Обобщенный педагогический опыт работы на тему Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Берёзка»
Жариновой Марины Михайловны
Тема опыта: «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».
Идея опыта: повышение результативности коррекции речи дошкольников через создание единого образовательного пространства и применения «педагогики здоровья».
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Жаринова Марина Михайловна
Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. Е.В. Евсевьева, год окончания – 1994 г.
Специальность по диплому: олигофренопедагог и логопед вспомогательной (коррекционной) школы
Место работы: МБДОУ №2 «Берёзка», МБОУ СОШ №3
Должность: учитель – логопед
Педагогический стаж – 24 г.3 м.
Стаж работы с занимаемой должности – 24 г. 3 м.
Квалификация – первая квалификационная категория
Награды -
ИПМ 2. Условия формирования опыта
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- курсы повышения квалификации;
- активное участие в работе городских методических объединений, круглых столов, семинаров.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
Теории и положения, на базе которых реализуется данный опыт:
1.Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ
2. Деркунская В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
3. Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста
4. Базарный В.Ф.. Здоровье и развитие ребёнка
5. Мирская Н.Б. Профилактика расстройств зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
6. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М.,1998
7. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Основной подход в работе с детьми–личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя- логопеда и воспитанника особенностями их личностного развития.
Принципы:
- деятельности;
- вариативности
- непрерывности;
- гуманности.
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Анализ состояния здоровья детей посещающих логопедическую группу МБДОУ №2 «Берёзка» показал, что данную группу посещают дети, в основном, со второй группой здоровья. Одной из основных проблем в здоровье воспитанников является снижение зрения, нарушение осанки, гиперактивность, нарушение эмоционально – волевой сфреы. Это приводит к снижению качества результатов коррекционной работы. Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма (профилактике нарушений зрения, нарушений осанки, гиперактивности, нарушений эмоционально – волевой сферы).
ИПМ 5. Новизна опыта.
При использовании оздоровительных технологий в игровом варианте обучение и оздоровление происходят с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.Новизна в формировании нового типа взаимодействия: учитель–логопед - дети - родители, характеризующаяся доверительными отношениями между данными субъектами и помогающая корректно влиять на профилактику нарушений зрения, осанки, эмоционально – волевой сферы, гиперактивности путем привития культуры здоровья.
ИПМ 6. Адресность опыта.
Данный опыт рекомендовано использовать учителям – логопедам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи. имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как в отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
ИПМ 7. Трудоёмкость опыта
Трудности при применении данного опыта использования здоровьесберегающих технологий могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их
индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний,
умений и навыков детей.
ИПМ 8. Технология опыта.
Сущность опыта: процесс коррекции речи дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, применении использования здоровьесберегающих технологий в ООД и повседневной жизни.
Коррекционно-оздоровительные технологии, используемые в реализации опыта:
- Арттерапия – лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.
- Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.
- Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме .- Психогимнастика. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
- Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.
- Логопедический массаж - положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.
- Методика В.Ф. Базарного ( профилактика нарушений зрения)
- Пальминг ( профилактика нарушений зрения);
- адаптированные упражнения для глаз по Арнцгольцу ( профилактика нарушений зрения);
- Логоритмика - стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
- Су-джок терапия. Обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, способствуют более быстрой и успешной коррекции речевых нарушений.
ИПМ 8. Результативность опыта.
Благодаря применению данных технологий в коррекционной работе снизился уровень детей : с нарушением зрением ( качество зрения детей улучшилось), с гиперактивностью, эмоционально – волевыми нарушениями и нарушением осанки, что способствовало повышению эффективности коррекционной работы. Это доказано результатами итогового мониторинга состояния здоровья детей и говорит о необходимости дальнейшего применения в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.
Приложение.
