Глагол как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Глагол как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель урока:
Обучающая: совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи; вырабатывать умение определять грамматические признаки глагола и его синтаксическую роль.Развивающая: развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.Воспитывающая: - воспитание интереса к изучению русского языка, моральных качеств личности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: мультипроектор, презентация «Путешествие по стране Глаголия», тесты, карточки.
І.Организационное начало урока. «Исходная мотивация»
Цель:создать благоприятный, эмоциональный настрой обучающихся на работу, активизировать внимание детей, создать готовность к восприятию нового материалаСлово учителя. Наш урок я хотела бы начать с высказывания А.С. Пушкина: «Язык словами силен». Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
Представьте себе, что вы долгое время не были дома. Какие эмоции вас переполняют в первые минуты возвращения домой? (Радуемся, обнимаемся, делимся впечатлениями, звоним друзьям, дарим сувениры).
Какими словами вы передали свои эмоции? (Глаголами)
ІІ. Формулирование темы урокаЦель: подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урокаКак вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы? (мы будем работать с глаголом)
Учащиеся записывают в тетради число, классная работа, тема урока и девиз урока
Глагол – это весенняя часть речи,Она заставит действовать нас всех,Читать, писать, играть – и обеспечитВ конце урока непременно нам успех.
Задание: подчеркнуть глаголы.
Изучению глагола мы посвятим много уроков, и я уверена, вы узнаете много нового и интересного об этой части речи.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать личностный смысл обучающихся к освоению нового материала.
Задание: сравните два текста. Чем они отличаются?
Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Птицы на деревьях.
Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Затихли птицы на деревьях.
Вывод. Первый текст представляет собой односоставные, нераспространенные предложения. Второй текст с помощью глаголов расширил информацию о состоянии природы во время грозы.
Работа с толковым словарем. Что значит слово «глагол»?
В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.
Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.
В мире слов глаголы занимают 2-е место, как вы думаете, после какой части речи?
(имени существительного)
Работа с текстом.
Задание: прочитать текст, выписать имена существительные и глаголы.
Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.
Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.
Вывод: ? имен существительных, ? глаголов
Игра “ Не прерви цепочку”.
А сейчас продемонстрируем приобретенные ранее знания по теме “Глагол” при помощи игры “Не прерви цепочку”:
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
7. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?)
8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
9. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните данную орфограмму. Приведите примеры.
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
ІV. Закрепление нового материала
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Технология интерактивного обучения “Мозаика” – работа в парах.
Каждой паре даются карточки с заданием
Карточка №1.
Спишите предложения, ставя отрицательную частицу не с глаголами. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Саша ощущал помощь друга. Мы своевременно закончили уборку класса. Таня поняла решение задачи. Наш староста обнаружил большие организаторские способности.
Карточка №2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время, лицо и число каждого из глаголов.
Уходим все дальше в лес. Скр.пят клесты, зв.нят синиц., см.ется кукушка, св.стит иволга, немолчно звучит р.внивая песня зяблика, задумчиво п.ет стра.ная птица –тщур. Щелкает белка.
Карточка №3.
Сгруппируйте слова по видовым парам и запишите, вставляя пропущенные буквы. С одной видовой парой составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу.
Зап.реть, выт.реть, ум,рать, к.саться, зап,рать, ум.рать, бл.стеть, к.снуться, выт.рать, бл.стать.
Карточка №4.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Не) позволяй душе ленит.ся!
Чтоб в ступ. воду (не) толоч.,
Душа обязана трудит.сяИ день и ноч., и день и ноч.!
Карточка №5.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. В выделенных глаголах определите вид, время, спряжение.
Как вопл.щение бессмертья,
Как зав.щанье мир береч.,
С.лдат прижал ребенка к сердцу
И опустил тяж.лый меч.. .
Вывод: Итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили?
(морфологические признаки глагола, синтаксическую роль). Какие из признаков являются постоянными? (вид, спряжение).
Тест по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно.
1. Продолжите фразу. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие;
б) признак действия;
в) предмет;
г) признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы:
а) Кто? Что?;
б) Какой? Какая? Какое?;
в) Что делать? Что сделать?;
г) Что делать? Как сделать?
3. Глаголы изменяются:
а) по падежам;
б) по временам;
в) по месяцам;
г) по часам.
4. Глаголы изменяются по лицам и числам:
а) в прошедшем, будущем и настоящем времени;
б) в прошедшем и будущем времени;
в) в настоящем и будущем времени;
г) в прошедшем и настоящем времени.
5. Глаголы изменяются по родам (в единственном числе) и числам:
а) в прошедшем, будущем и настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени;
г) в настоящем времени.
6. В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;
г) обстоятельством.
7. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
а) склонением;
б) спряжением.
8. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:
а) работать, стелить, открыть;
б) умывать, терпеть, дышать;
в) купить, летать, темнеть;
г) писать, горевать, догнать.
9. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:
а) присесть, ловить, задержать;
б) брить, видеть, вечереть;
в) обидеть, услышать, заплатить;
г) подпрыгнуть, краснеть; встречать.
 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперед (не) знаешь, где найдеш.., где потеря..ш..
За двумя зайцами погон..ш..ся, ни одного не пойма..ш..
Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.
Лодырю всегда (не)здоров..т..ся.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оценивание знаний обучающихся.Цель: соотношение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
1)Что в теме урока для вас было трудным?
2)Правописание каких глаголов вызывает у вас затруднения?
3)Какие орфограммы повторили в процессе работы на уроке?
4)По какому вопросу вы можете помочь товарищу?
VI. Домашнее задание.
1) Подобрать 6 пословиц. Цифрой обозначить спряжение.
2)Подготовиться к письму по памяти.
Глаголом называюсь я,
И все слова – моя семья.
Я много двигаюсь, кручусь,
короче, действовать стремлюсь.