, хотя и имеют некоторые общие черты, позволяющие нам лучше понимать друг друга.
Эталоны складываются у человека постепенно и в течении жизни изменяются, дополняются новыми чертами. У первоклассника эталоном, например, хорошего ученика –это чаще всего одноклассник, а эталон доброго человека – сказочный персонаж.

Эталоны - собственные образцы, к которым мы «примеряем» другого человека. Эталоны складываются у человека постепенно и в течение жизни изменяются, дополняются новыми чертами.

!!!Для того чтобы избежать ошибки в понимании другого человека, необходимо помнить, что другой человек в чем-то похож на тебя, а в чем-то ином – отличен. И понимать, что в одной и той же ситуации вы можете иметь разные мысли, разные желания, разные чувства !!!!
Иногда мы сознательно задаем себе вопрос: «Как бы я поступил на месте этого человека?» или «Что бы я думал, чувствовал, находясь на его месте?». Чаще всего, однако, это происходит непреднамеренно, непроизвольно, почти автоматически. Мы просто считаем, что другой человек обязательно думает и чувствует то же, что и мы, хотя это далеко не так. Знаменитый русский писатель И. С. Тургенев очень тонко заметил, что, все может понять человек и движения звезд, и тайны земли. Но вот как другой человек по-иному ложку ко рту подносит понять не может.

Вопросы и задания:
Легко ли понять человека с которым ты общаешься? (НЕТ, чтоб правильно понять человека нам помогают – наблюдения, размышления, воображение и чувства)
Что такое стереотипы понимания? ( Стереотип – упрощенное, зачастую неточное и одностороннее знание о людях, предметах, явлениях ИЛИ Особенности, которые большинство из нас приписывают человеку только потому, что он относится к определенной группе людей)
Для чего нужны человеку эталоны понимания? (они помогают нам определить место человека среди других людей, понять, насколько он отвечает нашим представлениям.)
В чем состоит разница между стереотипами и эталонами понимания? (Стереотип – упрощенное, зачастую неточное и одностороннее знание о людях, предметах, явлениях .Эталон – мерило, образец, с которым что-то сравнивается или - это собственные образы, к которым мы «примеряем» другого человека.)
С помощью каких психических процессов человек понимает окружающий мир? (наблюдение, воображение, мышление, эмоции, чувства)



ИГРЫ НА ПОНИМАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ

ПРИСОЕДИНИСЬ К ДРУГОМУ
Работа в паре. У одного – установка «присоединиться», у другого – «не принять. «Присоединяющийся» через улыбку, прикосновение, взгляд и т.п.
Все как в жизни, это понимает каждый участник, и логичным будет перейти после упражнения к разговору о том, что именно дает нам возможность найти путь к «сердцу», «душе» другого, порой совсем чужого, человека: умение улыбаться? А может, умение понять состояние, внутреннее настроение этого «другого»?

РУКОПОЖАТИЕ
Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.
Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.

15