Конспекты занятий
Конспект ООД на тему:«Дикие животные наших лесов»
(подготовительная группа для детей с ОНР)
Целевые ориентиры:
= активизировать и обобщить знания детей о диких животных
средней полосы;
= закрепить практическое усвоение существительных в косвенных па-
дежах и слов - антонимов;
= закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
= развивать координацию движений и речи, мимическую
моторику, эмоциональность, логическое мышление;
= повысить функциональную активность головного мозга ; = снятие психоэмоционального напряжения, посредством перевоп-
лощения;
= воспитывать любовь и бережное отношение к природе и диким
животным;
Оборудование: конверты с разрезными картинками диких животных, сундук,
картина «лесная поляна» с фигурками диких животных, ма-
кеты деревьев, чулки и башмачки с вопросами, снежинки,
картинки с изображением животных и пищей , которой они
питаются.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дети входят в зал под музыку.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды , грибы
Много жителей в нём
Назовите этот дом .
- Ребята, как вы думаете, что это за дом ? (ответы детей).
- Как вы догадались?
- Правильно, этот друг лес, но с ним случилась беда, его заколдовала злая волшебница Бастинда .-Дети, что нужно сделать, чтобы спасти лес от колдовства ? (ответы детей).Надо его расколдовать.
- Но прежде, чем отправиться в путь, давайте, выполним упражнения, после которых вы будете лучше слышать, запоминать и размышлять.
Массаж рук.
- Слушайте внимательно и делайте, как я.
а) Сожмите мизинец правой руки большим и средним пальцами левой руки и массируйте срединную часть пальца.
б) Соедините ладони вместе и потрите друг о друга.
в) Разогретыми руками быстро потрите щёки.
- Ну, что ж, теперь можно спешить на помощь.
(музыка, голос за кадром)
- Спешите, спешите .Только сможете ли вы попасть туда? Я злая волшебница Бастинда буду чинить вам препятствия на пути. Ха- ха- ха . - Давайте перехитрим Бастинду и постараемся преодолеть все препятствия, которые она нам приготовила.
2.Основная часть.
а)Д.И. «Следопыты».
- Чтобы начать путь, вы должны превратиться в следопытов.
- Дети, а кто такие следопыты? (люди, ищущие что- либо по следам зверей).
- Закройте глаза и представьте, что каждый из вас следопыт. … Откройте глаза.
- Следопыты, вы должны найти конверты с заданиями. К ним вас приведут дорожки со следами зверей.
-Задача не лёгких, поэтому каждому из вас я дам карточку, на ней изображены следы того зверя, по какой дорожке вам надо идти к месту, где лежит конверт с заданием.
- Приступили к выполнению задания.
(звучит музыка, дети ищут конверты)
- Следопыты, сядьте на ковёр.
- Откройте конверты, достаньте части картинок и соберите из них целую.
(дети собирают)
-Ваня, какого животного ты собрал?
- Как ты думаешь, чьи следы тебя привели к конверту с заданием? и т.д.
- Как можно назвать двумя словами всех зверей, которых вы назвали?
- Почему их называют дикими? ( п.ч. они живут в лесу и сами себе добывают корм)
- Молодцы, вы справились с этим заданием, а теперь соберите части картинок в конверты , положите на стул и подойдите ко мне.
- Закройте глаза и представьте , что вы опять дети.
б) Психогимнастика «Изобрази дикого животного».
- Чтобы продолжить путь, вы должны превратиться в лесных обитателей. Покружись, повернись и в дикого животного превратись. Вперёд.
( на пути встречается сундук)
- Что это за сундук преградил нам дорогу? Видно в нём таиться какая - то загадка. Чует моё сердце, всё это неспроста.
- Необходимо опять превратиться в детей. Слушайте волшебные слова: «Покружитесь, повернитесь и в детей превратитесь».
- Интересно, что же там лежит?. (логопед заглядывает туда).
- Какое - то послание. Так, так, так. читаю.
Вы сможете продолжить путь, только в том случае, если правильно ответите на мои вопросы и справитесь с моими заданиями. Волшебница Бастинда.
- Вопрос. Слушайте внимательно.
в)Д.И. «Защити зверей».
