Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия День народного единства
ГБПОУ ИО Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
Методическая разработка внеклассного воспитательного
мероприятия по истории
Составитель: Л.Н.Цыкоркина – преподаватель общественных дисциплин
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Черемхово, 2015
Цыкоркина Л.Н., преподаватель общественных дисциплин. День народного единства: методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия по истории России. – Черемхово: ГБПОУ ИО ЧТПрИС.
Методическая разработка посвящена Дню воинской славы России – 4 ноября, который отмечается как День народного единства с 2005 года. Содержит план внеклассного воспитательного мероприятия, который может быть использован для подготовки и проведения торжественных мероприятий, классных часов, литературно-исторических вечеров и других мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения российской идентичности, гражданского самосознания, социальной активности, а также развитие интереса к истории Отечества .
Предназначена для преподавателей истории, старшеклассников, классных руководителей, организаторов воспитательной работы с обучающимися.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин 03.09.2015 г. Протокол № 1.
Председатель МК Е.А.Мирецкая
Рецензент:
Мирецкая Е.А., методист ГБПОУ ИО ЧТПрИС
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
План проведения мероприятия ..5
Приложения.. 10
Литература.13
ВВЕДЕНИЕ
Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории.
Благодатную почву для решения этой задачи создает внеклассная воспитательная работа по истории. Она способствует пропаганде исторических знаний, формированию гражданского мировоззрения обучающихся. Привлечение дополнительного материала, исторических документов и сведений помогает объемнее представить себе историю России, активизировать познавательную и эмоциональную деятельность обучающихся.
В настоящей методической разработке представлен план проведения внеклассного воспитательного мероприятия по истории России, посвященного одному из Дней воинской славы России - 4 ноября. Этот день известен как День народного единства.
Многовековая история нашей страны изобилует периодами смуты, вражеских нашествий, путчей и переворотов, от чего прежде всего страдал народ. Но всегда, вопреки распрям и междоусобице, русские люди находили в себе силы выстоять в лихолетье и победить. В 1612 году, пожалуй, впервые в истории Российского государства именно народ так мощно и сплоченно выступил на защиту свободы и суверенитета своей страны.
Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 11612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие.
Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова.
Подвиг русского народа навсегда увековечен в исторической памяти, подтверждением тому - открытие в 1816 году в Москве на Красной площади памятника Минину и Пожарскому, который и по сей день напоминает потомкам о героическом прошлом своего народа.
В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.
Автор методической разработки надеется, что изложенные в ней материалы будут интересны обучающимся, педагогам, и использованы в системе образовательной и воспитательной работы.
П Л А Н
внеклассного воспитательного мероприятия по истории
ТЕМА: 4 ноября - День народного единства.
ЦЕЛЬ: использовать положительные примеры исторического прошлого
для формирования у обучающихся патриотизма, нравственности,
активной гражданской позиции.
ОСНАЩЕНИЕ: мультимедийное оборудование, картина, посвященная
Минину и Пожарскому, портреты монархов от Федора Ивановича до Михаила Федоровича, книжный стенд «Литературный мир истории»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: «Историческая гостиная»
План проведения мероприятия
На экране видеофрагмент «История Отечества» и тема
«День народного единства»
Учитель сообщает цель мероприятия:
В истории нашего государства есть особые дни, которые русский народ будет помнить всегда, пока жива Россия, и которые записаны в историю нашего Отечества Золотыми буквами, потому что имеют огромное значение для всей нашей истории. Эти дни называют Днями воинской славы России. Они стали праздниками, которые нельзя забывать и историю которых мы с вами должны помнить всегда.
Об одном из таких дней, ставшим всенародным праздником, мы сегодня с вами будем вести речь.
С 2005 года Указом Президента России объявлен официальный праздник – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
Вопрос: Когда мы празднуем его и к какому периоду истории
он относится? Учащиеся отвечают 4 ноября. К периоду
Смутного времени России, к началу 17 века.
Вопрос: Что происходило в тот период
Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране?
Великое смятенье на Руси
Двенадцать лет нет доброго покоя.
От царствия Бориса – посейчас
В правительстве – разлад,
В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов,
Да горький детский плач
Есть от чего отчаянью гнездиться
В душе моей:
Столица сожжена,
А Кремль в руках зарвавшихся поляков,
Ох., тяжко стонет тягловый народ!
Разруха, беспорядок, поруганье
Святынь людских и святости церквей
Вокруг кого сплотиться русским людям?
Кто избавленье от врагов нам принесет?
Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско-шведские интервенты пытались захватить русские земли.
Учитель: да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско-шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома.
Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом?
Мысленно перенесемся в конец 16 века. Сегодня в нашей исторической гостиной присутствуют необычные гости - это самые знаменитые персоналии того исторического периода. Сейчас они будут рассказывать о себе, а мы с вами попытаемся отгадать, кто же перед нами, личность какого исторического лица? (характеристики исторических персоналий прилагаются)
«Гости» рассказывают о себе, а учащиеся записывают на карточках по порядку кто эти персоналии?
