Конспект урока русского языка в 6 классе на тему Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия


Урок русского языка в 6 классе
по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»
Цель урока:
ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия;
формирование умения различать причастия и прилагательные;
составление связного устного рассказа на лингвистическую тему;
повторение грамматических признаков глагола, прилагательного.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Вызванный к доске ученик разбирает по составу глаголы из домашнего упражнения. Один из шестиклассников (по желанию) готовит связный рассказ о глаголе как части речи. (Учитель напоминает, что ответ должен быть полным, логичным. Для подтверждения своего ответа ученик должен привести свои примеры или воспользоваться примерами из домашнего упражнения).Морфологический разбор.
У доски два ученика делают морфологический разбор слов «жидкого» и «запылала». В ходе морфологического разбора повторяются признаки глаголов и прилагательных, что поможет в дальнейшем учащимся успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.
Объяснение нового материала.
Для объяснения используем теннисный шарик.
Учитель: Назовите признаки шарика: по форме, величине, назначению.
Ученики называют прилагательные «маленький», «круглый», «теннисный» и т.д.
Учитель: Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета – постоянные или временные – называют они?
Ученики: Постоянные.
Учитель: Произведём с этим шариком некоторые действия. Какие признаки приобретает шарик?
Ученики: Летящий, падающий, упавший – это признаки шарика по тем действиям, которые мы с ним совершаем.
Учитель: Постоянные эти признаки или нет?
Ученики: Нет, падающий шарик – это тот, который падает сейчас, это настоящее время; упавший – тот, который уже упал, прошедшее время.Делается запись в тетрадях:

маленький шариклетящий шарик – шарик, который летит (наст. вр.)

круглый шарикпадающий шарик – шарик, который падает (наст. вр.)

теннисный шарикупавший шарик – шарик, который упал (прош. вр.)
По мере объяснения материала под столбиками делается следующая запись:
постоянный признаквременный признак
изменятся по родам, (настоящее и прошедшее время)
падежам и числамизменяется по родам, падежам и числам
Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «местоимение «который» + глагол», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же – от глаголов. Например: проведём словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова «теннисный» «летящий».
Ученики: Слово «теннисный» образовано от существительного «теннис», а слово «летящий» образовано от глагола «лететь».Учитель: Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
Ученики делают вывод о том, что причастие обозначает временный признак по действию, который не является постоянным. А прилагательное обозначает признак постоянный, неизменяемый.
Учитель: Возвращаемся к словам, записанным в первом столбике. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?
Ученики: Обе части речи и прилагательное, и причастие поясняют существительное «мяч».
Учитель: Как изменяются прилагательные?
Ученики: По родам, числам и падежам.
Учитель: А причастия?
Ученики: Тоже по родам, числам, падежам.
Делается вывод том, что прилагательные и причастия изменяются одинаково: по родам, числам и падежам.
Учитель: Ребята, обратите внимание на один признак, помогающий отличить причастие от прилагательного: прилагательное (качественное), как правило, можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано, в настоящем или прошедшем времени. Например: «редкий лес» - негустой лес, «редеющий лес» - лес, который редеет, «редевший вдали лес» - лес, который редел вдали.Ученики вместе с учителем делают вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числами падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временный признак.
Учитель: А теперь давайте выполним синтаксический разбор предложения: «Морозы не могут сковать бушующую водную стихию». Укажите, какими частями речи выражены определения. После сделайте вывод о роли причастия в предложении.
Ученики: Определение «бушующую» выражено причастием, определение «водную» выражено прилагательным. Значит, причастия, как прилагательные, выступают в предложении в роли определения.
Учитель: М.В.Ломоносов сказал о причастии: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия.
Закрепление материала.
Учитель: Составьте связный рассказ о причастии по следующему плану (план вывести на экран мультимедийного проектора):
Что такое причастие?
Что общего у причастия и прилагательного?
Чем они отличаются?
Какова роль причастия в предложении?
Учитель: Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия и наоборот.
(Образец: «темный лес» – прилагательное, можно заменить синонимом «мрачны»; «темнеющий лес» – причастие, можно заменить – лес, который темнеет).Синий горизонт (синеющий небосклон), желтая кувшинка (желтеющая нива), колючий ёж (колющий предмет), шумный поток (шумящий поток).
Учитель: Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные:
Ползущее, ползучее; горящее, горячее; текучая, текущая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.
Проверочная работа.
Проверочная работа в конце урока должна дать представление учителю о степени усвоения понятия о причастии, об умении различать сходные по грамматическим признакам причастия и прилагательные. Время проведения работы около 5 минут.
Выпишите словосочетание «причастие + существительное»:
а) чернеющая пропасть,
б) чёрная ночь,
в) белого снега,
г) спелый крыжовник,
д) тёплый дождь.
Выпишите словосочетание «причастие + существительное»:
а) мокрый снег,
б) синее небо,
в) поспевающий крыжовник,
г) лаявшая собака,
д) тёмный горизонт.
Выпишите словосочетание «прилагательное + существительное»:
а) стоящий мальчик,
б) засеянное поле,
в) летящая птица,
г) светлое небо,
д) собранные грибы.
Выпишите словосочетание «причастие + существительное»:
а) болотная вода,
б) горячая печь,
в) спеющая ягода,
г) мелкий ручей,
д) последний лист.
Ответы: 1 – а, 2 – в, г, 3 – г, 4 – в.
Домашнее задание: упр. № (в зависимости от УМК по русскому языку), составить связный рассказ о причастии.