Программа спецкурса по биологии «Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
х. Алтухов
Благодарненский район
Ставропольский край
Программа спецкурса
«Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»
(34 часа)
Составитель учитель биологии Горохно Ольга Ильинична
2014год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в мире возрос интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества с природой. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производственных сил способствуют усилению использования природных ресурсов и увеличение воздействия , человека на природу, а это приводит к истощению природных богатств, к тому, что в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени прямо или косвенно испытывал бы влияние человеческой деятельности на него. Поэтому возникла проблема охраны окружающей среды, начиная со своего села и заканчивая решением этой проблемы на мировом уровне.
Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера. В спецкурсе рассматривается сообразность и важность изучения природы и экологии родного села, влияние деятельности человека на природу, использование природных ресурсов при минимальном ущербе для окружающей среды.
Цель: формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства патриотизма, чувства единства с природой, ответственности за ее судьбу, любовь ко всему живому, родному уголку природы.
Задачи:
- развитие интереса учащихся к урокам биологии, экологии, химии;
-развитие навыков эксперимента, постановки цели и проведения опытов, наблюдений, анализа;
-овладение умениями оценивать экологическую обстановку данной местности, прогнозировать последствия антропогенного воздействия на природу;
-разрабатывать навыки создания решения экологических проблем;
-формирование представлений о том, что происходит в современном мире, каковы последствия человеческой деятельности, к чему они могут привести.
Учащиеся должны знать:
- географическое положение своего села, на карте края, страны;
-методы исследования экосистем;
-экологические взаимодействия между живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать и делать выводы из своих наблюдений и экспериментов;
-объяснять влияние природных факторов на взаимоотношения живых организмов;
-применять информацию в своей практической деятельности;
-использование ИКТ технологий при проведении проектной деятельности.
Программа спецкурса рассчитана для учащихся 6-7 классов с целью непрерывного экологического образования.
Введение (3 часа)
Вводное занятие. Экология- как наука. Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией).
Основные понятия: экология, среда обитания.
Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)
Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России. История заселения.
Климат, рельеф. Национальный, возрастной состав населения села. Экономика развития села.
Основные понятия: климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.
Экскурсия. Изучение рельефа местности.
Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения.
3.Природные ресурсы. (7часов)
Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные, минеральные, водные. Значение их жизнедеятельности человека.
Основные понятия: анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.
Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы. 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода).
Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.
4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)
Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности. Взаимное влияние животных и растений, и его значение. Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села. Значение растений и животных в жизни человека. Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.
Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.
Практическая работа.1. Выявление и изучение видового состава растений местности. 2. Выявление и изучение видового состава животных местности.
Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).
5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.
(7 часов)
Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории. Охраняемые природные территории района, края. Красная книга Ставропольского края. Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края. Здоровье человека и экология.
Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.
Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.
6. Заключение курса (3 часа)
Подготовка проектов учащихся к защите. Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.
Календарно - тематическое планирование курса.
№ Тема Кол-во часов Форма проведения Основные понятия темы
1 1.Введение (3 часа)
Вводное занятие. 1 Беседа экология, среда обитания.
2 Экология- как наука.
1 Рассказ 3 Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией). 1 Беседа 4 2.Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)
Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России.
1 Рассказ, работа с картой Климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.
5 История заселения.
1 рассказ 6 Климат, рельеф.
Экскурсия. Изучение рельефа местности.
1 Рассказ, экскурсия 7 Национальный, возрастной состав населения села. 1 Беседа. Презентация 8 Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения. 1 Практическая работа. 9 Экономика развития села.
1 рассказ 10 3.Природные ресурсы. (7часов)
Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные.
1 Рассказ, работа с картой анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.
11 Природные ресурсы села Красные Ключи: минеральные. 1 рассказ работа с картой 12 Природные ресурсы села Красные Ключи: водные. 1 работа с картой,
рассказ 13 Значение природных ресурсов для жизнедеятельности человека.
1 работа с картой,
рассказ 14 Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы. 1 Практическая работа 15 Практическая работа 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода). 1 Практическая работа 16 Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.
1 Экскурсия 17 4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)
Взаимное влияние животных и растений, и его значение.
1 Беседа, презентация Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.
18 Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности. 1 Беседа, презентация 19 Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села. 1 Беседа, презентация 20 Значение растений и животных в жизни человека. 1 Беседа, презентация 21 Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.
1 Беседа, презентация 22 Практическая работа 1. Выявление и изучение видового состава растений местности.
1 Практическая работа 23 Практическая работа 2. Выявление и изучение видового состава животных местности. 1 Практическая работа 24 Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).
1 Экскурсия. 25 5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.
(7 часов)
Причины исчезновения растений и животных. 1 Лекция с элементами беседы Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.
26 «Черные страницы» истории. 1 Беседа 27 Охраняемые природные территории района, края. 1 Мини-конференция 28 Красная книга Ставропольского края. 1 беседа 29 Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края. 1 Мини-конференция 30 Здоровье человека и экология.
1 беседа 31 Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.
1 Экскурсия 32 6. Заключение курса (3 часа)
Подготовка проектов учащихся к защите. 1 Оформление результата проекта 33 Защита проектов. 1 Защита проекта 34 Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.
1 тестирование Литература.
Н.И.Бутенко, В.В.Савельева, В.А.Физическая география Ставропольского края. Учебник Ставрополь.2010г
Брошюра «Благодарненский район» 2013г
Экология Ставропольского края,
А.Н. Хохлов Животный мир Ставропольского края, Ставрополь 2010г
Материалы музея школы.