Федор Иванович, (на экране – портреты исторических персон без подписей)
Борис Годунов,
Лжедмитрий 1
Василий Шуйский,
Дмитрий Пожарский,
Иван Сусанин.
Учитель просит назвать ответы учащихся об именах гостей.
Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Кто эти гости?
Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство.
Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин.
Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить, кому, какому герою принадлежат строки:
Люд русский! Православный люд!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдем мы, жизни не щадя,
Отчизну, родину любя!
Давайте все, кто чем богат,
Ничуть, нимало не тая.
Поможем все, как брату брат,
Ведь мы – одна семья!
Учащиеся отвечают: Кузьме Минину
Учитель поясняет: действительно, когда первое ополчение 1611 года было разгромлено поляками, положение в стране стало критическим.
Польский король Сигизмунд III заявил, что сам станет царем России, которая войдет в состав Речи Посполитой, в 1612 году инициаторами второго ополчения стали нижегородский староста Кузьма Минин, а военным руководителем – князь Дмитрий Пожарский.
Казаки, крестьяне, горожане, представители всех сословий становились под знамена освобождения Пожарского и Минина. В едином стремлении изгнать поляков 26 октября 1612 года русский народ освободил столицу, а затем изгнал иностранных захватчиков из всей русской земли.
Учитель: Какому герою принадлежат эти строки?
«Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –
Крестьянину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:;Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!»
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!» - крестьянин сказал.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет у Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит» -
«Злодей! – закричали враги, закипев:
Умрешь под мечами!» -
«Не страшен ваш гнев!Кто русский по сердцу, в суровом бою
Умрет, защищая отчизну свою!
Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину.
Учитель напоминает, что, узнав об избрании на царство Михаила Романова, поляки предприняли попытку разыскать его, проживавшего в одном из монастырей под Костромой, и убить, не дав добраться до Москвы, тем самым, усилить смуту. Но они не знали дороги к монастырю, и проводить их вызвался крестьянин Иван Сусанин, который завел врагов в болота, и не дал свершиться их планам. Михаил Федорович благополучно приехал в Москву и венчался на царство.
Учитель задает вопрос: Так кто же все-таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага?
Учащиеся : Сами русские люди, объединившись в одно ополчение.
Учитель: А о ком это стихотворение?
Этот памятник поставлен
Двум героям всей страной
В честь того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Учащиеся: Минину и Пожарскому.
Учитель обобщает: В честь народа - героя, объединившегося против Врага и утвержден праздник – День народного Единства 4 ноября. Ведь в единстве – сила и история знает тому много примеров.
Учащиеся называют другие Победные дни России.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент документального фильма «Смута»
После просмотра рекомендует учащимся обратить внимание на книжный стенд «Литературный мир истории», прочитать литературу по данной теме, благодарит за участие гостей, обучающихся и всех присутствующих за внимание.
Приложение:
краткие «автобиографические» характеристики исторических персоналий.
Федор Иоаннович
Я – русский царь, правивший в 1584-1598 годах, последний царь из Династии Рюриковичей. Некоторые мои соотечественники считали меня слабым умом, не
способным управлять государством, но все отмечали мою набожность, милостивость.
Большую часть дня я проводил в церкви, в качестве развлечения любил смотреть кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Решение всех государственных дел я поручил своему шурину. Сын у меня так и не родился, а дочь умерла во младенчестве. С моей смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.
Борис Годунов
После смерти Ивана Грозного 18 лет судьба русского государства была связана с моим
именем. Род мой не имел значимости при дворе, пока сын Ивана Грозного Федор не женился на моей сестре Ирине. В 1581 году я был пожалован в бояре.
С 1598 года по 1605 год я был русским царем, стремился принимать решения в интересах русских людей, но главное – действовал в интересах служилых дворян. Удачно воевал со Швецией, вернул земли России вдоль побережья Финского залива.
В мое правление случился страшный неурожай, повторявшийся с 1601 по 1603 годы. Голодный люд приписывал мне наказание за грехи в смерти царевича Дмитрия. Слух о его спасении, а так же восстание Хлопка окончательно подорвали мой царский трон.
Жизнь моя оборвалась таинственным образом 13 апреля 1605 года.
Лжедмитрий 1
Меня называют самозванцем и авантюристом, хотя я - русский царь, правивший в 1605-1606 годах. Тайна моего происхождения до сих пор полностью не раскрыта. По официальной версии я – беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Осенью 1604 года я с небольшим войском перешел русскую границу со стороны Польши и двинулся к Москве. Меня поддерживали местное население, казаки, служилые люди,
которые видели во мне «законного» царя.