- Почему некоторых диких животных называют хищниками? (п.ч. они питаются другими маленькими и слабыми животными).
- Как называют диких животных, которые питаются только растениями?
- Сделайте так, чтобы хищники не смогли, напасть на беззащитных зверей. Перед вами лесная поляна. Переставьте хищников в левую сторону, а травоядных в правую.- Кто хочет первым начать спасать зверей?
( дети работают около панно «Лесная поляна».)
- Вы справились и с этими заданием Бастинды.
г) Д.И. «Покорми зверей»
- Что бы выполнить последнее задание Бастинды, вы должны занять свои места за столами.
- Перед вами лежат картинки, на которых изображены дикие животные, а вокруг них пища, которой они питаются . Выберите и обведите кружком только то, чем питается ваш зверь.
- Какой зверь изображён у тебя на картинке?
- Какая картинка оказалась лишней? Почему?
- Чем питается твой медведь?
- Вы преодолели это препятствие. Подойдите ко мне.
д) Логоритмическое упражнение «Дорога в лес».
-Дальше в лес нас поведёт дорога, по которой надо идти, проговаривая и прохлопывая по слогам слова:
«ПУТЬ НЕ ЛЁГКИЙ МЫ ПРОЙДЁМ ОТ БАСТИНДЫ ЛЕС СПАСЁМ». Давайте потренируемся. Вперёд.
е) Д.И. «Скажи наоборот».
- Вот мы и добрались до леса.
- Злая Бастинда превратила весь снег, лежащий на деревьях в чулки и башмачки. Расколдовать его мы сможем только тогда, когда сделаем так, чтобы все звери в лесу подружились. Вы будете снимать по очереди башмачки и чулочки и отдавать их мне. я буду говорить о звере слово , а вы скажете наоборот. Например: я скажу лось пугливый - а вы скажите смелый.
- Кто снимет первый башмачок? и т.д.
волк злой- добрый (какое слово надо подобрать, чтобы волк подружился с другими животными).
заяц трусливый - храбрый
медведь грубый - вежливый
белка слабая - сильная
ёжик неряшливый - аккуратный
- Лес расколдован. Здесь под ёлкой лежат снежинки. Посмотрите на них, какие они? ( красивые, прозрачные, воздушные, резные, серебристые, узорчатые).
- Возьмите каждый по снежинке и украсьте лес.
(логопед раздаёт каждому по две снежинки).
-Какой красивый у нас стал лес. И всё это благодаря вам , вашим знаниям и вашей доброте. Каждое растение, каждого животного надо оберегать, не уничтожать . Ведь не зря русская пословица гласит:
Кто природу губит - тот свой край не любит.
Кто умеет добрым быть - тот сможет природу сберечь и полюбить.
3. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наше занятие.
- Какое доброе дело мы сделали сегодня на занятии?
.- Какие задания вам больше всего запомнились?
.- Какие герои вам помогали преодолевать препятствия?
- Подошло время сказать до свидания лесу и нашим гостям.
Конспект ООД на тему:«Путешествие в лес»
(старшая группа для детей с ОНР)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
•активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
• совершенствовать навык ответа на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
• формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;
Коррекционно-развивающие:
• развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики.
профилактика близорукости
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Логопед. – Добрый день, дети. Я хочу вам подарить свою улыбку, приготовьте ладошки, а теперь вы мне подарите свои. Эти улыбки принесут вам хорошее настроение и успех при выполнении заданий.
-В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти
Интересней приключенья вам , ребята, не найти
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь
По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдём
И лесных зверей сегодня обязательно найдём.
Под музыку логоритмикаВ лес идём, В лес идём по дорожкам мы идёмВ лес идём. В лес идём звонко песенку поём….
Вот мы добрались с вами до леса.
- Ребята, посмотрите кого вы здесь видите?
- Как мы можем их всех назвать двумя словами?
- Почему мы их называем дикими?
- Каждый из них хочет поздороваться на своём языке. Вы должны узнать, чей это голос.
Слайд 2.
