Урок история Казахстана Ч. Валиханов великий казахский ученый
Средняя школа № 3 им. Т. ШахановаОткрытый урок на тему:
«Шокан Валиханов великий казахский ученый»
Подготовила: учитель истории Сёмченко М.С.
ЕрейментауУрок №56
Предмет: история Казахстана
8 класс
Тема: Шокан Валиханов великий казахский ученый.
Цель:
1.познакомить с творчеством и исследованиями великого ученого ШоканаУалиханова;
2.научить учащихся оценивать вклад русских ученых-исследователей и ШоканаУалиханова.
3. воспитание уважения к личности Ч.Валиханова.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: Портрет ШоканаУалиханова, таблица, учебник.
Ход урока
Его имя не исчезнет
в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев,
его имя будет в памяти
двух народов».
М. Достоевский
1.Орг.момент.
2.Объяснение нового материала.
А) Мотивационный блок вызов
Цитата ( 3мин)
«Его имя не исчезнет в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов».
М. Достоевский
Подсказки:
Он учился в Сибирском кадетском корпусе
Прожил не долгую, но интересную жизнь
Совершил различные путешествия
Ученый
Настоящее имя Мухаммед Канапия? Чтобы вы хотели узнать о Шокане Валиханове?
Б) цели урока: к концу урока вы узнаете о биографии и исследованиях Ш.Валиханова, сумеете перечислить основные его труды и ответить на вопрос: В чем заключается величие Ш.Валиханова? ( 2 мин)
План.1. Детство и юность ученого.
2. Бабушка Айганым.
3.Годы учебы в Омске.
4. Научные исследования Ч.Валиханова.
5. Место ШоканаУалиханова в истории Казахстана.
Работа в группах.чтение текста, ответить на вопросы (7 мин)
Вопросы для каждой группы:I.Группа
1. Где родился Валиханов?
2. Расскажите о Семье Валиханова?
3. Интересы и занятия мальчика Шокана Валиханова?
II. Группа:1. Деятельность бабушки Айганым?
2. Отношения Бабушки Айганым Валихановой с царской администрацией?
3.Влияние бабушки на Шокана Валиханова?
III. Группа:
1.Как проходила учеба Валиханова в Омске?
2. Высказывания Потанина Г. О Валиханове?
3. Увлечения в период учебы Шокана Валиханова?
VI. Группа:1. Какие путешествия совершил Валиханов?
2. Труды ученого Валиханова?
3. Почему поездка в Кашгар получила высокую оценку в научном мире?
V.Группа:1. Какое место занимает Валиханов в истории Казахстана?
2. Что значит фраза «Валиханов до конца жизни оставался патриотом своей родины?»
3. Почему Шокан Валиханов является образцом для подражания современной казахстанской молодежи?
Переход в новую группу (3 мин)
Рассказывают друг другу свои ответы на вопросы
Создание кластера по теме «Валиханов». (5 мин)
Выступление групп (5 мин)
3) Защита проектов.
3. Закрепление:Сундук мудрости (5 мин)
Под музыку «Сундук мудрости» передается учащимися друг другу, когда музыка останавливается ведущим, ученик, который не успел передать сундук, открывает сундук и отвечает на вопросы? Если сам не может ответить помогает группа:Вопросы:
Учебное заведение, в котором Ш.Уалиханов получил знания? Сибирский кадетский корпус
С кем встречался Ш.Уалиханов в Семипалатинске? Достоевский
Большое влияние на воспитание Ш.Уалиханова оказала? Бабушка АйганымНазовите имя, данное Ш.Уалиханову при рождении? Мухаммед канапияУченый востоковед, путешественник, живший в 60-е годы 19 века в Верном? Ш.УалихановСибирский кадетский корпус находился в городе? ОмскеКакой научный труд принес Ш.Уалиханову всемирную известность? Труд о путешествии в КашгариюГде скончался Ш.Валиханов? Алтын Емель
Генерал, возглавивший военную экспедицию 1864 г. в составе, которой был Ш.Уалиханов? Черняева
ШоканУалиханов родился в крепости? Кушмурун
Первая научная работа ШоканаШингисовича? («Тенгри»).
Мать Шокана? ( Зейнеп).
Членом какого научного общества стал Шокан? ( Русского географического общества и свободного экономического общества).
Звание, данное царским правительством Шокану? ( штаб-ротмистр).
Друг ШоканаУалиханова? ( Потанин).
Каким орденом был награжден Шокан? ( орденом Святого Владимира 4-степени).
Авторы памятника Ш.Ш. Уалиханову в г.Алмате? ( ХакимжанНаурызбаев, Шота Уалиханов).