20 июня 1605 года я торжественно вступил в Москву. Обосновавшись на русском престоле, я не торопился выполнять данные русскому народу обещания. Женился на дочери польского магната Марине Мнишек. Старался угодить польским шляхтичам.
Против меня сложился заговор под руководством Василия Шуйского и 17 мая 1606 года я был убит.
Василий Иванович Шуйский
Я – русский царь Всея Руси, правил в 1606-1610 годах, принадлежал к знатному боярскому роду. В 1584 году, после смерти Ивана Грозного, я был противником Бориса Годунова, но после его утверждения в царской власти был вынужден усмирить свое честолюбие.
В 1591 году я был послан в Углич Годуновым для ведения следствия о загадочной смерти царевича Дмитрия, младшего сына Грозного. Меня не без основания подозревали в сокрытии истинных причин его смерти.
Годунов мучил меня своей подозрительностью, несколько раз удалял со двора.
После смерти Годунова и воцарения Лжедмитрия 1 я всегда утверждал, что Дмитрий – самозванец, за что был приговорен к казни, но впоследствии помилован.
Я участвовал в заговоре против самозванца, после смерти которого стал царем. Но смута в стране продолжалась, восстание Ивана Болотникова и появление нового самозванца способствовали заговору, сложившемуся против меня.
Я был свергнут, насильственно пострижен в монахи, выслан в Польшу, где и умер в 1612 году.
Иван Сусанин
Я – костромской крестьянин, меня называют русским национальным героем, имя мое в народе широко известно.
Когда началась великая смута, поляки, всячески стремились завладеть русскими землями, череда сменяющихся государей, появление самозванцев только усиливали и без того нелегкую долю русского народа. Россия была в шаге от утраты независимости и самобытности.
Но русский народ сумел объединиться против интервентов.
21 февраля 1613 года Земский Собор провозгласил царем Михаила Романова. Батюшка его находился в польском плену, а сам царь с матушкой проживал в монастыре под Костромой. Поляки решили разыскать Михаила и убить его, чтобы усилить смуту. Они начали искать проводника, так как не знали дороги к монастырю.
Я вызвался проводить польский отряд, завел их в непроходимые болота, откуда не было выхода. Поляки зверски убили меня, но царь был спасен, уехал в Москву и венчался на царство.
Я сознательно пошел на верную гибель, ибо интересы Отечества для меня, русского человека, всегда были превыше всего.
Дмитрий Иванович Пожарский
Я – русский князь, видный государственный и военный деятель России, родом из Стародубских князей, имя мое увековечено на историческом памятнике, установленном на Красной площади в Москве.
Я современник и активный участник событий Смутного времени, переживаемого нашей Родиной.
Был участником I-го народного ополчения против польско-литовских интервентов. В марте 1611 года, во время боев в Москве, был ранен. С конца 1611 года я – один из руководителей и вдохновителей второго народного ополчения. Вместе с земским старостой Кузьмой Мининым мы сумели сплотить русский народ в едином стремлении избавить страну от иностранных интервентов, и это нам удалось. Победа нашего ополчения положила конец Смутному времени в истории русского государства.
Литература
1. Рыжов К.И. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеосписаний).-
М.: Вече, 2001.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.М.: «Эксмо», 2006.
3. Шамонтьева О.В. Отечество в наследство нам дано. – Кострома: «МЦ «Вариант», 2005.
4. Чубарьян А.О. Школьная энциклопедия. Т. «История России 1Х-ХVП вв.».- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
5. Энциклопедия Истории России 862-1917. Интерактивный мир, «Коминфо», 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
На методическую разработку внеклассного воспитательного мероприятия по истории «День народного единства» преподавателя
общественных дисциплин
Цыкоркиной Любови Николаевны
Представленная на рецензию методическая разработка содержит план проведения внеклассного воспитательного мероприятия по истории России, посвященного одному из Дней воинской славы России - 4 ноября. Этот день известен как День народного единства.
Целью мероприятия является использование положительных примеров исторического прошлого нашего Отечества для формирования у обучающихся патриотизма, нравственности, активной гражданской позиции.
Интересна форма проведения данного мероприятия – «историческая гостиная», в которой обучающиеся выступают и в роли гостей, и в роли самих персонажей исторических событий Смутного времени.
В разработке используется большой литературный материал, посвященный историческому событию, который делает мероприятие эмоционально насыщенным, познавательно интересным.
Несомненно, мероприятие несет большую воспитательную направленность, не оставляет ни одного участника данного мероприятия равнодушным.
Данная методическая разработка интересна тем, что может быть использована и на уроках истории, и во внеклассных мероприятиях, так как отличается актуальностью, большими возможностями для воспитания патриотизма, гражданской позиции у подрастающего поколения.
Рецензент:
Методист ГБПОУ ИО ЧТПрИС Е.А.Мирецкая
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
15