Урок обобщающего повторения по географии 8 класс по теме Рельеф и геологическое строение России
Конспект урока по теме
«Рельеф России»
(обобщающее повторение, 8 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательные цели:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Рельеф и полезные ископаемые России».
Закрепление основных понятий и терминов.
3. Углубить знания, полученные в процессе обучения.
Развивающие цели:
1. Развивать пространственное воображение, память, мышление.
Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
Способствовать развитию самостоятельности, умению работать в группе.
Развитие речи, умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные цели:
1. Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
3. Формирование интереса к географии.
3. Оборудование:
Выставка минералов, книг, картин, рисунков.
Карты России.
Ход урока
1. Организационный момент
Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.
Сегодня мы подводим итог под изучением темы «Особенности рельефа России»
Главная цель –получение знаний.
Итак, мы отправляемся на покорение вершины Знаний. Сегодня мы –альпинисты.. Нас 3 группы.. Прежде чем отправится в путешествие , нас ждет небольшая разминка. .За каждый правильный ответ один жетон.
1 высота. «Мозговой штурм»
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)
2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)
3. Самая древняя эра - …(архейская)
4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)
5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)
6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)
7. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)
8. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)
9. Молодая платформа ... (плита)
10.Что такое рельеф?
Итак, все готовы к путешествию.
Путешествовать мы будем с вами по России. Чтобы не потеряться ,давайте воспроизведем карту
2 высота .Работа с географической номенклатурой( подписать названия форм рельефа на контурную карту) За каждый правильный ответ 1 жетон
3 высота .А теперь мы заглянем в глубины земной коры, будем геологами. Перед нами список географических понятий, нужно распределить в столбики.
Распределите компоненты природы в три столбика:
4 высота. .Видеовопрос. Во время путешествия мы увидели необычайной красоты пейзажи. Где же на территории России мы можем встретить такие картины.?Вы должны назвать форму рельефа, определить возраст, дать названия.(1гр.-молодые горы, 2гр. Старые горы, 3 гр.равнина)
Д.ФизминуткаНазываю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на равнину.
5 высота Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
«Третий лишний»:
► Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан -тектонические движения)
► Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)
► Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)
► Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)
► г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)► щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)► овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)
6 высота «Черный ящик»
При покорении вершины мы обнаружили залежи некоего полезного ископаемого .Что это такое? С первой подскозкой-3 жетона, со второй-2, с 3-1.
7 высота.
А теперь мы устроимся на привал. И поиграем в футбол.
И.Интеллектуальный футбол. А теперь мы должны отдохнуть, устроившись на привале мы поиграем в интеллектуальный футбол, выслушав вопрос, отвечаем на него, а следующий адресуем команде соперников.
1.Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
2.Самое низкое место на территории России (Прикаспийская низменность)
3.Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)
4.Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
5.Крупнейшее месторождение железной руды в России (КМА)
6. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)
7. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
8. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)
9 О каком полезном ископаемом говорят «черное золото» (нефть)
10. Крупнейшее месторождение железной руды (КМА)
11. Высочайшая вершина России (Эльбрус)
12. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал - … . Назовите недостающую пару Урала. (гора Народная)
13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны)
14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В Архее и протерозое не было организмов, имеющих скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков, следов деятельности)
15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный антропогеновый)
8 высота.Определите: О какой территории идет речь?
Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии». (Восточно-Европейская равнина)
Задание №2: «Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении». (Уральские горы)
Задание №3: Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину, относятся к области кайнозойской складчатости, имеют острые вершины, здесь расположена самая высокая точка России. (Кавказ).
Итак ,мы преодолели много трудностей, и максимально близко приблизились к вершине….Давайте подведем итоги……
Д.З Группа, набравшая больше всего жетонов—составить кроссворд из 5 слов на тему «Рельеф России»,группа, занявшая 2 место-10 слов, а третья-15 слов.