(щелчок-звук, щелчок-картинка с животным)
Дети. Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.
II Основная часть.
1. Д/и «Чей домик? »
Логопед.- Всем на свете нужен дом,
Чтоб жилось уютно в нём,
Нужен взрослым и ребятам,
Птицам , рыбам и зверятам.
Наши животные, не могут найти свои жилища. Что делать?
Дети: - надо помочь им.
Логопед. – Правильно, для этого вам надо будет ответить полным предложением на мои вопросы. Правильность ответов нам поможет проверить…..Саша.
( ребёнок садится за компьютер и проверяет правильность ответов, нажимая на картинки с животными)
Слайд № 3 (щелкать на картинку с животным- данное животное перемещается в своё жилище)
Логопед. Где живет белка?
Дети. Белка живёт в дупле.
Логопед. Значит это чье дупло?
Дети. Это беличье дупло.
Логопед. Где живет волк?
Дети. Волк живёт в логове.
Логопед. Значит это чье логово?
Дети. Это волчье логово.
Логопед. Где живет лиса?
Дети. Лиса живёт в норе.
Логопед. Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора и т. д.
Логопед. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.
3. Д/и "Где, чья мама? "
Логопед. Знают взрослые, и дети мамы есть у всех на свете,
и не только у детей, есть у маленьких зверей.
- Ребята. детёныши наших животных потеряли своих мам и забыли как их зовут. Как нам поступить?
Дети. Нужно помочь детёнышам диких животных найти своих мам и вспомнить их имена .
Логопед: - Правильно. А помогут нам в этом компьютеры. Займите свои места. Задание в парах выполняйте по очереди. Приступайте к выполнению задания.
( дети парами садятся за столы и выполняют данное задание по компьютеру)
Слайд №4 (щелкнуть на соответствующую картинку детеныша)
- Все выполнили задание, а теперь расскажите, как же зовут мам животных
Дети: - у лисёнка мама – лисица и т.д.
Логопед проверяет правильность ответов на экране.
- Молодцы вы помогли детёнышам.
3. Гимнастика для глаз (дети превращаются в зверей и выполняют гимнастику для глаз)
Подойдите ко мне. Выполним с вами гимнастику для глаз
Мой весёлый. Звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, синий , голубой Не угнаться за тобой
4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »
Логопед. Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.
Слайд №5 (по щелчку звери появляются во весь рост)
Дети. Это уши зайца
- откуда появился заяц?
Логопед. Чей хвост виднеется за деревом?
Дети. Это хвост белки
_ откуда появилась белка
Логопед. Чья спина спряталась за бревном?
Дети. Это спина волка
5. Игра «Кто, что делает»
Слайд №6 “Слова действия”. Глаголы.
Дети составляют предложения по картинкам.
Ребята вы можете выполнять различные действия6 ходить разговаривать. Бегать. А какие действия могут выполнять дикие животные?
Давайте посмотрим что-же делают наши животные.
Логопед. Что делает белка?
Дети. Белка грызет орехи.
Логопед. Что делает ежик?
Дети. Ежик бежит по дорожке.
Логопед. Что делает волк?
Дети. Волк воет на луну.
Логопед. Что делает бобр?
Дети. Бобр грызет дерево.
Логопед. Что делают зайцы?
Дети. Зайцы скачут по полянке.
Логопед. Что делает медведь?
Дети. Медведь лезет на дерево.
- Я скажу вам по секрету, что жители сказочного леса очень любят играть.
Они приглашают вас тоже с ними поиграть в игру «отгадай – изобрази».
- Животные превратились в тени. Вы должны угадать чья эта тень и изобразить этого животного
III. Рефлексия.
Логопед. Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Логопед. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Логопед: - Что вам больше всего заполнилось и понравилось на нашем занятии?
