Сценарий внеклассного мероприятия День птиц
Автор: Тарасова Клавдия Александровна, учитель биологии.Тема: «День птиц»
Цель: Проверка и закрепление знаний о птицах.Задачи: - Способствовать расширению и углублению представлений детей о птицах ;- Закрепить знания детей о птицах;- Развивать кругозор, познавательную активность детей;- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, окружающему миру.Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, компьютер, игровое поле, волчок со стрелкой, 2 шкатулки, конфеты, подарки участникам и диплом победителю.Предварительная работа: наблюдения в природе, составление презентаций, беседы, чтение рассказов и стихотворений о птицах.
Ход игры:
Вводная часть.
«Сдаётся мне, жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно!
Как веселит глаз дивная расцветка их оперения!
Как радует слух их чудесное пение!
И как дух поднимает их лёгкий, свободный полёт!
А волшебное их искусство гнездостроения «Без рук, без топорёнка!»
Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц? Виталий Бианки
Вступительная часть.
Учитель:
ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» между деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеек.
Пойдёмка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Учитель: тема нашего внеклассного мероприятия спрятана в загадке:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Ученик 1: добрый день! Поистине добрый. На дворе хозяйничает весна. И в природе – праздник!(Слайд1,2)
А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарянки, и у пеночки есть свой праздник – День птиц. (Международный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные края пернатые: грачи, скворцы, лебеди, зарянки, жаворонки, коноплянки, зеленушки, гуси, журавли… всех не перечислишь. День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в городе Москве в Сокольниках юные орнитологи со своим руководителем Николаем Ивановичем Дергуновым. С тех пор этот день празднуют по всей стране.
Ученик 2: миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.
Сад без птиц – не сад!
Лес без птиц – не лес!
Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полёвок. Сегодня мы говорим птицам спасибо, а наш праздник в их честь.
Учитель :И в честь этого праздника мы проведем с вами игру «Поле чудес», где выявим лучшего знатока птиц .Начинаем игру.
2. Основная часть.Учитель: для начала проведём отборочный тур для определения 1-ой тройки игроков.(Слайд3).Загадки:Он живёт на крыше дома – Длинноногий, длинноносый. Он летает на охотуЗа лягушками к болоту. (Аист)Воздух режут без усилья, Как серпы, кривые крылья. Промелькнёт – не разглядишь, Так летает только … (Стриж)По лужку он важно бродит,Из воды сухим выходит,Носит красные ботинки,Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Учитель: а теперь приглашаю к игровому столу первую тройку игроков.(К столу, на котором стоит игровой круг с волчком, выходят 3 участника)Учитель: Прежде чем зачитать задание для 1-го тура, позвольте мне напомнить вам правила нашей игры. Итак,- Вы должны внимательно выслушать задание и попытаться угадать слово, назвав при этом само слово или одну букву. На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 1-го тура
I тур.(Слайд 4)
Учитель: наиболее известная и распространённая дикая утка. У самца голова и шея зелёные, зоб и грудь коричнево-бурые, спинка и брюшко серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. У самки окраска бурая с более тёмными пятнышками, брюшная сторона буровато-серая с продольными пестринками.Что это за птица? (КРЯКВА)Учитель: поаплодируем победителю 1-го тура! Выберем теперь участников 2-го тура игры.Отборочный тур для определения 2-ой тройки игроков.(слайд 5).Загадки:Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный,Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка)Он прилетает каждый годТуда, где домик ждёт.Чужие песни петь умеет,А всё же голос свой имеет. (Скворец)Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей. (Грач)
Учитель: приглашаю к игровому столу вторую тройку игроков.На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 2-го тура.
II тур.(Слайд 6)
Учитель: эта птица одна из наиболее ярко окрашенных птиц нашей фауны. Тело и голова самца ярко-жёлтые, крылья, часть перьев хвоста и узкая полоска между клювом и глазом чёрные. Держится обычно в кронах деревьев, из-за чего на глаза попадается нечасто. Её легко обнаружить по голосу – громкому флейтовому свисту «фиу-лиу». Что это за птица? (ИВОЛГА)
Учитель: Поаплодируем победителю 2-го тура! Выберем теперь участников 3-го тура игры.Отборочный тур для определения 3-ей тройки игроков.Загадки:Кто в беретке ярко-красной,В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит,Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля)Крупная, большая птица,На гладь водную садится,А когда взлетать пытается,Долго очень разбегается! (Лебедь)
Учитель: приглашаю к игровому столу третью тройку игроков.На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 3-го тура.
III тур.(Слайд 7)
Учитель: довольно скрытная птица, живёт в лесах с преобладанием ели, реже в молодых сосняках. Лишь в конце зимы и ранней весною можно слышать характерный её крик - хриплое резкое «крре-крре-крее». Гнездо устраивает в ветвях молодых елей, реже на соснах. Что это за птица? (КЕДРОВКА)
Учитель: поаплодируем победителю 3-го тура!
Игра со зрителями.(Слайд 8)
Вопрос: Эта птица любит селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. Птица питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи этих птиц слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами. Что это за птица? (РЯБИННИК)
Учитель: поаплодируем победителю игры со зрителями! Прошу победителей 1,2,3-го туров занять свои места у игрового поля!
Финал (Слайд 9)
Учитель: крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения, в основном, серая. На темени красная «шапочка» - участок голой бородавчатой кожи. Затылок, нижняя часть щёк, горло и передняя часть шеи чёрные. По бокам головы от глаза проходят широкие белые полосы, соединяющиеся на задней стороне шеи, где постепенно переходят в серый цвет.Что это за птица? (ЖУРАВЛЬ)
Учитель: поаплодируем победителю финальной игры! Прошу остальных участников финала занять свои места среди зрителей.
Суперигра (Слайд 10)
(Вращением барабана суперфиналист определяет подарок, который ему достанется в случае победы)Учитель: эта птица хорошо известна благодаря своему громкому пению. Поёт птица, в основном, вечером и ночью, днём же держится скрытно, прыгая по земле под пологом кустарников и крапивы.Гнёзда вьёт в зарослях кустарника по лесным опушкам и вырубкам, вдоль рек и ручьев, в запущенных парках и скверах, в лесопосадках вдоль дорог.Что это за птица? (Участнику разрешается назвать любые 5 букв) (СОЛОВЕЙ)
3.Заключительная часть.
Учитель: поаплодируем победителю нашей игры! (Награждение участников подарками и победителя игры Дипломом)Птиц весной отпускают на волю,Путь подальше они улетают.Пусть в лесу, на лугу или в полеКак положено, гнезда свивают.Чтобы осенью сбиться им в стаи,За леса и моря потянуться.Чтоб нам вслед им глядеть, провожая,Чтоб, встречая весной, улыбнуться….
Ксения Авилова