Конспект внеклассного мероприятия Покормите птиц зимой
Внеклассное мероприятие в 3 А классе «Покормите птиц зимой»
Цели:1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
2.Расширить знания детей о птицах.
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование: магнитофон, кассета с записями голосов птиц, мультимедиа, ноутбук, слайд-шоу.
Наглядность: изображения птиц, записи «орнитолог», «8700 видов», «300 видов»; фарфоровые игрушки, выставка книг, корзина с овощами и фруктами, хлеб.
Ход мероприятия:
Закройте глазки и послушайте пение птиц. (Звучит запись голосов птиц)
Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Учёный - орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Ведущий: Голодно зимой птицам. Птицам даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" (читает Х. Камилла)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвящёно птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
Птиц очень много. Каких птиц вы знаете?
- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?
- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.
- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)
- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной.
К.Кулиев "Не разоряйте птичьего гнезда".
Ученик:
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощею буря злится.
Храните дерево от топора -
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие)
2. Сегодня мы в основном, будем говорить о зимующих птицах.
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.
- Почему трудно найти корм?
(Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.)
- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? .
(есть, но очень мало).
Особенно когда после оттепелей наступают морозы деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых.
- Можно ли увидеть зимой насекомых?
(нет)
- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, узнаем, разгадав кроссворд.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
Разгадав этот несложный кроссворд, вы узнаете названия некоторых зимующих птиц.
( воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели)
3. - Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.
-Узнайте ее, отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это: (снегири)
1-ый слайд
-Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:
4 задание: Разгадывание загадок
1) Ведущий:
Ищет целый день он крошки, В серой шубке перьевой
Ест букашек, червячков. И в морозы он герой
Зимовать не улетает, Скачет на снегу, резвится
Под карнизом обитает. (Воробей) Не орёл, но всё же птица.
2-ой слайд
Ученик:
"Воробей", Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему
Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают синицы и воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего? Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
-А как вы думаете, почему я верю воробьям? (это - народная примета)
3-ий слайд
-А вы, каких народных примет знаете?
(учитель озвучивает несколько примет)
5.Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик: Клёст
4-ый слайд
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
2. Вот новость: у клестов
Появилось пять птенцов!
А метель метет, метет,
А отец себе поёт:
Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студеные.
Ребятишки у меня
Очень закаленные!
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев.
Учёный-орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
6. Ведущий:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик:
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Сценка «Дятел и Тетерев»
А вот и неправда, скучать дятлу как раз не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей.
5-ый слайд
Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! Пусть они сами немного расскажут о себе.
(рассказывают в масках дятла)
Ученик: ( пестрый большой)
Я большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют " доктором леса". Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц. А как я сплю в своём гнезде - в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
Ученик: ( черный дятел – желна)
" Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах. Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я - черный дятел " желна".
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где мы долбим шишку, добывая семена)
5. Ведущий:
- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
6-ой слайд:
Учёный- орнитолог:
Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Очень трудно прокормиться
Юрким, маленьким синицам.
Ты зимой суровою
Сделай им столовую.
-А сейчас этим и займёмся.
7-ой слайд:
4. Практическая работа. Изготовление кормушек. Инструктаж получили, приступаем к делу. Подведение итогов конкурса.
8-ой слайд:
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
9-ый слайд:
-А сейчас нужно положить в кормушки угощения. Что можно птицам, что нельзя?
4.Игра: «Угощение для птиц»
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно дописать список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
13.карандаш
14.Карамелька
Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ржаные крошки для птиц не подходят
Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
Учитель: Столько кормушек и столько еды для птиц! Поэтому налетело много других птиц. Будем дальше отгадывать:
6. Как сажа, черна
Как сметана бела.
Люблю всем рассказать, где была. (Сорока)
-Как люди называют сороку?(белобока, болтушка)
10-ый слайд:
7. –А про какую птицу говорят: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка?
Вороны едят всё подряд: насекомых, мелких птиц и млекопитающих, и даже падаль. Серые вороны, назойливы до наглости.
11-ый слайд:
8. –Ребята, мы все горизонтальные строчки заполнили. Теперь осталось отгадать вертикальную строчку.
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки.
Это свиристели. Буроватые с хохолком птицы встречаются на отдельных рябинах возле домов. Всю зиму держатся в наших краях, перелетая с одного места на другое и подъедая урожай ягод и плодов. Родиной считается Тайга, северные районы. Эти птицы пролётные. Прилетают в наши края зимовать. По пути к нам, они не только питаются плодами, но и срывают и бросают их на снег. Потому что они предусмотрительные птицы. В снегу ягоды остаются сочными и свежими, а возвращаясь, назад находят их и поедают. Летом на Родине они охотятся на насекомых, зимой питаются ягодами.
11-ый слайд:
Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
9. Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Я буду называть (показывать) какую-нибудь птицу. Если эта птица зимует у нас, то вы должны присесть, а если птица улетает на юг - замахать руками, как крыльями. (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.)
10. а) Ответы на вопросы. (10 вопросов) Очень много птиц. Что интересного вы знаете о них? Сейчас проверим.( Демонстрация хлеба)
б)- Кто такие орнитологи? (Работа с карточками)
- Сколько видов птиц? (в мире, в РТ) Отряд совообразных имеет 12 видов.
- Что объединяет этих птиц? (заморские, экзотические, обитающие в южных районах)
-Какие птицы занесены в красную книгу?
Подведение итогов:
Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг. Берегите птиц.
- А сейчас скажите что-нибудь о птицах. ( Какую-нибудь фразу, или одно предложение)
- Что вы хотите сказать о птицах?
(выслушиваются мнение детей)
- Птицы - дети воздуха.
- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.
Птица красна пением, а человек уменьем. Птицу узнают по полёту, а человека по работе. Поэтому хочу сказать: «Покормите птиц зимой!»
15