Оценить работу детей
Конспект ООД на тему: «Автоматизация звуков р, рь в словах и предложениях»
Цели: = автоматизация звуков «р», «рь» в слогах, словах, предложениях;
= активизация словаря по теме: «Профессиии»;
= закрепление навыка чтения;
= развитие фонематического слуха, памяти, внимания, связной речи;
= профилактика нарушений зрения, снятие психоэмоционального напряжения
= воспитание умения вслушиваться в речь логопеда.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход занятия.
Оргмомент- Я хочу подарить тебе улыбку, приготовь ладошки. А теперь ты мне подари свою. Эти улыбки принесут нам успех и хорошее настроение на нашем занятии.
- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по стране рычании, но для начала давай вспомним правило, без которого там нам с тобою не обойтись.
Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Всё медленно и внятно
Чтоб всем было понятно.
Артикуляционная гимнастика
- Выполним упражнения для языка
Выполняются упражнения: «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Дятел»
Автоматизация звука «р» в слогах
Сегодня по стране рычании с нами будет путешествовать сказочный герой. Кто это ты узнаешь, отгадав загадку.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик-друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад! (Буратино)
- Буратино приготовил тебе много интересных заданий, но чтобы добраться до них ты должен преодолеть препятствие – прочитать слоги.
Ребёнок читает слоги: РА,РА,РЫ,РУ,АР,ОР,УР,ИР
4. Автоматизация звука «р» в словах
А) Отгадывание загадок
С огнем бороться мы должны-
Мы смелые работники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Все завтраки, обеды?
Встаём мы очень рано.
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам
На работу.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтоб в тепле и красоте,
Счастливо люди жили в нём.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит:
Кто болен, он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
- Как можно назвать эти отгадки одним словом. Что это? (Профессии)
Б) Д. И. «Определение место звука в слове»
- Ты должен назвать картинку и определить где находится звук «р» в слове: начале, середине или конце слова.
Повар, доярка, рыбак.
В) Д.И. «Четвёртый лишний»
- Посмотри на картинки и определи, какой здесь предмет лишний.
Человеку какой профессии нужны оставшиеся предметы?
Лекарства, грузовик, градусник, шприц
Кран, малярные кисточки, сковорода, кирпич.
Гимнастика для глаз «Мой весёлый звонкий мяч»
- Буратино любит играть в мяч, давай поиграем вместе с ним.
6. Развитие фонематического слуха.
Д.И. «Слушай и считай»
- Выложи столько палочек сколько раз услышишь в стихотворении звук «р».
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
По волнам корабль плывет,
Капитан его ведет.
Не страшны ему туманы,
Мели, льдины, ураганы
Все болезни лечит врач,
Он уколет – ты не плачь.
Веселей гляди вокруг:
Детский врач –детишкам друг
Автоматизация звука «р» в предложении.
- Прочитай слова, вставляя в них звук «р» и придумай с ними предложение.
7. Рефлексия.
- По какой стране мы сегодня путешествовали?
- Что больше всего тебе понравилось там?
Ребёнок сам оценивает свою работу, выбирая кружок опредённого цвета .
Диагностический мониторинг.
Мониторинг коррекционно-логопедической работы
Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследуется 3 раза в год по следующим параметрам:
звукопроизношение;
фонематические процессы;
словарный запас;
грамматический строй речи;
связная речь;
пространственная ориентировка;
артикуляционная моторика;
мелкая моторика.
Критерии оценки уровня функции:
№ п/пПараметры Уровни развития функции Характеристика
Звукопроизношение Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный Нарушено несколько групп звуков
Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи
Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков
Звукопроизношение в норме
Фонематические процессы Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный Не слышит данный звук в любой позиции
Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы
С заданием справляется, но допускает несколько ошибок
Фонематические процессы в норме
Словарный запас Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный Активный словарь ограничен бытовым уровнем
Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы
Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения
Активный словарь близок к возрастной норме
Грамматический строй речи Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный Речь резко аграмматичнаДопускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении
Грамматический строй близок к возрастной норме
Связная речь
Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный
Фразовая речь резко аграмматичнаИспытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой
При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков
Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции
Пространственная ориентировка Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный
Не ориентируется на плоскости и в пространстве
Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-левоОриентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения
Пространственная ориентировка соответствует возрасту
Артикуляционная моторика
Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный
Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата
Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений
Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения
Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей
Мелкая моторика Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)
Испытывает затруднения при выполнении динамических проб
Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. Мелкая моторика в норме
Консультации для педагогов и родителей.
