Разработка урока по географии на тему К 180-летию посвящается «Шокан Уалиханов – великий казахский ученый и просветитель». (8 класс)






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


К 180-летию посвящается
«Шокан Уалиханов – великий казахский ученый и просветитель».








г. Степногорск

«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь»  
Н. И. Веселовский
Дидактическая ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы.

ЗАДАЧИ:
1. Обучающая: дать расширенную характеристику жизни и деятельности Шокана Уалиханова. Привести учащихся к пониманию значимости Шокана, как ученого и гражданина, в истории казахского народа.
2. Развивающая: Способствовать развитию навыков обращения к межпредметным
связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.
3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный момент. 
- приветствие учащихся;
 - проверка их явки и готовности к уроку;
 - положительный настрой на работу на уроке.
  Здравствуйте ребята!
Посмотрите на рядом сидящих одноклассников. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что - то похвалите.
  Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
  И мне очень приятно с вами работать.
Актуализация и мотивация учебной деятельности
Ребят посмотрите на доску:
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь»   Н. И. Веселовский
вам необходимо в течение 1 мин. в группе прочитать и уточнить, кому принадлежит данное описание, после обсуждения представителю от группы ответ обосновать (почему вы так решили?) и выяснить тему урока?
Вызов.
На каких предметах вы уже знакомились с деятельностью Ш. Уалиханова?
1 этап ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Деление на домашние группы (1,2,3)
2. Чтение своего фрагмента текста.
3.Каждая группа по порядку должна задать группам по одному вопросу на почему?, как?, какая?.
Ну а теперь чтобы узнать больше о Ш.Уалиханове, вам необходимо самостоятельно прочитать информацию, которая была задано на дом. ( доклады 3 групп 9 мин.)
После выполнения задания учащимся необходимо сравнить ответы до чтения и ответы после чтения текста, проанализировать имеющиеся разногласия.
Обсудить в группах.
2 этап. ПОБУЖДЕНИЕ
Просмотр позитивного видеоролика

Мозговой штурм (диалоговое обучение): (ДРЕВО РОДА)
- Правнуком какого великого хана был Шокан Уалиханов?
- Что означает его имя?
- Его дед был последним казахским ханом. Помните ли вы его имя?
- Кто оказал влияние на воспитание Шокана?
Задача: определить место, роль и значимость Шокана Уалиханова в истории казахского народа

3 этап.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что известно о Шокане Уалиханове? Талантливый человек, талантлив во всем
Объяснение новой темы.
Ш. Уалиханов (просветитель-демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Восточного Туркестана; два периода: по Джунгарии – Жетысу, Заилийский край и по Иссык-Кулю – с верховий реки Нарын; исследовал реки Аягуз, Аксу, Лепсы, Или, Чилик, Чарын и др., описал климат, животный и растительный мир; составил схему распространения животных и растений в высотных поясах Заилийского Алатау, собрал коллекцию представителей флоры и фауны; 21 февраля 1857 г. был избран членом Русского географического общества; труды «Очерки Ждунгарии, «О состоянии Алтышара» и др.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4 этап.Усвоение новой темы.
Какой вклад внес Ш. Уалиханов в исследование родного края?
Какие особенности присущи исследовательским трудам Уалиханова по сравнению с исследованиями других ученых?
Когда Ш. Уалиханов был избран членом Российского географического общества?
В каком году родился Шокан Уалиханов?
Кто автор киргизского эпоса «Манас»?
Какое учебное заведение закончил Шокан Валиханов?
Назовите труды Шокана Валиханова?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Анализ:
Почему Шокан совершил свою самостоятельную, знаменитую поездку в Кашгар?
Можно ли считать данную поездку географическим подвигом?
Что является доказательством того, что на становление Шокана повлияли российские ученые и писатели?
Синтез:
Как жизнь Шокана связана с тем, что в тот период Казахстан стал колонией российской империи?
Как вы считаете, что было бы, если Шокан прожил более 30 лет?
5. Взаимопроверка
Оценка:
5. Рассказ об эпосе «Манас»– саморегуляция, работа с одаренными детьми, исследовательская беседа – опережающее д/з.

Задание:
Продолжите предложение. Шокан Уалиханов – великий

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Интервью – учитель отвечает на вопросы учащихся (исследовательская беседа)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

6.Домашнее задание. § 9
7.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Экспедиционная деятельность Ш. Уалиханова и его исследования заслуживают особого внимания. Он проявлял интерес не только к познанию природы и физико-географических особенностей исследуемого им района, но и к местным людям, их обычаям, нравам, языку и преданиям


15