Ученый археолог, который собрал и издал избранные произведения Ш.Ш. Уалиханова? ( АлкейКаханұлыМаргулан ).
А) Исторические уравнения.
Раздать для каждой группы:
1835г. + ЗейнепШорманова =
1847г. + Шокан Валиханов =
1857г. + П.П. Семенов-Тянь-Шанский=
1858г. + Ш. Валиханов =
1864г. + Ш. Валиханов =
Ответы
1835г. + ЗейнепШорманова = рождение сына Мухаммед-Канафия1847г. + Шокан Валиханов = поступление Сибирский кадетский корпус
1857г. + П.П. Семенов-Тянь-Шанский= по рекомендации П.П. Семенов-Тянь-Шанский избран Ш. Валиханов с члены Русского географического общества
1858г. + Ш. Валиханов = поездка в Кашгар
1864г. + Ш. Валиханов = участие в военной экспедиции генерала Черняева в Южный Казахстан, но подал в отставку из-за жестокости русских офицеров.
Б) Толстые и тонкие вопросы?Тонкий вопрос:
1. Как называется кыргызский эпос, который записал Валиханов?
2. Друг – сокурсник Валиханова, когда он учился в Омске?
Толстый вопрос:1. В чем заключается величие Шокана Валиханова?
2. Почему Ш.Валиханов является просветителем казахского народа?
4. Рефлексия: «Мишень» (5 мин)
Каждая группа заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность группы
3. деятельность учащихся.
«Мишень»
вопросы:1. Кто был наиболее активным?
2. Помогали активистам?
3. Пассивные участники группы?
- обсуждение ответов на вопросы
- заполнение мишени
- выступление одного из группы.
Анализ работы группы? почему пассивные не стали активными участниками группы?вам было неинтересно?вам мешали работать активисты?
Вы сами не хотели работать?
5. Выставление оценок за урок. (2мин)
4. Домашнее задание: (2 мин)Для активистов – написать эссе на тему «Ш.Валиханов – великий человек в истории Казахстана»,
Для помощников - составить задание для пассивных учеников класса по теме «Ч.Валиханов великий казахский ученый»,
Для пассивных - учеников готовится по параграфу № 31 пересказ, (уч.«Мектеп», 2012),
№ 45 (уч.«Атамура», 2008.)
Спасибо всем за урок!
303784010795000«Мишень»
Записать ответы группы в «Мишень»
Кто был самым активным 2. Помощники активистов? в группе?
241935577853
003
1188720165105
005
21640806985010
0010
24193513462000
3.Пассивные участники группы
Вопросы для групп
I.Группа
1. Где родился Валиханов?
2. Расскажите о Семье Валиханова?
3. Интересы и занятия мальчика Шокана Валиханова?
II. Группа:1. Деятельность бабушки Айганым?
2. Отношения Бабушки Айганым Валихановой с царской администрацией?
3.Влияние бабушки на Шокана Валиханова?
III. Группа:
1.Как проходила учеба Валиханова в Омске?
2. Высказывания Потанина Г. О Валиханове?
3. Увлечения в период учебы Шокана Валиханова?
VI. Группа:1. Какие путешествия совершил Валиханов?
2. Труды ученого Валиханова?
3. Почему поездка в Кашгар получила высокую оценку в научном мире?
V.Группа:1. Какое место занимает Валиханов в истории Казахстана?
2. Что значит фраза «Валиханов до конца жизни оставался патриотом своей родины?»
3. Почему Шокан Валиханов является образцом для подражания современной казахстанской молодежи?
Вопросы:
В чем заключается величие Шокана Валиханова?
Почему Ш.Валиханов является просветителем казахского народа?
Учебное заведение, в котором Ш.Уалиханов получил знания?
С кем встречался Ш.Уалиханов в Семипалатинске?
Большое влияние на воспитание Ш.Уалиханова оказала?
Назовите имя, данное Ш.Уалиханову при рождении?
Ученый востоковед, путешественник, живший в 60-е годы 19 века в Верном?
Сибирский кадетский корпус находился в городе?
Какой научный труд принес Ш.Уалиханову всемирную известность?
Где скончался Ш.Валиханов?
Генерал, возглавивший военную экспедицию 1864 г. в составе, которой был Ш.Уалиханов?
ШоканУалиханов родился в крепости?
Мать Шокана?
Членом какого научного общества стал Шокан?
Звание, данное царским правительством Шокану?
Друг ШоканаУалиханова?
Каким орденом был награжден Шокан? Исторические уравнения.
Раздать для каждой группы:
1835г. + Зейнеп Шорманова =
1847г. + Шокан Валиханов =
1857г. + П.П. Семенов-Тян-Шанский=
1858г. + Ш. Валиханов =
1864г. + Ш. Валиханов =