Подготовка к ЕГЭ.Урок на тему Публицистический стиль текста.Лексические и синтаксические особенности.
Подготовка к ЕГЭ. Урок в 11-ом классе по теме
«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»
Цели урока:
Образовательные
Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля;
Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля и научить выявлять их в тексте;
Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств художественной выразительности.
Развивающие:
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
Формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний;
Технология: урок-диалог;
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике.
Оборудование к уроку:
Мультимедийное оборудование; презентация «Публицистический стиль речи»; папки с материалами для подготовки к ЕГЭ; памятки-таблицы по определению стиля речи (раздаточный материал); таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал); алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал); тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)
Ход урока:
Оргмомент. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
Актуализация знаний.
Определение типа и стиля речи. Повторение.
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:
- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады
- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне (Из статьи энциклопедического словаря)
- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )
Вопрос к чтецам (интервью):
-Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?
Фронтальная работа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные «актерами», и памятка-таблица по определению стиля речи:
- Что общего у этих трех текстов? (тема, тип речи - описание)
- Как вы определили тип речи? (прием фотографирования)
- Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу по определению стиля речи.
Стили речи (без публицистического стиля)
разговорный
научный
Офиц.-
деловой
Художест-
венный
С какой целью говорим?
Для непосредственного, повседневного общения
Сообщение
научных сведений, научное объяснение фактов
Сообщение, информирование
Воздействие на читателя с целью создания художественного образа, картины
В какой обстановке говорим?
В сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке
В официальной обстановке
Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая
Речевые жанры
Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма
Научная статья, доклад, учебная литература, диссертация
Законы, приказы,
постановления,
резолюции,
справки,
инструкции,
объявления
Роман,
повесть,
рассказ,
стихотворение,
басня,поэма,
драма,комедия,
трагедия
Языковые средства выражения
Разговорная и просторечная лексика, обращения, неполные предложения
Терминологи-ческая и
профессиональная лексика
Устойчивые
стандартизированные обороты речи
прямого значения
Использование
всех богатств
лексики
Стилевые черты
Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи,
непринужденность,
непоследовательность
и прерывистость,
личностный характер
Строгая логичность,
объективность текста,
смысловая
точность,
отвлеченность и
обобщенность
Точность, не допускающая иного толкования
Образность,
эмоциональность,
многостильность,
особая роль подтекста
3.Введение нового материала.
1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2)
2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности»). Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности».
- Как вы понимаете слово «стиль»?
- Что такое «публицистика»?
- Какова цель текста публицистического стиля?
- Какова сфера его употребления?
- Назовите жанры публицистики.
- Назовите характерные черты публицистического стиля.
- Какова композиция текста публицистического стиля?
- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?
- Что общего у публицистического стиля с художественным?
- Назовите лексические особенности публицистического стиля.
- Назовите эмоциональные средства выразительности.
- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?
3) Задание:
- Внесите в свою таблицу недостающие лексические и синтаксические особенности. (слайд № 15, 16, 17)
Публицистический стиль речи и его особенности
Цель стиля
Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения
- информирование
- воздействие
- убеждение
- побуждение
Приметы стиля
Логичность
Образность
Эмоциональность
Оценочность
Призывность
Общедоступность
Достоверность
Точность
Конкретность
обоснованность
Сфера употребления
Общественно-экономические
Политические
Культурные отношения
Проблемы
Политические
Философские
Нравственные
Бытовые
Социальные
Жанры
Статья
Очерк (путевой, портретный, проблемный)
Репортаж
Интервью
Фельетон
Ораторская речь
Судебная речь
Выступление по радио, ТВ, на собрании
Доклад
Композиция
Напоминает научное рассуждение:
А) выдвигается важная общественная проблема;
Б) анализируются и оцениваются пути ее решения;
В) делаются выводы.
2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение
Лексические
особенности
Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,
торжественно приподнятые слова,
просторечные и разговорные слова
лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;
слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;
эмоциональные средства выразительности:
- эпитеты
- сравнения
- метафоры
- риторические вопросы
- риторические обращения
- лексические повторы
- градации
- фразеологизмы
- пословицы и поговорки
- использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов
- языковых средств юмора, сатиры, иронии
Синтаксические особенности
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Вводные слова и предложения
Обратный порядок слов в предложении (инверсия)
Синтаксический параллелизм предложений
Построение предложений по законам градации (с однородными членами)
Использование причастных и деепричастных предложений
Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)
Глаголы-сказуемые в повелительном наклонении, возвратные глаголы
Ряды однородных членов
Сложные синтаксические конструкции
4.Практика в использовании нового материала.
Коллективная работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля и таблица «Публицистический стиль речи».
- В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.
Чтение текста заранее подготовленным учеником.
Текст № 1
(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.
(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).
(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.
(8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.
(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.
(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?
( По М. Мартынову)
Алгоритм работы с текстом публицистического стиля
( стилистический анализ текста)
Внимательно прочитайте текст.
Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
Выявите приметы стиля, стилевые черты
К какому жанру вы отнесете данный текст?
Проследите композицию текста.
Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )
Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.)
1-ая группа – лексические особенности
2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
3-тья группа – синтаксические особенности
Обмен информацией после выполнения исследования, выводы.
Коллективное выполнение заданий к тексту :
1. Какое утверждение противоречит позиции автора?
1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.
2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.
3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.
4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.
Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной - без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования.
2. Какой тип речи представлен в этом тексте?
1) повествование с элементами рассуждения
2) рассуждение с элементами повествования
3) рассуждение
4) описание с элементами повествования
Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту.
3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. М. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Это достигается благодаря использованию __________ (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст ___________ ( «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и ________
(вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть _________ (предложения 9, 11).
Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».
Список терминов:
развернутая метафора
оксюморон
риторические восклицания
4 градация
5 неполные предложения
6 сравнение
7 риторический вопрос
эпитет
неологизмы
Ответ: 7, 1, 8, 4 ( слайды № 19, 20 )
В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).
Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).
Эпитет (8)- образное определение.
Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.
Творческое использование нового материала.
- Что вы думаете об актуальности данного текста?
- Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. ( Поликарпова Соня и Рогожина Маша )
Заслушивание сочинений, беседа:
-Сумели ли Маша и Соня поразмышлять над предложенным текстом?
-Чем вам понравились их высказывания?
-Что вам кажется спорным в работах девочек?
Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту.
Текст № 2
(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?
(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.
(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.
(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.
(По Ю. Макаренко)
1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?
1) Лучший отдых – это ничего не делать.
2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.
3) Современный человек устает от общения и от городского шума.
4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.
2. Какой тип речи представлен в этом тексте?
1) повествование с элементами рассуждения
2) рассуждение с элементами повествования
3) рассуждение
4) описание с элементами повествования
3. Рецензия:
«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).
Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».
Список терминов:
1) сравнение
2) переносное значение слова
3) контекстный синоним
4) гипербола
5) метонимия
6) инверсия
7) однородные члены
8) риторические вопросы
9) метафора
Ответы для самопроверки:
1. – 2
2. – 3
3. – 2, 7, 9, 3
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»
- Зачитайте свой ответ.
-Что полезного вы извлекли для себя с урока?
-Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)
Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.
Текст для анализа
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин» А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
( В. Непомнящий)
Литература:
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
«Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.
«Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ» И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова АСТ «Астрель» Москва 2011
13PAGE 15
13PAGE 141215
15