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими ОНР, в условиях логопедической группы
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что с каждым годом возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, с различными проблемами в физическом и психическом развитии. На этом фоне наблюдался и рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи.В настоящее время увеличилось количество детей, поступающих в компенсирующие группы детей с ОНР и имеющих разнообразные вторичные диагнозы. У детей с двойным диагнозом нарушена социальная коммуникация, требуют развития психические процессы, не сформирована способность к волевым усилиям, произвольная регуляция эмоционального состояния и поведения. Так же было выявлено, что эти дети испытывают существенные трудности адаптации к условиям дошкольного учреждения, а выпускники к школьным учреждениям. Сложившаяся ситуация диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих ее изменить. В Указе президента РФ от 01.06.2012г. №761 о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг. одним из ключевых принципов является сбережение здоровья каждого ребенка. В Указе отмечено, что в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. В связи с этим, наиболеее актуальным и востребованным педагогами остается включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании педагогических принципов обучения, а именно: Принцип доступности и индивидуальности – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разномуПринцип «Не навреди» - Этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.Принцип постепенного усложнения заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения.Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.Принцип наглядности является основным в обучении движению.Принцип единства с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.В настоящее время в нашем дошкольном учреждении в работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии, которые можно условно разделить на четыре категории:-технологии медико-профилактического сопровождения;-технологии сохранения и стимулирования здоровья.-технологии обучения здоровому образу жизни.-коррекционные технологии.1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: -разработка рекомендаций по сохранению и укреплению детского здоровья; -организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, -организация закаливания; -организация профилактических мероприятий в детском саду:- щадящий режим в период адаптации ребенка и в восстановительный период после болезни,- витаминизация, -иммунизация (иммунопрофилактическая гриппозная вакцинация, плановая вакцинация), -полоскание рта, -оздоровление фитонцидами (употребление в пищу лука и чеснока, «чесночные бусы», вдыхание паров лука и чеснока), -аромотерапия;-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; - создание санитарно – гигиенических условий.2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Одним из методов оздоровления детей является утренняя гимнастика, или как еще мы говорим зарядка. Само слово говорит о том, что дети получают заряд бодрости на целый день. Поэтому дети должны получить серьезную физическую нагрузку. Физкультурная минутка - динамическая пауза, которую проводят с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работы на хорошем уровне. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение..3. Технологии обучения здоровому образу жизни.Самомассаж.Ежедневно перед началом НОД, и во время гимнастики пробуждения мы проводим игровой массаж рук или «Массаж волшебных точек ушек», эти массажи чередуются. «Массаж волшебных точек ушек» основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания, защиты организма от простудных заболеваний. Он доступен для детей старшего возраста. (Видео «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручками» Бунина З.Г.)4. Коррекционные технологии.Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Учитель-логопед разучивает с ребенком артикуляционные упражнения перед зеркалом. Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику с детьми по заданию учителя-логопеда в тетради взаимосвязи. Одной из коррекционных здоровьесберегающих технологий является психогимнастика. Психогимнастика прежде всего направлена на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в расслаблении. Дети изучают разные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.Мы используем с целью психофизической разрядки.
Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников.
Консультация для родителей и педагогов о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме;построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя – логопеда. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Онатренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика провожу в различных формах коррекционной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом, а также формирую правильный логопедический длительный выдох.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика провожу ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в помещении и 1 раз в неделю на прогулке по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Здоровье сберегу – сам себе я помогу». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
В коррекционной работе использую следующие коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. Для проведения артикуляционной гимнастики использую наглядный материал, авторские мультимедийные презентации. Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.